ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-255/18 от 12.11.2018 Севастопольского гарнизонного военного суда (город Севастополь)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 ноября 2018 г. г. Севастополь

Севастопольский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Храменкова П.В., при секретаре судебного заседания Бекирове Э.Б., с участием административного истца Бондаренко С.В., его представителя Бильской И.Н., представителя заинтересованного лица Бондаренко А.С. – Бочарова Е.В. и заинтересованного лица Бондаренко Н.В., представителя административного ответчика начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ЮРУЖО) – Пивоваровой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, административное дело № 2а-255/2018 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части (номер)(изъято) Бондаренко Сергея Владимировича об оспаривании действий начальника ЮРУЖО, связанных с отказом в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее – жилищный учет),

установил:

Бондаренко С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение начальника ЮРУЖО от 28 мая 2018 г. № 68/сев, связанное с отказом в принятии его и членов его семьи на жилищный учет, а также обязать упомянутое должностное повторно рассмотреть вопрос о принятии его и членов его семьи на этот учет.

В обоснование своих требований Бондаренко С.В. в своем заявлении и в ходе судебного заседания отметил, что мнение начальника ЮРУЖО о том он обеспечен квартирой, расположенной по адресу: г. Севастополь, (адрес), площадь которой больше учетной нормы установленной в г. Севастополе, а его супруга и дочь в 2015 г. снялись с регистрационного учета по адресу: г. Севастополь, (адрес), чем ухудшили свои жилищные условия, и поэтому он и члены его семьи не могут быть приняты на жилищный учет - является ошибочным. Бондаренко С.В. пояснил, что после заключения брака с Бондаренко Н.В. он с 2002 г. с супругой проживал в г. Севастополе в различных жилых помещениях, которые снимал. В 2007 г. он проживал по адресу: г. Севастополь, (адрес), а в августе того же года у него родилась дочь Анастасия. В 2008 г. ему от Минобороны России была предоставлена служебная квартира по адресу: г. Севастополь, (адрес), общей площадью 21,8 кв. м., в которой он с супругой и дочерью стал проживать. Также административный истец отметил, что его супруга с 2002 г. не проживает в жилом помещении своих родителей, расположенном по адресу: г. Севастополь, (адрес), а его дочь в это жилое помещения не вселялась, в связи с чем намеренного ухудшения жилищных условий применительно к ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) последними не допускалось. По мнению Бондаренко С.В., в жилом помещении, предоставленном ему от военного ведомства, на каждого члена его семьи приходится менее учетной нормы установленной в г. Севастополе для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, в связи с чем он и члены его семьи подлежат принятию на жилищный учет, а оспариваемое решение отмене. Кроме того административный истец в иске отметил, что его дочь Анастасия в период регистрации в квартире своего деда и в период снятия с регистрации являлась несовершеннолетней, в связи с чем на неё не могут распространяться последствия намеренного ухудшения жилищных условий.

Представители административного истца и заинтересованного лица Бондаренко А.С. требования, изложенные в административном исковом заявлении, в судебном заседании поддержали, каждый в отдельности, просили их удовлетворить и пояснили, что супруга административного истца с 2002 г. не проживает совместно со своими родителями по адресу: г. Севастополь, (адрес), а дочь административного истца в это жилое помещение не вселялась, в связи с чем те в соответствии с жилищным законодательством членами семьи собственника жилого помещения являться не могут. По мнению представителей Бондаренко Н.В. и Бондаренко А.С. являются членами семьи Бондаренко С.В., так как с последним они длительное время проживают совместно в жилом помещении, предоставленном от военного ведомства. Также представители отметили, что на каждого члена семьи Бондаренко в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Севастополь, (адрес), приходится по 7,2 кв. м. общей площади, что меньше учетной нормы установленной в г. Севастополе, в связи с чем все они подлежат принятию на жилищный учет.

Заинтересованное лицо Бондаренко Н.В. в суде пояснила, что с 2008 г. она проживает с Бондаренко С.В. и дочерью Анастасией в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: г. Севастополь, (адрес). После заключения брака в 2002 г. она перестала проживать в квартире родителей расположенной по адресу: г. Севастополь, (адрес), а её дочь после рождения в это жилое помещение не вселялась. На момент рождения Анастасии в 2007 г. она с мужем проживала у своей тети по адресу: г. Севастополь, (адрес). В этом же году она зарегистрировала Анастасию по месту жительства в квартире своих родителей, а в 2015 г. она и дочь по просьбе собственника жилого помещения снялись с регистрационного учета и зарегистрировались по адресу воинской части, дислоцированной в том же населенном пункте, в которой проходит военную службу её супруг.

