ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2547/2022 от 01.06.2022 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2022 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой Н.Р., при секретаре ФИО3, с участием помощника военного прокурора Иркутского гарнизона ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-2547/2022 по административному исковому заявлению военного прокурора Иркутского гарнизона в интересах Российской Федерации, в защиту неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Иркутского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.

Военной прокуратурой Иркутского гарнизона в ходе мониторинга информации, размещенной для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайтов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлен Интернет-ресурс:

Установлено, что на сайте размещена информация, в соответствии с которой российские войска совершили военные преступления и преступления против человечества, выраженные в массовых убийствах мирных граждан, сопровождающиеся случаями мародерства, похищений и пыток в марте 2022 г. в городе Буча и его окрестностях. Данная информация носит публичный характер, дискредитирующий Вооруженные силы Российской Федерации.

Также, в ходе мониторинга интернет-страницы установлено, что её посещение свободно, общедоступно для всех лиц без исключения. Сайт не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием страницы, скопировать информацию, может любой пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Обеспечение свободного доступа к указанной информации, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, нарушает право последних на информационную безопасность – состояние защищенности граждан, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их физическому, психическому, духовному и нравственному здоровью. Распространение указанной информации, в частности посредством размещения в сети Интернет, может сподвигнуть граждан на совершение противоправных деяний.

Военный прокурор Иркутского гарнизона с учетом уточнённого административного иска просит суд признать информацию, содержащуюся сети «Интернет» на странице сайта с адресом: , содержащую информацию о дискредитации вооруженных сил Российской Федерации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник военного прокурора Иркутского гарнизона ФИО4 административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить.

Представитель Управления Роскомнадзора по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в своем отзыве указал, что интернет-страница , в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится, находится в открытом доступе по состоянию на Дата, полагает возможным удовлетворить заявленные требования, ходатайствует о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы административного дела, исследовав представленные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность доказательств, их взаимосвязь в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяют свое действие на производство по административным делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которого на территории Российской Федерации запрещено.

В силу ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно п.1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 1). При этом запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6).

В соответствии с п. 5 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно положениям ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сети адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Судом установлено, что Военной прокуратурой Иркутского гарнизона проведены проверочные мероприятия в сфере надзора за исполнением требований федерального законодательства, направленные на выявление и пресечение размещения информации, дискредитирующие Вооруженные силы Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что в свободном доступе в сети «Интернет» на Интернет-ресурсе: размещена информация, в соответствии с которой российские войска совершили военные преступления и преступления против человечества выраженные в массовых убийствах мирных граждан, сопровождающиеся случаями мародерства, похищений и пыток в марта 2022 г. в городе Буча и его окрестностях. Данная информация носит публичный характер, дискредитирующий Вооруженные силы Российской Федерации.

Интернет-страница: опубликована в сети Интернет её посещение свободно, общедоступно для всех лиц без исключения. Сайт не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием страницы, скопировать информацию, может любой пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования ограничен. Ограничение на передаче, копирование и распространение отсутствует.

По используемым для размещения запрещенной информации адресам в сети «Интернет» решение уполномоченного органа о внесении адреса сайта в Единый реестр доменных имен отсутствует, о чем свидетельствует универсальный сервис проверки ограничения доступа (единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено).

Из акта осмотра интернет-страницы усматривается, что на указанной интернет-странице размещена информация, в соответствии с которой российские войска совершили военные преступления и преступления против человечества, выраженные в массовых убийствах мирных граждан, сопровождающиеся случаями мародерства, похищений и пыток в марта 2022 г. в городе Буча и его окрестностях. Данная информация носит публичный характер, дискредитирующий Вооруженные силы Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обеспечение свободного доступа к указанному в заявлении прокурора интернет-сайту, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, нарушает право последних на информационную безопасность – состояние защищенности граждан, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их физическому, психическому, духовному и нравственному здоровью. Распространение указанной информации, в частности посредством размещения в сети Интернет, может сподвигнуть граждан на совершение противоправных деяний.

В силу ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об обороне", Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Федеральным законом от 04.03.2022 N 32-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) внесены изменения в части введения уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации.

Так, ч. 1 ст. 207.3 УК РФ уголовно-наказуемым деянием является публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Квалифицирующими признаками того же деяния являются совершение его лицом с использованием своего служебного положения; группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с искусственным созданием доказательств обвинения; из корыстных побуждений; по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Статья 208.3 УК РФ запрещает публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года. Запрещены под угрозой наказания и публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, повлекшие смерть по неосторожности и (или) причинение вреда здоровью граждан, имуществу, массовые нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо создавшие помехи функционированию или прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Также, ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Помимо изложенного, привлечение к уголовной ответственности неизбежно за призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации либо российских юридических лиц, совершенные гражданином Российской Федерации после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года (ст. 284.2 УК РФ).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. При этом запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности (ст. 12 Закона N 114-ФЗ).

Согласно ч.ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В связи с чем, информация, размещенная на данном сайте, обладает признаками информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Суд принимает в качестве доказательств скриншоты страницы указанного первоисточника, они заверены прокурором, проводившим проверку, содержат название и адрес сайта, тем самым доказывают, что информация взята именно из этих официальных источников.

Распространяемая в сети Интернет информация нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, интересы Российской Федерации, в связи с чем подлежит ограничению.

На основании изложенного, суд считает, что в соответствии с требованиями п. 6 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ информация, содержащаяся сети «Интернет» на странице сайта с адресом: , запрещена к распространению.

Учитывая изложенное, заявленные военным прокурором Иркутского гарнизона административные исковые требования о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на перечисленных интернет-страницах являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных КАС РФ, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению, поскольку заявленные требования связаны с защитой государственных интересов, направленных на пресечение противоправной деятельности по распространению информации с использованием сети "Интернет", а также защитой интересов неопределенного круга - пользователей сети "Интернет" с целью установления правового состояния, обеспечения неукоснительного соблюдения требований действующего законодательства и защиты основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, а также в целях предупреждения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление военного прокурора Иркутского гарнизона в интересах Российской Федерации, в защиту неопределённого круга лиц – удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся сети «Интернет» на странице сайта с адресом: , содержащую информацию о дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Направить копию решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области для включения указанной интернет-страницы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сети адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Обжалование решения не приостанавливает его исполнение.

Судья Н.Р. Мухаметова

Мотивированное решение составлено 01 июня 2022 года.