Дело № 2а-254/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2017 года город Лермонтов
Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Федотовой Т.М.,
при секретаре Ряполовой С.Н.,
с участием помощника прокурора города ФИО2 Муравлева Я.А.,
представителя административного ответчика администрации г. ФИО2 по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города ФИО2 в защиту интересов муниципального образования г. ФИО2 и неопределенного круга лиц к администрации г. ФИО2 о признании действий незаконными, возложении обязанности внести изменения в муниципальные правовые акты администрации г. ФИО2,
установил:
Прокурор города ФИО2 обратился в суд в защиту интересов муниципального образования г. ФИО2 и неопределенного круга лиц с административным иском к администрации г. ФИО2 о признании действий незаконными, возложении обязанности внести изменения в муниципальные правовые акты администрации г. ФИО2. В обоснование иска указал, что 17.03.2017 прокурором города принесен протест на постановление администрации г. ФИО2 Ставропольского края от 30.06.2014 № 580 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Организация и осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования города ФИО2», который зарегистрирован в общем отделе администрации города ФИО2 03.04.2017.
24.03.2017 прокурором города принесен протест на постановление администрации г. ФИО2 Ставропольского края от 20.12.2013 № 1504 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель города ФИО2», который зарегистрирован в общем отделе администрации города ФИО2 03.04.2017.
Постановление № 580 и постановление № 1504 не соответствуют требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Выявленные в постановлениях нарушения федерального законодательства в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, имеют коррупционную составляющую.
14.04.2017 в прокуратуру города ФИО2 из администрации города ФИО2 поступила информация об удовлетворении протеста прокурора от 17.03.2017, и внесении изменений в постановление № 1504.
07.04.2017 в прокуратуру города ФИО2 из администрации города ФИО2 поступила информация об удовлетворении протеста прокурора от 24.03.2017, и внесении изменений в постановление № 580.
Вместе с тем, в ходе проведенной 29.08.2017 прокуратурой города проверки установлено, что в постановления администрации города ФИО2 Ставропольского края от 20.12.2013 № 1504 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель города ФИО2», от 30.06.2014 № 580 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Организация и осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования города ФИО2» по состоянию на 29.08.2017 не внесены изменения, постановления в соответствия с требованиями действующего законодательства не приведены.
Просит суд признать действия администрации города ФИО2 Ставропольского края, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении протестов прокурора города ФИО2 от 17.03.2017 на постановление администрации города ФИО2 Ставропольского края от 30.06.2014 № 580 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Организация и осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования города ФИО2» и от 24.03.2017 на постановление администрации города ФИО2 Ставропольского края от 20.12.2013 № 1504 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель города ФИО2» выразившиеся в невнесении изменений в соответствии с действующим законодательством в постановления администрации города ФИО2 Ставропольского края от 20.12.2013 № 1504 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель города ФИО2», и от 30.06.2014 № 580 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Организация и осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования города ФИО2», незаконными. Обязать администрацию города ФИО2 Ставропольского края в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законною силу внести изменения в п. 3.3.2 постановления администрации города ФИО2 Ставропольского края от 20.12.2013 № 1504 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель города ФИО2» и п. 3.3.2 постановления администрации города ФИО2 Ставропольского края от 30.06.2014 № 580 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Организация и осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования города ФИО2».
В судебном заседании помощник прокурора г. ФИО2 Муравлев Я.А. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации г. ФИО2 по доверенности ФИО1 не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. «г» п. 9 Национальной стратегии противодействия коррупции утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460, национальная стратегия противодействия коррупции реализуется органами местного самоуправления, путем оперативного приведения муниципальных правовых актов - в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Как следует из представленных материалов, постановлением администрации г. ФИО2 от 20.12.2013 г. № 1504 утвержден административный регламент исполнения администрацией г. ФИО2 Ставропольского края муниципального земельного контроля на территории муниципального образования г. ФИО2.
