Дело № 2а-255/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пустошка
Псковская область 04 октября 2018 года
Опочецкий районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Шлапаковой Г.В. при секретаре Приступа М.А.,
с участием: административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании отказа в осуществлении кадастрового учёта объекта недвижимости незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании отказа в осуществлении кадастрового учёта объекта недвижимости незаконным. В обоснование административного искового заявления указано следующее.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от **.**.**** по делу № произведен раздел земельного участка площадью **.**.**** кв. м, расположенного по <адрес> и выдел в натуре земельных участков ФИО1 и ФИО2. ФИО2 выделен земельный участок площадью **.**.**** кв. м, в счет **.**.**** доли из состава общей долевой собственности участка с № и земельный участок площадью **.**.**** кв. м из земельного участка с № в счёт **.**.**** доли жилого дома и надворных построек, а всего выделен земельный участок прямоугольной формы общей площадью **.**.**** кв. м из земельного участка с № по результатам межевого плана от **.**.****, подготовленного кадастровым инженером ООО “Гипрозем” ФИО4, по линиям границ, определенных и обозначенных поворотными точками на чертеже земельных участков и их частей, по точкам №
ФИО1 выделена оставшаяся часть земельного участка площадью **.**.**** кв. м.
За ФИО1 признано право собственности на земельный участок площадью **.**.**** кв. м, за ФИО2 – на земельный участок площадью **.**.**** кв. м. Этим же решением прекращено право долевой собственности ФИО1 и ФИО2 на исходный земельный участок площадью **.**.**** кв. м.
В связи с тем, что ФИО2 умерла в **.**.****, о чем административный истец узнал в ходе разбирательства гражданского дела № в Опочецком районном суде, на указанном земельном участке в <адрес> никто из родственников ФИО2 не появлялся **.**.****, а с ее родственниками ФИО1 связаться не смог, в начале **.**.**** административный истец сделал межевой план участка на основании данного Апелляционного определения и **.**.**** обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на вновь образованный земельный участок площадью **.**.****
**.**.**** ФИО1 получил от административного ответчика Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с тем, что регистрация права на все вновь образованные в результате раздела земельные участки должна осуществляться одновременно со стороны ФИО1 и со стороны ФИО2 После этого административный истец принимал неоднократные попытки дозвониться до родственников ФИО2, но безуспешно.
**.**.**** ФИО1 снова обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на вновь образованный земельный участок площадью **.**.****, на которое получил Уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права за № от **.**.****. В указанном уведомлении говорилось, что регистрация права на все вновь образованные в результате раздела земельные участки должна осуществляться одновременно, в связи с чем, ФИО2 также необходимо подать заявление о государственной регистрации права. Данным уведомлением административному истцу предлагалось в трехмесячный срок устранить причины приостановления или обжаловать их в апелляционной комиссии, созданной при Управлении Росреестра по Псковской области.
Так как ФИО5 умерла в **.**.****, а связаться с ее родственниками у административного истца нет возможности, потому как по имеющимся номерам телефона никто не отвечает, на письма, высланные по адресу ее проживания ответа нет, поэтому выполнить требование Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об одновременной регистрации права на все вновь образованные в результате раздела земельные участки не представляется возможным.
Обращаться в апелляционную комиссию, по мнению ФИО1, в данном случае бесполезно, так как устранить недостатки, на которые административному истцу указали в уведомлении о приостановке кадастрового учета не представляется возможным по независящим от административного истца причинам, поэтому он дождался отказа от административного ответчика и обратился в суд с административным иском.
**.**.**** административный истец получил уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав №, № на основании того, что за период приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, от второго собственника – ФИО2 заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права не поступило.
В результате административный истец не может осуществить государственную регистрацию права собственности, что ограничивает его в реализации в полной мере правомочий собственника, в том числе по распоряжению своим имуществом.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре недвижимости органами, осуществляющими такую государственную регистрацию, а так как право собственности административного истца на вновь образованный земельный участок площадью № кв. м не зарегистрировано, то, следовательно, распоряжаться им как собственностью административный истец не может, в связи с чем, и любая сделка с этим земельным участком невозможна.
Административный истец считает отказ административного ответчика в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным, поскольку данный отказ препятствует ему в реализации правомочий собственника. Полагает, что регистрация права собственности, установленного судебным решением, не может быть поставлена в зависимость от действий каких-либо третьих лиц.
В связи с чем, просит признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области от **.**.****№, № об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на земельный участок, незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО1; возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области обязанность повторно рассмотреть поданное **.**.**** заявление ФИО1 о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>; обязать Административного ответчика провести государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок на основании представленных документов.
