ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-254/2022 от 12.05.2022 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2022 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе председательствующего - судьи Соцкова П.М., при секретаре судебного заседания Бухареве Д.А., с участием представителя административного истца Тарасова А.А., рассмотрев административное делопо административному исковому заявлению военнослужащей войсковой части ДД.ММ.ГГГГ Кузькиной ФИО1 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации, командира войсковой части и Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и неначислением дохода от инвестирования накоплений,

установил:

Кузькина, через своего представителя, обратилась в суд с административным иском, в котором просила:

- признать незаконными действия войсковой части , связанные с несвоевременным включением ее в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС);

- обязать Министерство обороны РФ перечислить в Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Росвоенипотека) для зачисления на ее именной накопительный счет (далее – ИНС) сумму инвестиционного дохода, которая была бы начислена в случае своевременного включения в реестр НИС, за период с даты возникновения основания для включения в реестр НИС по настоящее время, за вычетом фактически учтенных на ее ИНС доходов от инвестирования накоплений.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования, пояснив, что его доверитель проходит военную службу в войсковой части в воинском звании «». В соответствии со 117-ФЗ, она относится к категории военнослужащих, подлежащих включению в реестр НИС на основании волеизъявления. Кузькина обратилась с рапортом на включение в реестр НИС в ДД.ММ.ГГГГ года, однако фактически включена в реестр НИС в июне 2021 года, что повлияло на размер ученного на ее ИНС инвестиционного дохода.

На вопросы суда Тарасов пояснил, что доначисление инвестиционного дохода необходимо произвести за период с даты возникновения основания для включения в реестр НИС по ДД.ММ.ГГГГ года.

В письменных возражениях представитель Министерства обороны РФ требования административного иска Кузькиной не признал, указав, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено начисление инвестиционного дохода в период, когда военнослужащий не был включен в реестр участников НИС. Обращает внимание суда на отсутствие со стороны военного ведомства нарушений в отношении заявителя, а также на пропуск срока, установленного ст. 219 КАС РФ, поскольку о невключении в реестр НИС Кузькиной стало известно в ДД.ММ.ГГГГ года, после ознакомления с уведомлением.

В письменных объяснениях представитель Росвоенипотеки требования административного искового заявления Кузькиной не признал, ссылаясь на обстоятельство отсутствия механизма и методики расчета недополученного дохода от инвестирования накоплений за период, когда лицо не состояло в реестре НИС. Также, каких-либо незаконных действий/бездействия со стороны Росвоенипотеки относительно несвоевременного включения Кузькиной в реестр НИС допущено не было. Размер инвестиционного дохода каждого участника напрямую зависит от суммы денежных средств, учтенных на его ИНС, от количества участников НИС, от суммы денежных средств, учтенных на ИНС всех участников НИС, от объема средств, находящихся в доверительном управлении, сроков инвестирования, а также от суммы дохода, полученного по итогам доверительного управления. Таким образом, инвестиционный доход имеет внебюджетную природу и восстановление права административного истца на упущенный инвестиционный доход за счет бюджетных средств не учитывает специфику возникших правоотношений. Вместе с тем указанное право административного истца может быть восстановлено за счет поступающего и распределяемого Росвоенипотекой инвестиционного дохода.

В письменных возражениях Врио командира войсковой части требования административного иска Кузькиной не признал, указав, что поскольку военнослужащая включена в реестр НИС с ДД.ММ.ГГГГ года, ранее этой даты у административного истца права на получение дохода от инвестирования накоплений у нее не имелось. Действующим законодательством не предусмотрено начисление военнослужащим инвестиционного дохода, которые были включены в реестр НИС несвоевременно. Обращает внимание суда на пропуск административным истцом срока, установленного ст. 219 КАС РФ, поскольку о несвоевременном включении в реестр НИС Кузькиной стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ года – даты ознакомления с уведомлением.

