ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-254/2021 от 28.12.2021 Кадомского районного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Ермишь 28 декабря 2021 года

Кадомский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Сасакина В.А.

с участием административного истца - заместителя прокурора Ермишинского района Рязанской области Симакина Е.А.

представителя административного ответчика Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области - адвоката ассоциации «Коллегия адвокатов Чучковского района» Рязанской области Пришвина В.В., представившего удостоверение и доверенность без номера от ДД.ММ.ГГГГ

представителя заинтересованного лица депутата Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области Карцева С.Т. - адвоката ассоциации «Коллегия адвокатов Чучковского района» Рязанской области Пришвина В.В., представившего ордер от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре - Дороговой Ю.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда р.п. Ермишь, Рязанской области административное дело № 2а-254/2021 по административному иску и.о. прокурора Ермишинского района Рязанской области Симакина Е.А. в защиту интересов Российской Федерации, МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области к Думе МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области Карцева С.Т., в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по предоставлению достоверных и полных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги ФИО1 за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и возложении обязанности досрочно прекратить полномочия депутата МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области Карцева С.Т., в связи с утратой доверия,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Ермишинского района Рязанской области Симакин Е.А. (далее по тексту (административный истец и.о. прокурора Симакин Е.А.) в защиту интересов Российской Федерации, МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области (в дальнейшем административный ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области Карцева С.Т. (далее депутат Карцев С.Т.), в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по предоставлению достоверных и полных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги ФИО1 за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности досрочно прекратить полномочия депутата Карцева С.Т., в связи с утратой доверия.

В обоснование заявленных требований административный истец и.о. прокурора Симакин Е.А. указал, что прокуратурой Ермишинского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.

В соответствии с абзацем 20 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ) лицо, замещающее муниципальную должность - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в дальнейшем Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ) и другими федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ если, иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, установленным Законом Рязанской области от 25.12.2017 года № 105-ОЗ «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, и порядке проверки достоверности и полноты таких сведений» (далее Порядок), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей представляются лицами, замещающими муниципальную должность ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Законом Рязанской области от 30.04.2020 года № 21-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов, связанных с представлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года» установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, срок представления которых установлен законами Рязанской области, за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года представляются до 1 августа 2020 года включительно.

В силу пункта 6 Порядка, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются Губернатору Рязанской области через уполномоченный Правительством Рязанской области центральный исполнительный орган государственной власти Рязанской области в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений (далее уполномоченный орган) лично или путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

Согласно пункту 3 Порядка, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

Прокуратурой Ермишинского района в ходе изучения справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Ермишинской районной Думы, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей установлено, что депутат Карцев С.Т. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в разделе 3 «Сведения об имуществе» подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» не указал сведения о принадлежащих ему на праве собственности земельных участках (кадастровый площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый площадью <данные изъяты> кв.м.) и принадлежащем ему машино-месте (кадастровый ).

Кроме того, в разделе 3 «Сведения об имуществе» подразделе 3.2 «Транспортные средства» депутат Карцев С.Т. не указал сведения о принадлежащих ему на праве собственности автомобиле <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, прицепе <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, прицепе <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> и полуприцепе <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>.

Также, депутат Карцев С.Т. в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» не указал сведения об открытых счетах в <данные изъяты>.

Помимо этого, депутат Карцев С.Т. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ своей супруги ФИО1 в разделе 3 «Сведения об имуществе» подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» не указал сведения о принадлежащих ей на праве собственности земельных участках <данные изъяты>.

Кроме того, в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ своей супруги ФИО1 в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» депутатом Карцевым С.Т. не указаны сведения об открытом счете в <данные изъяты>.

Таким образом, депутатом Карцевым С.Т. были представлены заведомо недостоверные и неполные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги ФИО1. за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 5 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.

Исключение из указанного правила предусмотрено частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в случае, если искажение сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является несущественным, то к депутату могут быть применены меры ответственности, указанные в данной норме.

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ермишинского района председателю Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области ФИО2 было направлено представление о досрочном прекращении полномочий депутата Карцева С.Т., в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области указанное представление было рассмотрено и принято решение о том, что искажение представленных депутатом Карцевым С.Т. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги является не существенным и в соответствии с частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ он был привлечен к ответственности в виде предупреждения.