Представитель начальника ЮРУЖО в суде требования административного истца не признала и просила суд в их удовлетворении отказать, при этом пояснила, что исходя из поданных Бондаренко С.В. в ЮРУЖО документов, последнему уже предоставлялось жилое помещение от военного ведомства для постоянного проживания, которое расположено по адресу: г. Севастополь, (адрес). Супруга и дочь административного истца до 2015 г. были зарегистрированы по адресу: г. Севастополь, (адрес) в качестве членов семьи собственника жилого помещения соответственно своего отца и дедушки, а затем зарегистрировались по адресу воинской части. При этом приходящаяся на членов семьи административного истца площадь в данном жилом помещении была выше учетной нормы установленной в г. Севастополе для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, в связи с чем, по мнению представителя, последние такими действиями ухудшили свои жилищные условия и не могут быть приняты на жилищный учет ранее 5 летнего срока предусмотренного ст. 53 ЖК РФ. Поскольку площадь занимаемой административным истцом квартиры также выше упомянутой учетной нормы, то, как отметила Пивоварова, оснований для принятия на жилищный учет Бондаренко С.В. не имеется.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит установленным следующее и приходит к следующим выводам.

1.Из материалов личного дела Бондаренко С.В. в частности из его автобиографий от 23 марта 2004 г. и от 7 декабря 2007 г. видно, что административный истец, его супруга и дочь по состоянию на 2007 г. проживают по адресу: г. Севастополь, (адрес), в этом же жилом помещении проживают родители его жены.

Согласно выписке из домовой книги от 5 марта 2008 г., копии паспорта Бондаренко Н.В., выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13 марта 2017 г., свидетельствам о рождении от 21 августа 1979 г. и от 11 сентября 2007 г., свидетельству о регистрации по месту жительства от 28 октября 2015 г., справке о регистрации от 12 апреля 2018 г., супруга административного истца с 27 октября 1995 г. по 28 октября 2015 г. и дочь административного истца с 21 сентября 2007 г. по 28 октября 2015 г. были зарегистрированы и проживали в квартире общей площадью 45,5 кв. м., расположенной по адресу: г. Севастополь, (адрес), основным нанимателем которой до 17 октября 2016 г., а затем собственником является соответственно отец и дедушка последних. С 28 октября 2015 г. супруга и дочь административного истца, а также сам Бондаренко С.В. с 1 апреля 2015 г. согласно справке от 17 апреля 2018 г. № 562 зарегистрированы по адресу воинской части: г. Севастополь (адрес). При этом из ордеров от 5 мая 2008 г. № 23 и от 13 мая 2008 г. № 19 видно, что в г. Севастополе Бондаренко С.В. в 2008 г. от Минобороны России было предоставлено жилое помещение для постоянного проживания по адресу: (адрес), где, как пояснил истец, он и его семья с этого же года по настоящее время проживают совместно.

Из справки о проверке жилищных условий, составленной воинскими должностными лицами при разрешении вопроса о предоставлении административному истцу жилого помещения от военного ведомства, видно, что Бондаренко С.В., его дочь и супруга проживают по адресу: г. Севастополь, (адрес).

Согласно справке ОК ЖСК «Рыбак-8» от 12 августа 2014 г. № Р8-101/14л Бондаренко Н.В. и её дочь Бондаренко А.С. проживают по адресу: г. Севастополь, (адрес).

Согласно журналу прибытия (убытия детей) государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 15» Бондаренко А.С. с 1 октября 2010 г. по 1 октября 2012 г. была зачислена в (номер) группу упомянутого учреждения, при этом в качестве домашнего адреса ребенка значится адрес: (адрес).

Из заявления о выборе медицинской организации от 18 августа 2015 г. видно, что Бондаренко Н.В. собственноручно в качестве домашнего адреса ребенка Бондаренко А.С., при прикреплении последней к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя «Детская поликлиника № 2» для оказания первичной медико-санитарной помощи, указала адрес: г. Севастополь, (адрес). Этот же адрес Бондаренко Н.В. указала в качестве места регистрации ребенка. Кроме того согласно сведениям из упомянутого учреждения на данный домашний адрес 15, 22 февраля и 21 марта 2018 г. осуществлялись вызовы участкового врача-педиатра в связи с заболеванием Бондаренко А.С.

Согласно справке от 10 апреля 2018 г., заявлению Бондаренко Н.В. от 27 июня 2014 г. и пояснениям последней, Бондаренко А.С. с 1 класса по настоящее время обучается в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Севастополя «Билингвальная гимназия № 2».

Из дислокации мест расположения детского сада, поликлиники и гимназии, в которые оформлялась Бондаренко А.С. видно, что данные учреждения расположены в непосредственной близости от места регистрации ребенка: г. Севастополь, (адрес). При этом жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, (адрес), находится на значительно большом удалении от упомянутых учреждений.