Административный истец, административные ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Как усматривается из послужного списка Кузькиной, а также копий контрактов о прохождении военной службы, административный истец проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ года (первый контракт о прохождении военной службы – ДД.ММ.ГГГГ года). Второй контракт о прохождении военной службы заключен ДД.ММ.ГГГГ года, воинское звание «» присвоено ДД.ММ.ГГГГ года, воинское звание «» присвоено ДД.ММ.ГГГГ года.

Из уведомления о включении военнослужащего в реестр усматривается, что заявитель включен в него в ДД.ММ.ГГГГ года, с датой возникновения основания для включения – ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон), являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 20014 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» к участникам НИС относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу до 1 января 2020 года, заключившие второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.

Как усматривается из объяснений ответственного должностного лица по оформлению НИС военнослужащих воинской части , отобранных в рамках разбирательства, относительно несвоевременного включения Кузькиной в реестр участников НИС, в ДД.ММ.ГГГГ, в ходе работы с личными делами военнослужащих, установлено, что административный истец относится к добровольной категории военнослужащих, подлежащих включению в НИС по «» категории. Дата возникновения основания для включения в реестр – дата регистрации обращения в журнале учета служебных документов. После проведенной с военнослужащим беседы установлено, что Кузькина действительно писала рапорт на включение в НИС ДД.ММ.ГГГГ года (исх. № Книги регистрации учетных документов № т. входящее внутренние войсковой части ). Но за незнанием что делать, дальше, военнослужащая хранила его дома. В года, после предоставления всех необходимых документов, они были направлены установленным порядком.

Согласно части 1 статьи 4 Закона, реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: 1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; 2) предоставления целевого жилищного займа; 3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:

1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;

2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;

3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.

Частями 2, 3, 6 и 8 указанной статьи предусмотрено, что размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника накопительно-ипотечной системы, учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования накопительно-ипотечной системы.

Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в обязательном порядке учитываются при формировании и определении размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения.

В период возникновения основания для включения Кузькиной в реестр НИС действовал «Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации» утвержденный приказом Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 года № 166 (далее – Порядок).

Согласно п.п. «г» п. 3 Порядка, к участникам НИС относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками НИС.

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет список данных для включения военнослужащего в реестр по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку и представляет его на подпись начальнику кадрового органа воинской части (должностному лицу, ответственному за планирование и организацию работы с военными кадрами) и командиру воинской части.

Одновременно со списком для включения в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет и приобщает в личное дело военнослужащего личную карточку участника НИС по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом (п. 12).

Подпунктом «г» п. 13 Порядка предусмотрено, что основанием для включения в реестр НИС сержантов и старшин, солдат и матросов - обращение (в письменной форме) об их включении в реестр.

Обращения (в письменной форме) военнослужащих, указанных в подпунктах "г" - "е", "з", "к", "м", "о" настоящего пункта, о включении их в реестр оформляются по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, подлежат регистрации в установленном порядке и приобщаются к личным делам военнослужащих.

Командиры воинских частей несут личную ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.

Указанный в пункте 12 настоящего Порядка комплект документов не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, направляется воинской частью в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны, в котором данная воинская часть состоит на обеспечении (п. 14).

Региональное управление жилищного обеспечения осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения их в реестр по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку (п. 15).

Таким образом, приведенный Порядок, устанавливая четкий порядок и сроки включения военнослужащих в реестр участников НИС, возможности несвоевременного включения в указанный реестр военнослужащего, у которого возникло на это основание, не допускал.

Согласно пунктам 2, 4 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счет.

Именной накопительный счет ведется уполномоченным федеральным органом и является формой аналитического учета, включающей в себя совокупность сведений об учтенных накопительных взносах, о доходе от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, об иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлениях, об операциях по использованию накоплений для жилищного обеспечения, о задолженности участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.

Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.

Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.

В соответствии с пунктами 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.

Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.