От представителя административного ответчика поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором он выражает своё несогласие с заявленными требованиями и просит в административном иске отказать в связи со следующим.
Административный ответчик полагает, что административный иск ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляется одновременно в связи с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 8-10 ч. 5 настоящей статьи.
Также, в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона о регистрации в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков. При этом согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости исходный земельный участок с кадастровым номером № находится в общей долевой собственности, где **.**.**** долей в праве собственности принадлежит ФИО1, а **.**.**** – ФИО2.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от **.**.**** по делу № произведен раздел земельного участка площадью **.**.**** кв. м, расположенного по <адрес> и выдел в натуре земельных участков ФИО1 и ФИО2. ФИО2 выделен земельный участок площадью общей площадью **.**.**** кв. м, а ФИО1 выделен земельный участок площадью общей площадью **.**.**** кв. м. Вопреки требованиям, установленным Законом о регистрации, за осуществлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образованные земельные участки обратился только ФИО1. Соответствующего заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от второго собственника – ФИО2 представлено не было. Исходя из чего Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Псковской области просит административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание явились.
Административный истец поддержал требования, изложенные в административном исковом заявлении, и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО3 требования, указанные в административном исковом заявлении, не признала по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив и оценив письменные доказательства, собранные по делу, приходит к следующему.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объёме.
В соответствии с ч. 9 этой же статьи при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными только в случае, если установит совокупность обстоятельств: несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о регистрации.
Пунктами 1, 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости, а также если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 данного Федерального закона.
В ч. 2 ст. 41 Закона о регистрации указано, что в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.
В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № находится в общей долевой собственности, где **.**.**** долей в праве собственности принадлежит ФИО1, а **.**.**** – ФИО2 (л. д. №).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от **.**.**** по делу № произведен раздел земельного участка площадью **.**.**** кв. м, расположенного по <адрес> и выдел в натуре земельных участков ФИО1 и ФИО2. ФИО2 выделен земельный участок площадью общей площадью **.**.**** кв. м, а ФИО1 выделен земельный участок площадью общей площадью **.**.**** кв. м (№).
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области от **.**.**** за №№, № приостановлено осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении земельного участка, расположенного по <адрес>, с кадастровым номером № в связи с тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона о регистрации в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков. При этом согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости. А так как ФИО1 обратился с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет и о регистрации права собственности на данный участок один, то это обстоятельство явилось для регистрационного органа препятствием к осуществлению регистрационных действий в силу прямого указания закона. Указанным уведомлением осуществление действий по государственному кадастровому учету объекта недвижимости и государственной регистрации прав приостановлено до устранения заявителем причин приостановления, но не более чем до **.**.**** (л. д. №).
Так как ФИО1 в силу объективных, не зависящих от него обстоятельств, в срок, указанный в уведомлении регистрационного органа, не смог устранить причину, послужившую препятствием к осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении своего земельного участка, то уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области от **.**.**** за №№, № ему было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельный участок (л. д. №).
Определением Опочецкого районного суда Псковской области от **.**.**** по гражданскому делу №, вступившем в законную силу **.**.****, установлено, что ФИО2 умерла **.**.**** в городе Санкт-Петербурге. Таким образом, судом установлено, что обратиться в регистрационный орган совместно с ФИО2 административный истец не может, в связи со смертью последней.
Оценив все представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, учитывая установленные обстоятельства по делу и вышеперечисленные нормы права, суд считает решение Управления Росреестра об отказе в осуществлении кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером **.**.**** незаконным. При этом суд находит оспариваемое решение нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, связанные с владением объектом недвижимости. В связи с этим подлежат удовлетворению требования административного истца о признании оспариваемого решения административного ответчика незаконным и нарушающим права и законные интересы ФИО1
Учитывая, что в силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, рассмотрение вопросов о постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков и государственной регистрации права возложено на уполномоченные органы, в данном случае на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, подменять компетенцию данных органов суд не вправе, поэтому требование административного истца об обязании административного ответчика произвести государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок удовлетворению не подлежит.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть ранее поданное заявление ФИО1 о государственном кадастровом учёте изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по <адрес>, из которого по решению суда произведен выдел земельного участка площадью **.**.**** кв. м, принадлежащего на праве собственности ФИО1 на основании Апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от **.**.**** по делу №, с учётом всех предоставленных заявителем документов. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области от **.**.****№, № об отказе в осуществлении кадастрового учёта и государственной регистрации права незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО1.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области обязанность повторно рассмотреть поданное **.**.**** заявление ФИО1 о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.В. Шлапакова
Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2018 года.
Судья Г.В. Шлапакова