ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2548/2022 от 19.07.2022 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

Уникальный идентификатор дела: 66RS0044-01-2022-003269-83

КОПИЯ

Дело № 2а-2548/2022

Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2022 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2022 года город Первоуральск Свердловской области

Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Антропова И.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора города Первоуральска Свердловской области Фетисовой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рябковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело № 2а-2548/2022 по административному исковому заявлению прокурора города Первоуральска Свердловской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

прокурор города Первоуральска Свердловской области, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайтах с URL-адресами: https://pervouralysk1.sex-rach.com/, https://prostitutkipervouralskadosug.info/, https://pervouralsk-dosug.ru/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что на указанных ресурсах размещена информация об оказании интимных услуг за денежное вознаграждение. Установлено, что на данных страницах сайтов размещена информация об оказании платных интимных услуг, что является прямым нарушением законодательства. Между тем, указанная информация не может свободно распространяться на территории Российской Федерации, и должна быть признана информацией, распространение которой запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора города Первоуральска Свердловской области Фетисова А.С. на удовлетворении требований административного иска настаивала.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, в том числе путем размещения сведений на интернет-сайте Первоуральского городского суда Свердловской области, в том числе путем размещения сведений на интернет-сайте Первоуральского городского суда Свердловской области, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращался. От заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и письменные пояснения на административное исковое заявление, в котором указало, что информация, размещенная на интернет-ресурсе https://prostitutkipervouralskadosug.info/ недоступна, а размещенная на интернет-ресурсах https://pervouralysk1.sex-rach.com/, https://pervouralsk-dosug.ru/ информация на 15.07.2022 находится в открытом доступе, все три указанных интернет-ресурса не включены в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Учитывая надлежащее извещение указанного лица о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства и определил рассмотреть дело в его отсутствие.

В целях соблюдения и реализации одного из принципов административного судопроизводства, закрепленного в части 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда, судом установлено наличие на сервисе АНО «Координационный центр доменов.RU/.РФ» сведений о регистраторе доменного имени pervouralsk-dosug.ru и направлен запрос в ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» о предоставлении регистрационных данных об администраторе и владельце указанного доменного имени, истребуемые сведения не представлены.

Аналогичная информация содержится в рапорте старшего помощника прокурора г. Первоуральска, приложенным административным истцом к административному исковому заявлению, согласно которому в ходе проведения надзорных мероприятий были получены сведения с сайта REG.RU, не позволяющие идентифицировать местонахождение (адрес) правообладателей или администраторов сайтов.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации иисполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуроры в соответствии с законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами.

Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор всоответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд сзаявлением.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд садминистративным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Судопроизводство по административным делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - запрещенная информация), осуществляется по общим правилам судопроизводства, установленным Разделом III Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Общие правила производства в суде первой инстанции) с особенностями, установленными главой 27.1 этого Кодекса, вступившей в действие с 01 октября 2019 года.

В соответствии со статьей 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.

Согласно статье 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 01 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Между тем подлежащие публичной защите требования охраны общественного порядка несовместимы с осуществлением деятельности, свидетельствующей о распространении информации запрещенной федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Обинформации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Обинформации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации, следует понимать информацию, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой города Первоуральска Свердловской области проведен мониторинг сети «Интернет» по вопросам исполнения законодательства об информации сиспользованием информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

В рамках проведения мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет размещения для неограниченного круга лиц информации установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» имеются сайты, на которых размещена информация об оказании интимных услуг за денежное вознаграждение.

Установлено, что на страницах сайтов с URL-адресами: https://pervouralysk1.sex-rach.com/, https://prostitutkipervouralskadosug.info/, https://pervouralsk-dosug.ru/ размещена информация об оказании платных интимных услуг, что является прямым нарушением законодательства. Указанная информация подтверждается рапортом старшего помощника прокурора города Первоуральска Свердловской области, скриншотами страниц сайтов в сети Интернет.

Статьями 240, 241 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за вовлечение в занятие проституцией, организацию занятия проституцией.

Статьями 6.11, 6.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непосредственное занятие проституцией и получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием проституцией другого лица.

Размещенная информация находится в широком доступе и не только побуждает граждан совершать преступления, но и воспитывает противоправное поведение.

Как следует из акта изготовления скриншота от 17 июня 2022 года, составленного старшим помощником прокурора города Первоуральска Свердловской области, спорные доменные имена, указатели страниц сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не включены в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, что в соответствии со статьей 65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ) определены виды информации, которые причиняют вред здоровью и (или) развитию детей.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание заниматься проституцией.

Данная информация на вышеуказанных сайтах создает образ проституции как приемлемого явления, в том числе среди несовершеннолетних, а также мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, занимающихся проституцией и пользующихся услугами проституток.

В силу вышеизложенного, информация об оказании интимных услуг, размещенная на данных интернет-ресурсах, нарушает действующее законодательство.

Таким образом, проанализировав нормы материального права и фактические обстоятельства дела, оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что размещенная в сети Интернет на сайтах с URL-адресами: https://pervouralysk1.sex-rach.com/, https://prostitutkipervouralskadosug.info/, https://pervouralsk-dosug.ru/, информация запрещена к распространению на территории Российской Федерации, фактически способствует совершению правонарушений, в связи с чем доступ к указанным ресурсам должен быть ограничен.

В силу статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Обинформации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Обинформации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».

Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Обинформации, информационных технологиях и о защите информации», в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и(или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Обинформации, информационных технологиях и о защите информации», основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда опризнании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости направления копии решения в адрес Территориального органа Роскомнадзора - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу для внесения информации о доменных именах, указателях страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", и ограничения к ним доступа (блокирования).

При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора города Первоуральска Свердловской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, – удовлетворить.

Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на страницах сайтов:

https://pervouralysk1.sex-rach.com/,

https://prostitutkipervouralskadosug.info/,

https://pervouralsk-dosug.ru/.

Настоящее решение является основанием для включения указанных страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Первоуральский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись. И.В. Антропов

Копия верна: судья - И.В. Антропов