Согласно справке за подписью начальника отдела (формирования и ведения именных накопительных счетов) от ДД.ММ.ГГГГ года, ИНС участника НИС с регистрационным номером открыт ДД.ММ.ГГГГ года, с датой возникновения основания для включения – ДД.ММ.ГГГГ года. Учет накоплений на ИНС участника системы и передача их в доверительное управление производится с ДД.ММ.ГГГГ года, инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС с ДД.ММ.ГГГГ года. ЦЖС для приобретения жилого помещения участнику системы не выплачивался. Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года на ИНС участника системы учтены накопления за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере руб., в том числе, доход от инвестирования накоплений в размере руб.

Таким образом, инвестиционный доход за период с ДД.ММ.ГГГГ года по дату фактического включения Кузькиной в реестр на ее ИНС не начислялся, и накопления инвестировались только с ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно п. 111 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2022 года) (Приложение № 7 к Информации об итогах функционирования НИС в ДД.ММ.ГГГГ году), сумма инвестиционного дохода у военнослужащего, своевременно включенного в реестр участников НИС с датой возникновения основания для этого – ДД.ММ.ГГГГ года, составляет руб.

В этой связи, сумма инвестиционного дохода, которая была бы начислена административному истцу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, в случае своевременного включения его в реестр участников НИС, с учетом фактически начисленного инвестиционного дохода, составляет руб. ().

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Кузькина должна была стать участником НИС с ДД.ММ.ГГГГ года, однако, по причине нераспорядительности действий ответственных должностных лиц части, она несвоевременно включен в реестр участников НИС. Несвоевременное включение административного истца в реестр участников НИС привело к начислению на ее ИНС накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения его в указанный реестр по дату открытия ИНС без учета доходов от их инвестирования.

Данное обстоятельство существенно снижает размер накоплений для жилищного обеспечения Кузькиной и препятствует реализации ее жилищных прав в полном объеме.

Как следует из вышеприведенного Порядка, ответственным за формирование и представление документов для включения Кузькиной в реестр участников НИС, с учетом подачи ей рапорта в ДД.ММ.ГГГГ года, являлся командир войсковой части

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме

В связи с этим, суд в рамках восстановления прав административного истца находит возможным признать незаконными действия командира войсковой части связанные с несвоевременным включением Кузькиной в реестр участников НИС.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

Анализируя обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что в результате незаконного бездействия воинских должностных лиц, на ИНС Кармалеева учтены накопления в меньшем размере, чем предусмотрено ч.1 ст.5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», что нарушает его права, гарантированные п.1 ч.1 ст.11 указанного Федерального закона на использование накоплений в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств, а поэтому полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о способе и порядке восстановления нарушенного права истца, суд исходит из следующего.

Предметом спора по настоящему административному делу является нарушение, права Кузькиной на получение накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в полном объёме, то есть с учётом доходов от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом.

В силу п 5 ст. 3 Федерального закона обеспечение функционирования НИС осуществляет уполномоченный федеральный орган.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 апреля 2005 года № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС возложены на Министерство обороны РФ.

Во исполнение названного Указа постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2005 года № 666 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы» установлено, что Министерство обороны РФ является уполномоченным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников НИС.

Министерство обороны РФ как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы: осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о формировании и об использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – заинтересованные федеральные органы); получает от заинтересованных федеральных органов информацию об осуществлении ими деятельности по формированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, а также иную информацию с учётом требований федеральных законов; рассматривает отчёты о поступлении накопительных взносов и направлении на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, о средствах, учтённых на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы, об использовании этими участниками накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, а также о результатах инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, переданных в доверительное управление управляющим компаниям; обращается в суд с исками о защите прав и законных интересов собственника накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, об устранении последствий нарушения законодательства Российской Федерации и о возмещении убытков, причиненных субъектами отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в результате нарушения законодательства Российской Федерации.

Для обеспечения функционирования НИС и реализации Министерством обороны РФ функций уполномоченного федерального органа постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 года № 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в ведении Министерства обороны РФ создано названное учреждение.