Указанное решение является незаконным, поскольку ранее Конституционный Суд РФ отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года№ 104-О).

Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата, за исключением случаев, если искажение этих сведений является несущественным (часть 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ).

Однако, не указание депутатом Карцевым С.Т. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведений о принадлежащих ему <данные изъяты> земельных участках общей площадью более <данные изъяты> квадратных метров, машино-месте, автомобиле, 3 прицепов и <данные изъяты> счетов в банках, а также не указание им в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ своей супруги ФИО1 сведений о принадлежащих ей <данные изъяты> земельных участках общей площадью более <данные изъяты> квадратных метров и <данные изъяты> счете в банке имеет существенный характер и ни при каких обстоятельствах не может быть признано незначительным искажением этих сведений.

Соответственно в рассматриваемой ситуации мера ответственности, предусмотренная частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в виде предупреждения к депутату Карцеву С.Т. не применима.

Вместе с тем, административным ответчиком Думой МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области допущено бездействие, выразившееся в неисполнении требований о досрочном прекращении полномочий депутата Карцева С.Т., в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

При этом, не исполнение административным ответчиком Думой МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области требований законодательства о противодействии коррупции противоречит интересам Российской Федерации и МО- Ермишинский муниципальный район, Рязанской области в указанной сфере.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с изложенными обстоятельствами, административный истец и.о. прокурора Симакин Е.А. просит суд признать незаконным бездействие Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области, выразившееся в непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата Карцева С.Т. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по представлению достоверных и полных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги ФИО1 за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать Думу МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области на ближайшем после вступления решения суда в законную силу заседании досрочно прекратить полномочия депутата Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области Карцева С.Т., в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по представлению достоверных и полных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги ФИО1 за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установленной Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

В судебном заседании административный истец заместитель прокурора Ермишинского района Симакин Е.А. поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Заинтересованное лицо депутат МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области Карцев С.Т. в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела был извещен своевременно и надлежащим образом.

Суд на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица депутата Карцева С.Т.

Представитель административного ответчика Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области, а также заинтересованного лица депутата Карцева С.Т. адвокат Пришвин В.В. административные исковые требования административного истца и.о. прокурора Симакина Е.А. не признал, пояснив, что из представленных административным истцом и.о. прокурора Симакиным Е.А. материалов не усматривается каким - именно способом административный истец Симакин Е.А. пришел к выводу о том, что депутатом Карцевым С.Т. были представлены неполные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Отсутствие же сведений о наличии либо отсутствии денег на расчетных счетах не указанных либо указанных в поданных документах, может существенно повлиять на оценку тех критериев, по которым производится оценка неполноты или недостоверности представленных сведений.

Кроме того, административным истцом и.о. прокурора Симакиным Е.А. при принятии решения о направлении ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанного представления председателю Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области и обращении в суд с административным исковым заявлением были превышены полномочия, данные ему законом, выразившееся в нарушении положений частей 7.2, 7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. Данный закон устанавливает строгий порядок в соответствии с которым и должен действовать прокурор.

Установив, какие либо нарушения, прокурор не имел права подменять собой полномочия руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а обязан был в порядке, установленном законодательством Рязанской области обратиться по этому поводу к Губернатору Рязанской области. При этом, информация выявленная прокурором в ходе проверки в соответствии с Законом Рязанской области от 25.12.2017 года № 105-ОЗ «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами замещающими указанные должности, и порядке проверке достоверности и полноты таких сведений» является лишь основанием для проведения проверки в отношении депутата Карцева С.Т., порядок проведения которой установлен вышеуказанным законом. Порядок наказания в случае выявления какого-либо нарушения также строго регламентирован данным законом и не может быть произвольно изменен или подменен административным истцом.

Кроме того, указанным законом предусмотрен определенный порядок информирования политических партий, общественных объединений и иных организаций, чего не может сделать прокуратура.

В связи с изложенными обстоятельствами, представитель административного ответчика Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области и заинтересованного лица депутата Карцева С.Т. адвокат Пришвин В.В. просит суд в удовлетворении административных исковых требований и.о. прокурора Симакина Е.А. отказать.