Частью 1 ст. 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; и 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

Таким образом, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспеченность его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы, либо отсутствие такого жилого помещения.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ определено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ч. 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

В силу ч. 1 и 2 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 ЖК РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ).

Статьей 71 ЖК РФ установлено, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Вместе с тем в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» сказано, что при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (ст. 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.

Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.

Вместе с тем как пояснил в ходе судебного заседания наниматель жилого помещения, расположенного по адресу: г. Севастополь, (адрес), - ФИО1, каких-либо препятствий для проживания Бондаренко Н.В. и Бондаренко А.С. в данном жилом помещении им не чинилось, с иском о признании тех утратившими право пользования он не обращался. Кроме того ФИО1 показал, что большую часть времени он проживал и проживает на даче с супругой, а в настоящее время упомянутую квартиру он сдает по договору найма.

Эти показания также подтвердила Бондаренко Н.В., которая также пояснила, что её отцом вплоть до 28 октября 2015 г. осуществлялось внесение коммунальных платежей за её проживание, а также за проживание её несовершеннолетней дочери.

В соответствии с пунктами 11 - 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учётом конкретных обстоятельств каждого дела.

Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.

При этом, учитывая положения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 ГПК РФ)/ (84 КАС РФ).

В силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.

Наряду с этим при разрешении споров, связанных с осуществлением членами семьи собственника жилого помещения права пользования жилым помещением, необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст. 31 ЖК РФ не наделяет их правом на вселение в данное жилое помещение других лиц. Вместе с тем, учитывая положения ст. 679 ГК РФ о безусловном праве нанимателя по договору найма и граждан, постоянно с ним проживающих, на вселение в жилое помещение несовершеннолетних детей, а также ч. 1 ст. 70 ЖК РФ о праве родителей на вселение в жилое помещение своих несовершеннолетних детей без обязательного согласия остальных членов семьи нанимателя по договору социального найма и наймодателя, по аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) с целью обеспечения прав несовершеннолетних детей за членами семьи собственника жилого помещения может быть признано право на вселение своих несовершеннолетних детей в жилое помещение.

По смыслу закона при решении вопроса о нуждаемости военнослужащего и членов его семьи в жилом помещении в целях обеспечения жильём, необходимо также исходить из уровня обеспеченности этих лиц жилой площадью.

Законом города Севастополя от 5 мая 2015 г. № 134-ЗС «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» установлена учетная норма для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в г. Севастополе равная 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон) определено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Между тем ст. 2 упомянутого закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства определяется, как постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, что является фиксацией в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства. Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства, определяется фиксацией в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места жительства, в частности, на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства, на основании вступившего в законную силу решения суда, в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением, на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства (ст. 7 Закона).

Из материалов дела видно, что супруга и дочь административного истца в несовершеннолетнем возрасте были зарегистрированы и проживали в квартире расположенной по адресу: г. Севастополь, (адрес), принадлежащей соответственно их отцу и дедушке, а с 2008 г. они из этой квартиры выехали. При этом до 28 октября 2015 г. Бондаренко Н.В. и её дочь сохраняли регистрацию по указанному адресу.

Поскольку место жительства ребенка определяется его родителями, то, применительно к обстоятельствам настоящего дела, суд относит супругу и дочь административного истца, которые до 2015 г. были зарегистрированы в квартире соответственно своего отца и дедушки - к членам семьи нанимателя жилого помещения.

Дальнейшее снятие с регистрационного учета Бондаренко Н.В. и Бондаренко А.С., наличие реальной возможности зарегистрироваться в квартире расположенной по адресу: г. Севастополь, (адрес), и регистрация в том же населенном пункте по адресу воинской части, несомненно привело к ухудшению жилищных условий последних, созданному ими фактически искусственно.

Наряду с этим в деле отсутствуют доказательства вынужденного снятия Бондаренко Н.В. и Бондаренко А.С. с регистрационного учета в 2015 г.

В этой связи показания свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 о том, что Бондаренко Н.В. с 2002 г. не проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Севастополь, (адрес), а Бондаренко А.С. в это жилое помещение не вселялась, суд в аспекте сложившихся правоотношений находит несостоятельными, противоречащими исследованным письменным доказательствам по делу.

