ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-254/19 от 21.02.2020 Кичменгско-городецкого районного суда (Вологодская область)

УИД 35RS0015-01-2019-000416-42

Дело № 2а-27/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кичменгский Городок 21 февраля 2020 года

Кичменгско-Городецкий районный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Шемякиной Р.В.,

при секретаре Згурской И.А.,

с участием административного истца, заместителя прокурора района Кузнецова С.В.,

представителя административного ответчика Кузнецовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Кичменгско-Городецкого района Вологодской области Кузнецов С.А. в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о возложении обязанности по проведению лесоустройства,

установил:

заместитель прокурора района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился с административным исковым заявлением к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о возложении обязанности в 24-х месячный срок со дня вступления в силу решения суда провести лесоустройство в границах Кичменгско-Городецкого лесничества Вологодской области в части: закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В обосновании заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки установлено, что Департаментом лесного комплекса Вологодской области не реализуются в установленном порядке требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории Кичменгско-Городецкого лесничества Вологодской области. По сведениям административного ответчика лесоустройство на территории Кичменгско-Городецкого лесничества последний раз проводилось в 2006 году. По информации Кичменгско-Городецкого территориального лесничества в 2017 и 2018 годы использование расчетной лесосеки превысило 60 %. Проводимые на территории Кичменгско-Городецкого лесничества мероприятия по охране лесов не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции № 122, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет.

Определением суда от 23.01.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.

Протокольным определением суда от 21.02.2020 принято заявление административного истца об уточнений требований, в котором автор административного иска просил о возложении обязанности на Департамент лесного комплекса Вологодской области провести мероприятия по лесоустройству на территории Кичменгско-Городецкого лесничества в части закрепления на местности границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов и таксации лесов общей площадью 591 802 га.; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов общей площадью 595 611 га.

В судебном заседании административный истец, заместитель прокурора района Кузнецов С.А., административные исковые требования к административному ответчику Департаменту лесного комплекса Вологодской области поддержал в полном объеме. Полагал, что заявленный административным истцом срок – в течение 24-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным для проведения необходимых мероприятий по лесоустройству.

Представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области, по доверенности Кузнецова Е.В., в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление. Не отрицая того факта, что на Департаменте лесного комплекса Вологодской области лежит обязанность по проведению мероприятий по лесоустройству, указанных административным истцом, пояснила, что проведение мероприятий по лесоустройству в указанные прокурором сроки не представляется возможным, поскольку на само проведение лесоустроительных работ потребуется два года, до одного года потребуется на выделение Россельхозом финансирования в виде субвенций из федерального бюджета, закрепления их в законе об областном бюджете за Департаментом на осуществление мероприятий по лесоустройству, на организацию и проведение процедур по закупке работ на проведение лесоустройства. Просила увеличить указанный срок до трех лет и учесть, что согласно п. 25 Лесоустроительной инструкции № 122 закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов не требуется, если ранее было проведено лесоустройство. В 2006-2007 годах лесоустройство в лесничестве проведено, кроме того оно ежегодно проводится путем доведения ежегодного государственного задания, которое лесничеством выполняется.

Заинтересованное лицо, представитель Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, надлежаще извещен. Отзыв на административный иск не предоставил.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Согласно части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

Согласно пп.1.1, 2.2.9 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 № 1108 Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент) является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области. Проводит на землях лесного фонда в границах Вологодской области лесоустройство, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации.

Правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков закреплены в Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122.

Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов (п.116 Лесоустроительной инструкции).

Периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов - 20 лет (п.31 Лесоустроительной инструкции).

Письмом Рослесхоза от 21.06.2007 № МГ-06-54/4459 «О проведении лесоустроительных работ» установлено, что источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида могут быть соответственно федеральный бюджет в виде субвенций, бюджеты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, внебюджетные источники финансирования, а также отдельные лесопользователи на лесных участках, переданных им в аренду или постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно п. 31 Лесоустроительной инструкции в Кичменгско-Городецком районе лесоустройство проводится по второму и третьему таксационным разрядам лесов, то есть через 15 лет.

Лесоустройство на территории района проводилось в 2006-2007 во всех участковых лесничествах, то есть на площади 606 129 га.

Вместе с тем в 2017 и 2018 годах расчетная лесосека превышала 50% и составляла в 2017 году – 62,6 %, в 2018 году – 58,0 %, соответственно периодичность лесоустройства – 10 лет.

На территории Кичменгско-Городецкого участкового лесничества в 2015 году проведено лесоустройство лесных участков в части таксации площадью 3 089 га. и в настоящее время проводится в части таксации и воспроизводства на площади 10 518 га., соответственно площадь лесных участков, где не проведено лесоустройство в части таксации составляет 591 802 га., в части проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляет 595 611 га.

Поскольку Департамент лесного комплекса Вологодской области является уполномоченным органом, обеспечивающим проведение лесоустройства в виде таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, заявленные административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем требования административного истца о проведении лесоустройства в части закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков являются излишне заявленными, поскольку согласно пункту 25 Лесоустроительной инструкции № 122 закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков лесоустроительными знаками производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей на территории лесничеств, лесопарков, на которых ранее не проводилось лесоустройство.

Доводы административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области о недостаточности средств на проведение лесоустроительных работ не являются основаниями для освобождения уполномоченного государственного исполнительного органа от реализации им обязанности, возложенной законом, поскольку вопросы достаточности финансирования имеют несудебный порядок разрешения.

Вместе с тем, принимая во внимание положения п.п. 32, 33 Лесоустроительной инструкции о выполнении таксации лесов в течение двух лет, объема лесоустроительных работ, который необходимо провести, временные затраты на выделение финансирования из федерального бюджета в виде субвенций бюджету Вологодской области на осуществление переданных полномочий по проведению лесоустройства, организации и проведении закупок с целью заключения государственного контракта на проведение лесоустройства, суд считает необходимым увеличить срок исполнения решения суда до 01.01.2023.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования заместителя прокурора Кичменгско-Городецкого района Вологодской области удовлетворить.

Возложить на Департамент лесного комплекса Вологодской области обязанность по проведению лесоустройства в границах Кичменгско-Городецкого лесничества Вологодской области: в части таксации лесов общей площадью 591 802 га; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов общей площадью 595 611 га. в срок до 01.01.2023.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кичменгско-Городецкий районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья - Р.В. Шемякина

Решение в окончательной форме изготовлено 21 февраля 2020 года.