Выслушав объяснения административного истца заместителя прокурора Симакина Е.А., представителя административного ответчика Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области и заинтересованного лица депутата Карцева С.Т. адвоката Пришвина В.В., а также исследовав, материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021 года, с изм. от 23.11.2021 года) (далее Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021 года, с изм. от 23.11.2021 года). Этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

В силу абзаца 20 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) лицо, замещающее муниципальную должность - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021 года, с изм. от 23.11.2021 года) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 26.05.2021 года) (в дальнейшем Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021 года) и другими федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021 года) лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021 года) если, иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона 25.12.2008 года № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021 года) критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.

В соответствии с пунктом 5 Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, установленным Законом Рязанской области от 25.12.2017 года № 105-ОЗ «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, и порядке проверки достоверности и полноты таких сведений» сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей представляются лицами, замещающими муниципальную должность ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Законом Рязанской области от 30.04.2020 года № 21-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов, связанных с представлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года» установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, срок представления которых установлен законами Рязанской области, за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года представляются до 1 августа 2020 года включительно.

В силу пункта 6 указанного Порядка сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются Губернатору Рязанской области через уполномоченный Правительством Рязанской области центральный исполнительный орган государственной власти Рязанской области в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений лично или путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

Согласно пункту 3 названного Порядка, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года (ред. от 26.05.2021 года) № 273-ФЗ (статьи 12.1 и 13.1), Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021 года, с изм. от 23.11.2021 года), пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021 года) влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата, за исключением случаев, если искажение этих сведений является несущественным (часть 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021 года, с изм. от 23.11.2021 года)).

Таким образом, непредставление депутатом представительного органа муниципального образования, в том числе сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021 года) в силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021 года, с изм. от 23.11.2021 года) влечет безальтернативное досрочное прекращение полномочий такого депутата.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021 года).

Как установлено судом и следует из материалов административного дела:

ДД.ММ.ГГГГ Карцев С.Т. был избран депутатом Совета депутатов МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области четвертого созыва, а затем ДД.ММ.ГГГГ делегирован в состав Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области, что подтверждается протоколом территориальной избирательной комиссии о результатах выборов по многомандатному избирательному округу , решением территориальной избирательной комиссии Ермишинского района, Рязанской области № 48/253 от 10.09.2018 года и решением Совета депутатов МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района Рязанской области от 17.09.2018 года № 3 «О делегировании депутатов Совета депутатов Нарминского сельского поселения в состав Ермишинской районной Думы (л.д. 11-13).

Между тем, в ходе проверки прокуратурой Ермишинского района, Рязанской области исполнения законодательства о противодействии коррупции и изучения справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей было установлено, что депутат Карцев С.Т. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в разделе 3 «Сведения об имуществе» подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» не указал сведения о принадлежащих ему на праве собственности земельных участках <данные изъяты> и принадлежащем ему машино-месте <данные изъяты>.

Кроме того, в разделе 3 «Сведения об имуществе» подразделе 3.2 «Транспортные средства» депутат Карцев С.Т. не указал сведения о принадлежащих ему на праве собственности автомобиле <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, прицепе <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, прицепе <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> и полуприцепе <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>.

Также депутат Карцев С.Т. в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» не указал сведения об открытых счетах в <данные изъяты>.

Помимо этого, Карцев С.Т. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ своей супруги ФИО1 в разделе 3 «Сведения об имуществе» подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» не указал сведения о принадлежащих ей на праве собственности земельных участках <данные изъяты>.

При этом, в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ своей супруги ФИО1 в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» депутатом Карцевым С.Т. не указаны сведения об открытом счете в <данные изъяты> (л.д. 14-76).

Указанные обстоятельства административным ответчиком Думой МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области и заинтересованным лицом депутатом Карцевым С.Т. не оспаривались, в связи с чем, суд считает их установленными.

Таким образом, суд приходит к выводу, что депутатом Карцевым С.Т. в нарушение вышеуказанных положений действующего антикоррупционного законодательства были представлены Губернатору Рязанской области заведомо недостоверные и неполные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги ФИО1 за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Ермишинского района, Рязанской области Стрелковым А.Б. было направлено главе МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области, председателю Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области ФИО2 представление о досрочном прекращении полномочий депутата Карцева С.Т., в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных нормами вышеуказанного законодательства (л.д. 77-81).