В силу п. 6 ст. 3 и п. 13 ч. 2 ст. 7 Федерального закона накопления для жилищного обеспечения, включающие, в том числе доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом, выплачивает участникам НИС или членам их семей после возникновения права на их использование уполномоченный федеральный орган.

Согласно подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 этого Положения Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Министерство обороны РФ является органом, к компетенции которого отнесено участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС и защита нарушенных прав в указанной сфере, и в ведении которого находится Росвоенипотека.

С учетом приведенных норм, поскольку Министерство обороны РФ является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих через НИС, так и защита их нарушенных прав в указанной сфере, то суд находит возможным обязать военное ведомство перечислить в Росвоенипотеку для зачисления на ИНС Кузькиной сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений, за период несвоевременного включения в реестр участников НИС, в размере ДД.ММ.ГГГГ руб., а на Росвоенипотеку возложить обязанность учесть на ИНС Кузькиной сумму недополученного дохода в указанном размере, удовлетворив таким образом заявленные требования.

Приходя к выводам об удовлетворении требований в вышеуказанной части, суд учитывает, что поскольку действующим законодательством, предусмотрено, что военнослужащим являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то такое обеспечение является одной из форм обеспечения военнослужащих жильем. При этом, поскольку подп. 1 и 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона предусмотрено, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на ИНС участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, а также доходов от инвестирования накоплений, то необходимость учета доходов от инвестирования накоплений на ИНС участников прямо предусмотрена законом. Кроме того, поскольку Указом Президента РФ от 20 апреля 2005 года № 449 на Министерство обороны РФ возложены функции уполномоченного органа, обеспечивающего функционирование НИС, а п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2005 года № 800 предусмотрено, что в ведении Министерства обороны РФ для обеспечения функционирования НИС и реализации Министерством обороны РФ функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС, создано Росвоенипотека, то именно данные органы и должны восстанавливать доходы от инвестирования накоплений административного истца.

По вышеприведенным основаниям суд отвергает доводы представителя Росвоенипотеки о том, что право административного истца на доначисление инвестиционного дохода может быть восстановлено за счет поступающего и распределяемого Росвоенипотекой инвестиционного дохода, поскольку это может затрагивать права иных участников НИС.

Доводы представителя Министерства обороны РФ о том, что действующим законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно или не находились в реестре, суд признает несостоятельными, поскольку на основании правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в обзоре практики применения военными судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих в 2019 году, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17 июня 2020 года, при несвоевременном включении военнослужащего по вине воинских должностных лиц в реестр участников НИС, подлежат восстановлению права военнослужащих, в том числе на инвестиционный доход, который был бы начислен военнослужащему в случае, если бы он был включен в реестр в установленные сроки.

Давая оценку доводу относительно пропуска Кузькиной срока, установленного ст. 219 КАС РФ, то суд приходит к выводу о том, что данный срок не пропущен, поскольку до настоящего времени административный истец проходит военную службу, из реестра участников НИС не исключалась, а, следовательно, нарушение ее прав в данном случае носит длящийся характер. Кроме этого, доказательств, подтверждающих доведение до административного истца размера учтенного инвестиционного дохода, после фактического открытия ИНС материалы дела не содержат.

В соответствии со ст. 112 КАС стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Установив в судебном заседании, что право административного истца на своевременное включение в НИС нарушено командиром войсковой части , то судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины (чек – ордер от ДД.ММ.ГГГГ года) подлежат взысканию с названной воинской части.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Кузькиной ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконными действия командира войсковой части , связанные с несвоевременным направлением документов для включения Кузькиной ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить в ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» для зачисления на именной накопительный счет Кузькиной ФИО1. сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с года по года в размере копеек.

Обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» учесть на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Кузькиной ФИО1 сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере копеек, после поступления этой суммы из Министерства обороны Российской Федерации.

Взыскать с войсковой части в пользу Кузькиной ФИО1 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.

Указать ответчикам на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и Кузькиной ФИО1. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 23 мая 2022 года.

Председательствующий подписи

Оригинал решения находится

в административном деле № 2а-100/2022