УИД: 66RS0052-01-2022-000199-42
<данные изъяты>
Гражданское дело № 2а-254/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Сухой Лог | 22 апреля 2022 года |
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Васьковой О.Н.,
при секретаре Боликовой И.К.,
с участием:
административного истца – ФИО1 ФИО11.,
представителя административного ответчика – ФИО2 ФИО12., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, имеющего высшее юридическое образование,
помощника Сухоложского городского прокурора Курило Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление
ФИО1 ФИО13 к Главе городского округа Сухой Лог ФИО3 ФИО14 о признании недействующим нормативного правового акта,
установил:
ФИО1 ФИО15 обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения просит признать недействующим п.2.2 Размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом и если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, утвержденного постановлением Главы городского округа Сухой Лог от 28.12.2021 № 1737-ПГ «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом и если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения» для жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, как противоречащий ч.3 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В обоснование иска указано, что оспариваемое постановление носит характер нормативного правового акта. Административный истец является сособственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> в связи с чем данный акт нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в части оплаты за содержание жилого помещения. Считает, что указанное постановление противоречит ч.3 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений устанавливается только тогда, когда не выбран способ управления многоквартирными домами. По сведениям с сайта ГИС ЖКХ собственники многоквартирных домов на территории городского округа Сухой Лог приняли решение о способе управления многоквартирным домом - управление ООО УК «Сухоложская» на основании п.3 ч. 2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Административный ответчик представил письменный отзыв на административное исковое заявление. Указал, что Глава городского округа Сухой Лог на основании п.5 ст.28 Устава городского округа Сухой Лог издает в пределах своих полномочий правовые акты. Оспариваемое постановление принято в пределах полномочий органа местного самоуправления в соответствии с положениями ч.3 ст. 156, ч.4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Причиной принятия оспариваемого акта явилось истечение срока действия установленного размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме (далее – МКД) для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом и если собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения. Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 № 213/пр. С учетом того, что ожидаемый индекс потребительских цен на 2022 год составляет 4% (104,0%), главой городского округа Сухой Лог на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 утвержден размер платы с максимальным ростом тарифа в 3,6% (не превышает допустимый 4%). Постановление Главы городского округа Сухой Лог от 28.12.2021 № 1737-ПГ опубликовано в установленном законом порядке. Административным истцом в нарушение требований пунктов 5,6 и 8 ч.2 ст.209 КАС РФ не представлено доказательств, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы. На основании чего, в удовлетворении административных исковых требований просят отказать.
Административный истец ФИО1 ФИО16 в судебном заседании доводы иска поддержал в полном объеме, указал, что Глава городского округа не имел полномочий на принятие оспариваемого постановления. Данным постановлением нарушены права как собственника жилого помещения.
Представитель административного ответчика ФИО2 ФИО17 с административным иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Суду пояснила, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом и если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, установлен постановлением Главы городского округа на 2022 год, ранее решением Думы городского округа Сухой Лог от 29.12.2020 № 333-РД размер платы был утвержден только на 2021 год. Оплата за содержание жилого помещения в соответствии с законодательством должна производится, независимо от того приняли собственники решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения или нет. Если собственники жилых помещений в МКД примут указанное решение, то постановление Главы городского округа Сухой Лог в данном случае не будет применяться. Просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Помощник Сухоложского городского прокурора в судебном заседании указал, что у Главы городского округа имеются полномочия на принятие оспариваемого правового акта. Правовой акт применяет ООО УК «Сухоложская», где это необходимо. Дал заключение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Административный ответчик в судебное заседание не явился.
Суд, руководствуясь ч.5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено в судебном заседании, административный истец является собственником 1/16 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.44-45).
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по степени благоустройства является жилым домом квартирного типа с централизованным отоплением, горячим водоснабжением (бойлер) и холодным водоснабжением, водоотведением, централизованным газоснабжением (л.д.205).
Постановлением Главы городского округа Сухой Лог от 28.12.2021 № 1337-ПГ установлен Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом и если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года (л.д.9-22, 149-165). Пункт 2.2 указанного Размера платы применяется к жилым домам квартирного типа с централизованным отоплением, горячим водоснабжением (бойлер) и холодным водоснабжением, водоотведением.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 17, части 3 статьи 34, пункту 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения определяются федеральными законами и уставом муниципального образования. Федеральное законодательство лишь в отдельных случаях определяет конкретный орган местного самоуправления, осуществляющий те или иные полномочия. По общему правилу разграничение полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления осуществляется уставом муниципального образования и иными муниципальными нормативными правовыми актами с учетом в том числе избранной структуры органов местного самоуправления.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ). Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами (части 4, 6 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ).