Постановлением администрации г. ФИО2 от 30.06.2014 г. № 580 утвержден административный регламент исполнения администрацией г. ФИО2 Ставропольского края муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования г. ФИО2.
Прокурор в обоснование иска указывает, что постановление № 850 и постановление № 1504 не соответствуют требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
Так, Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ в ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ внесены изменения и дополнения, согласно которым основанием для проведения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является:
- поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
- мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в ч. 1 и 2 ст. 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора).
Также в ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ закреплено, что одним из оснований для проведения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Помимо этого, в соответствии с п. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Согласно ст. 2 Закона Ставропольского края № 129-кз «Об отдельных вопросах осуществления муниципального жилищного контроля», муниципальный жилищный контроль на территории Ставропольского края осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.
Помимо этого, в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Согласно ст. 3 Постановлением Правительства Ставропольского края от 10.07.2015 № 304-п «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Ставропольского края», муниципальный земельный контроль осуществляется органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также в соответствии с настоящим Порядком и принятыми в соответствии с настоящим Порядком нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Однако, вышеуказанные положения Федерального закона № 294-ФЗ не нашли своего отражения в п. 3.3.2 Постановлении № 580 и п. 3.3.2 Постановления № 1504, что недопустимо, т.к. может привести к нарушению прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении них внеплановых проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля за использованием земельных участков на территории города ФИО2.
Выявленные в постановлениях нарушения федерального законодательства в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 имеют коррупционную составляющую.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1
«О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протесты вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены ст. 23 Федеральный закон № 2202-1.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 2202-1, протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
17.03.2017 прокурором города принесен протест на постановление администрации города ФИО2 Ставропольского края от 30.06.2014 № 580 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Организация и осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования города ФИО2».
24.03.2017 прокурором города принесен протест на постановление администрации города ФИО2 Ставропольского края от 20.12.2013
№ 1504 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель города ФИО2».
07.04.2017 в прокуратуру города ФИО2 из администрации города ФИО2 поступила информация об удовлетворении протеста прокурора от 24.03.2017, и внесении изменений в постановление № 580.
14.04.2017 в прокуратуру города ФИО2 из администрации города ФИО2 поступила информация об удовлетворении протеста прокурора от 17.03.2017, и внесении изменений в постановление № 1504.
Вместе с тем, в ходе проведенной 29.08.2017 прокуратурой города проверки установлено, что в постановления администрации города ФИО2 Ставропольского края от 20.12.2013 № 1504 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель города ФИО2», от 30.06.2014 № 580 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Организация и осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования города ФИО2» по состоянию на 29.08.2017 не внесены изменения, постановления в соответствия с требованиями действующего законодательства не приведены.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Оценивая в совокупности доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора города ФИО2 о признании действий администрации города ФИО2 незаконными и возложении обязанности внести изменения в нормативно-правовые акты администрации г. ФИО2.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора города ФИО2 в защиту интересов муниципального образования г. ФИО2 и неопределенного круга лиц к администрации г. ФИО2 о признании действий незаконными, возложении обязанности внести изменения в муниципальные правовые акты администрации г. ФИО2 – удовлетворить.
Признать действия администрации города ФИО2 Ставропольского края, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении протестов прокурора города ФИО2 от 17.03.2017 на постановление администрации города ФИО2 Ставропольского края от 30.06.2014 № 580 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Организация и осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования города ФИО2» и от 24.03.2017 на постановление администрации города ФИО2 Ставропольского края от 20.12.2013 № 1504 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель города ФИО2» выразившиеся в невнесении изменений в соответствии с действующим законодательством в постановления администрации города ФИО2 Ставропольского края от 20.12.2013 № 1504 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель города ФИО2», и от 30.06.2014 № 580 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города ФИО2 Ставропольского края муниципальной функции «Организация и осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования города ФИО2», незаконными.
Обязать администрацию города ФИО2 Ставропольского края в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения через Лермонтовский городской суд.
Председательствующий судья Т.М. Федотова