Что же касается показаний свидетеля ФИО5 о том, что Бондаренко Н.В. и Бондаренко А.С. с 2008 г. проживают по адресу: г. Севастополь, (адрес), свидетеля ФИО6 о том, что те в 2007 и 2008 г. проживали по адресу: г. Севастополь, (адрес), свидетеля ФИО7 о том, что те с 2017 г. не проживают по адресу: г. Севастополь, (адрес), то данные показания не противоречат исследованным материалам дела, так как несмотря на проживание Бондаренко Н.В. и Бондаренко А.С. в том числе и по иным адресам, отличным от места их регистрации, право пользования последних жилым помещением по адресу: г. Севастополь, (адрес), в период действия регистрации по данному адресу, никем не ограничивалось.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При таких данных вопрос о признании членов своей семьи нуждающимися в жилом помещении Бондаренко С.В. мог быть поставлен только по истечении пяти лет с момента снятия их в 2015 г. с регистрационного учета по адресу: г. Севастополь, (адрес)

Следовательно, приходя к выводу об отсутствии оснований для нахождения Бондаренко Н.В. и Бондаренко А.С. на жилищном учете начальник ЮРУЖО обоснованно применил ст. 53 ЖК РФ к членам семьи военнослужащего и отказал в принятии тех на данный учет.

На основании изложенного суд отзывает в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным решения начальника ЮРУЖО от 28 мая 2018 г. № 68/сев в части касающейся отказа в принятии на жилищный учет членов семьи Бондаренко С.В.

2. 8 мая 2018 г. Бондаренко С.В. обратился в ЮРУЖО с заявлением в котором просил принять его и членов его семьи на жилищный учет по избранному месту жительства г. Севастополь.

Решением начальника ЮРУЖО от 28 мая 2018 г. № 68/сев членам семьи Бондаренко С.В. было отказано в принятии на жилищный учет, со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, п. 2 и 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (п. 1 судебного решения). Этим же решением было отказано в принятии на жилищный учет и административному истцу по причине наличия у него в пользовании жилого помещения, расположенного по адресу: г. Севастополь, (адрес).

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей, к которым относится супруга, несовершеннолетние дети, а также дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.

В свою очередь военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством России.

Такой порядок установлен Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 (далее – Правила).

В п. 2 Правил установлено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.

Так из материалов жилищного дела видно, что для получения Бондаренко С.В. квартиры для постоянного проживания, расположенной по адресу: г. Севастополь, (адрес), с последним командование воинской части изначально заключило жилищный договор как на служебную квартиру. Далее эта квартира на заседании жилищной комиссии воинской части – протокол от 15 февраля 2008 г. № 3, в порядке очередности была распределена административному истцу. В последующем необходимые документы, со списком распределения жилых помещений от 16 февраля 2008 г. командир воинской части направил начальнику 1997 ОМИС ЧФ, который и выдал Бондаренко С.В. соответствующий ордер на вселение в жилое помещение. Затем, как пояснил административный истец, этот ордер им был заменен на другой, действующий в Украине, на основании которого он и проживает сейчас в упомянутом жилом помещении.

Согласно выписке из домовой книги от 22 мая 2018 г. Бондаренко С.В. является ответственным квартиросъемщиком жилого помещения расположенного по адресу: г. Севастополь, (адрес), а общая площадь данного жилого помещения составляет 21,8 кв. м.

Принимая во внимание, что в настоящее время общая площадь, приходящаяся на административного истца в жилом помещении по указанному адресу, выше учетной нормы установленной в г. Севастополе для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, то при таких обстоятельствах основания для принятия Бондаренко С.В. на жилищный учет отсутствуют.

Доводы представителя административного истца о том, что Бондаренко С.В. от военного ведомства было предоставлено служебное жилое помещение для временного проживания суд находит несостоятельными, так как исходя из постановления Совета Министров Украинской ССР от 11 декабря 1984 г. № 470 «Об утверждение Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении им жилых помещений в Украинской ССР» полученный Бондаренко С.В. в Севастопольской городской администрации ордер на жилое помещение от 13 мая 2008 г. № 19 - являлся единственным возможным документом для вселения в предоставленное государством, через Минобороны России, в порядке очередности свободное жилое помещение для постоянного проживания, где и проживает истец по настоящее время (приложение № 7 к Правилам).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что начальник ЮРУЖО обоснованно отказал, со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в принятии на жилищный учет административного истца, в связи с чем полагает необходимым отказать в удовлетворении требований Бондаренко С.В. о признании незаконным и отмене оспариваемого решения от 28 мая 2018 г. № 68/сев.

Поскольку в действиях должностного лица не усматривается каких-либо нарушений прав административного истца, то оснований для возложения обязанности на начальника ЮРУЖО по повторному рассмотрению вопроса о принятии на жилищный учет Бондаренко С.В. и членов его семьи у суда не имеется.

Так как требования административного искового заявления Бондаренко С.В. суд находит не подлежащими удовлетворению, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.

Руководствуясь ст. 111, 175 - 180 и 227 КАС РФ,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Бондаренко Сергея Владимировича об оспаривании решения 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 28 мая 2018 г. № 68/сев, связанного с отказом в принятии Бондаренко С.В. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, - отказать.

Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд, через Севастопольский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий П.В. Храменков