Установление размера платы за содержание жилого помещения является полномочием органов местного самоуправления по решению вопроса местного значения в сфере жилищных отношений (пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ). Жилищным кодексом Российской Федерации не определен конкретный орган местного самоуправления, к компетенции которого относится его осуществление.
В соответствии со ст. 21 Устава городского округа Сухой Лог, принятого решением Городской Думы МО «г.Сухой Лог» от 10.06.2005 № 84-РГД (далее – Устав городского округа Сухой Лог), структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Дума городского округа Сухой Лог, Глава городского округа Сухой Лог, Администрация городского округа Сухой Лог, Счетная палата городского округа Сухой Лог (л.д.99-131).
Согласно п.3 ст.28 Устава городского округа Сухой Лог Глава городского округа возглавляет Администрацию городского округа и исполняет полномочия Главы Администрации городского округа.
Согласно пп.3 п.5 ст.28 Устава городского округа Сухой Лог Глава городского округа Сухой Лог наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Таким образом, оспариваемый правовой акт принят в пределах полномочий Главы городского округа Сухой Лог с соблюдением требований к форме нормативного акта.
Частями 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно п.1 ст. 45 Устава городского округа Сухой Лог официальным опубликованием муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в газете «Знамя Победы», а также на официальном сайте городского округа Сухой Лог по адресу www.goslog.ru.
Постановление Главы городского округа Сухой Лог от 28.12.2021 № 1337-ПГ в полном объеме было опубликовано в газете «Знамя Победы» от 30.12.2021 № 102 (л.д.24-42, 157-158).
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным органом местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных ему законом. Требования законодательства, устанавливающего правила принятия нормативного правового акта и введения его в действие, в том числе порядок опубликования, соблюдены.
Доводы административного истца о том, что Глава городского округа не может издавать распоряжения, постановления, суд находит несостоятельными. Протест Сухоложского городского прокурора на Устав городского округа Сухой Лог от 10.03.2022 № 02-01-2021 (л.д.198-200, 224-226) относится к структуре правовых актов органов местного самоуправления и не свидетельствует об отсутствии у Главы городского округа Сухой Лог полномочий на издание постановлений. Согласно указанному протесту в систему муниципальных правовых актов не входят постановления Администрации городского округа.
Проверяя нормативное содержание оспариваемого постановления в части указанной в административном исковом заявлении на соответствие ч.3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, регулирующим спорное правоотношение, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как следует из ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями устанавливать размер, в том числе платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Как следует из положений ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с ч. 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с действующей редакцией приведенной нормы такой размер должен устанавливаться органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Такие методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06 апреля 2018 года N 213/пр.
Из материалов дела следует, что согласно копии договора управления многоквартирным домом № 132/9 от 06.06.2019 (л.д.86-98), сведениям ГИС ЖКХ (л.д.52-66), протокола заседания счетной комиссии от 28.12.2006 (л.д.47-50) в качестве способа управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, установлена управляющая организация ООО УК «Сухоложская».
При этом как следует из представленных ООО УК «Сухоложская» материалов, собственники помещений многоквартирного <адрес> на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на 2022 год.
Приведенные выше нормативные положения об установлении органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлены на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагают возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений. Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 522-О-О.
Таким образом, органы местного самоуправления при определении размера платы за содержание жилого помещения обязаны учитывать требования приведенных норм, обосновывая устанавливаемый размер указанной платы в зависимости от типа, технического оснащения и состояния многоквартирных домов, степени их физического износа и других критериев, то есть установленные размеры платы должны быть экономически обоснованными.
Так, из текста оспариваемого постановления следует, что органом местного самоуправления установлены величины платы по отдельным видам услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые поименованы в минимальном перечне услуг и работ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290.
Определением платы за отдельные виды работ и услуг достигается также и дифференциация данной платы в зависимости от технических характеристик и перечня инженерного оборудования, входящего в состав общего имущества.
На период с 01.01.2021 по 31.12.2021 размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом и если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, был установлен решением Думы городского округа Сухой Лог от 29.12.2020 № 333-РД (л.д.159-165).
Согласно экономическому обоснованию на 2022 год размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом и если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, данный размер определен с учетом индекса потребительских цен на 2022 год, который составляет не более установленного в 4%. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме был проиндексирован на индекс потребительских цен относительно установленных на 2021 год (л.д.146-148, 166-168,169).
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что п.2.2 Размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом и если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, утвержденного постановлением Главы городского округа Сухой Лог от 28.12.2021 № 1737-ПГ «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом и если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения» не противоречит требованиям ч.3 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании чего в удовлетворении административного иска необходимо отказать.
Руководствуясь ст. ст. 177, 180 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 ФИО18 к Главе городского округа Сухой Лог ФИО3 ФИО20ФИО19 о признании недействующим нормативного правового акта - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12.05.2022.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Сухоложского городского суда
Свердловской области О.Н. Васькова