ДД.ММ.ГГГГ данное представление было рассмотрено на заседании Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области и принято решение о применении к депутату Карцеву С.Т. за представление вышеуказанных недостоверных и неполных сведений, искажение которых было признано несущественным, меры ответственности в виде предупреждения (решение от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 82-90, 92-93).

Указанное решение Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области было опубликовано в «Информационном бюллетене Ермишинского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 94-118).

Однако, данное решение административного ответчика Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области является необоснованным и незаконным, поскольку не указание депутатом Карцевым С.Т. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведений о принадлежащих ему <данные изъяты> земельных участках общей площадью более <данные изъяты> квадратных метров, машино-месте, автомобиле, 3 прицепов и 4 счетов в банках, а также не указание им в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ своей супруги ФИО1 сведений о принадлежащих ей <данные изъяты> земельных участках общей площадью более <данные изъяты> квадратных метров и <данные изъяты> счете в банке, по мнению суда, имеет существенный характер и никоим образом, не может быть признано незначительным искажением этих сведений.

Вместе с тем, суд отвергает и не принимает во внимание вышеуказанные доводы представителя административного ответчика Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области и заинтересованного лица адвоката Пришвина В.В., заявленные в обоснование не признания административного иска по следующим основаниям.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Следовательно, внесенные 03 апреля 2017 года в статью 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ ((ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе с органами местного самоуправления (подпункт «д.1» пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») ставит перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, и не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Таким образом, доводы представителя административного ответчика Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области и заинтересованного лица депутата Карцева С.Т. адвоката Пришвина В.В. об отсутствии у административного истца прокурора права на проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, обращение в суд с требованием о прекращении полномочий депутата в порядке, установленном КАС РФ, основаны на неверном понимании и толковании правовых норм, регулирующих спорные публичные правоотношения.

Также, учитывая установленные обстоятельства дела, в данной ситуации не имеют юридического значения и другие доводы представителя административного ответчика Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области и заинтересованного лица депутата Карцева С.Т. адвоката Пришвина В.В. о неполноте проведенной проверке, выразившейся в не установлении наличия или отсутствия денежных средств на счетах в банках, которые в справках не указал депутат Карцев С.Т.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).

Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения.

Неисполнение депутатом Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области Карцевым С.Т. требований законодательства о противодействии коррупции влечет прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, соответствуют положениям частей 7.1, 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021 года, с изм. от 23.11.2021 года).

В связи с этим, суд находит незаконным бездействие административного ответчика Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области, выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата Карцева С.Т. по вышеизложенным основаниям, по поводу нарушения им ограничений антикоррупционного законодательства и считает необходимым возложить на административного ответчика Думу МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области по досрочному прекращению полномочий депутата Карцева С.Т. в соответствии с компетенцией указанного представительного органа МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области, определенной ч.11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021 года, с изм. от 23.11.2021 года).

При этом, не исполнение административным ответчиком Думой МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области требований законодательства о противодействии коррупции противоречит интересам Российской Федерации и МО- Ермишинский муниципальный район, Рязанской области в указанной сфере.

При таких обстоятельствах, у суда имеются все предусмотренные законом основания для полного удовлетворения заявленных требований административного истца и.о. прокурора Ермишинского района Симакина Е.А.

Согласно ч. 2 ст. 178, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный ответчик Дума МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области освобожден от уплаты государственной пошлины.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление и.о. прокурора Ермишинского района, Рязанской области Симакина Е.А. в защиту интересов Российской Федерации, МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области к Думе МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области - удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области, выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области Карцева С.Т., в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по предоставлению достоверных и полных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги ФИО2 за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установленной Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021 года) «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021 года, с изм. от 23.11.2021 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обязать Думу МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области на ближайшем после вступления решения суда в законную силу заседании, досрочно прекратить полномочия депутата Думы МО-Ермишинский муниципальный район, Рязанской области Карцева ФИО2, в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по представлению достоверных и полных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги ФИО2 за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установленной Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021 года) «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021 года, с изм. от 23.11.2021 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также - сообщить в Кадомский районный суд Рязанской области и прокуратуру Ермишинского района Рязанской области об исполнении решения суда в течение 1 (одного) месяца, со дня вступления в законную силу решения суда по административному делу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Кадомский районный суд в течение 1 (одного) месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

председательствующий: судья Сасакин В.А.