Дело № 2а-255/2019 М.Р. 08.10.2019г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 октября 2019 г. с. Новый Некоуз Некоузский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Пикуновой Е.Ю., при секретаре Моховой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области, предъявленному к Некоузскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области об освобождении от исполнительского сбора, у с т а н о в и л: Администрация Некоузского муниципального района Ярославской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Некоузскому районному отделу СП УФССП по ЯО об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству № 5878/18/76014-ИП от 08.08.2018г., наложенного постановлением и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Некоузского РОСП ФИО1 от 13.09.2019г. В судебном заседании представитель Администрации Некоузского муниципального района, действующая на основании доверенности ФИО2 административный иск поддержала и пояснила, что администрацией предпринят весь комплекс мер, направленный на надлежащее исполнение обязательств, возложенных решением суда. Законом Ярославской области № 70-з от 28.12.2017 года «О внесении изменений в статьи 2 и 5 закона Ярославской области «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения» внесены изменения в п. 1 ч. 1 ст. 2 закона, в связи с чем полномочия по организации водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения относятся к полномочиям государственных органов Ярославской области с 01.01.2019 года. Администрацией Некоузского муниципального района в адрес департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области 04.12.2018г. направлен запрос о разъяснении положений закона Ярославской области от 29.12.2016 № 104-3 «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения» в части передачи полномочий по водоотведению на уровень органов государственной власти области. В ответ письмом от 14.12.2018г. департамент разъяснил, что в соответствии с законом области № 104-з к полномочиям органов государственной власти Ярославской области отнесены полномочия по организации водоснабжения, полномочия по организации водоотведения остались на уровне органов местного самоуправления. Постановлением Правительства Ярославской области от 30.03.2018 № 234-п утверждена региональная программа «Развитие водоснабжения и водоотведения Ярославской области» на 2018-2024 гг. Учитывая большие финансовые затраты на строительство (реконструкцию) очистных сооружений и то, что бюджет Некоузского муниципального района является высоко дотационным, было принято решение о включении в указанную программу мероприятий по реконструкции очистных сооружений канализации в пос. Волга и с. Новый Некоуз (раздел V программы «Перечень мероприятий Программы). Согласно программы на финансирование указанных мероприятий запланировано: разработка проектно-сметной документации на реконструкцию ОС в п. Волга на 2020 год в размере <...> тыс. руб. (внебюджетные средства), строительно-монтажные работы ОС в п. Волга- на 2021 год в размере <...> тыс. руб. из федерального бюджета, <...> тыс. руб.- бюджет Ярославской области; разработка проектно-сметной документации на реконструкцию ОС в с. Новый Некоуз- на 2020 год в размере <...> тыс. руб. (внебюджетные средства), строительно-монтажные работы ОС в с. Новый Некоуз- на 2021 год в размере <...> тыс. руб. из федерального бюджета, <...> тыс. руб.- бюджет Ярославской области. 19 сентября 2019 года заключены трехсторонние соглашения между администрацией Некоузского муниципального район, ООО НПФ «Экосервис» и ГП ЯО «Северный водоканал» о сотрудничестве, в рамках которого ООО НПФ «Эконосервис» берет на себя обязательства по разработке Проекта строительства очистных сооружений в селе Новый Некоуз и п. Волга; администрация Некоузского муниципального района берет на себя обязательства осуществить проектно-изыскательские работы (геологические и геодезические работы), обеспечить прохождение Проектом процедуры государственной экспертизы и представить Проект для включения его в социально-значимые программы, реализуемые на территории Некоузского муниципального района; ГП ЯО «Северный водоканал принимает на себя обязательства разработать проект технического задания на проектирование очистных сооружений в п. Волга и с. Новый Некоуз. На ближайшем заседании Собрания представителей Некоузского муниципального района в рамках корректировки финансирования МЦП «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Некоузского муниципального района Ярославской области» на 2019-2021 годы будет рассмотрен вопрос о дополнительном финансировании средств местного бюджета в 2019 году на сумму <...> тысяч рублей на проведение проектно-изыскательских работ в п. Волга и с. Новый Некоуз в целях строительство ОС. Решением собрания представителей Некоузского муниципального района от 20.12.2018 № 31 утвержден бюджет Некоузского муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг, в соответствии с которым в рамках МЦП «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» на плановый период 2020 года запланировано финансирование в размере <...> руб. на строительство очистных сооружений в п. Волга и с. Новый Некоуз (оплата государственной экспертизы Проекта строительства очистных сооружений и софинансирование строительно - монтажных работ очистных сооружений) (МЦП прилагается). В соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков и департамента государственного заказа Ярославской области в рамках контрактной системы, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 27.12.2013 № 1767-п, департамент государственного заказа Ярославской области определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков при осуществлении закупок в соответствии с постановлением Правительства области от 27.04.2016 № 501-п «Об особенностях осуществления закупок, финансируемых за счет бюджета Ярославской области». В.дальнейшем Администрацией Некоузского муниципального района будут подготовлены проекты контрактов на поставку оборудования для выполнения работ по строительству очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков в п. Волга и с. Новый Некоуз, на осуществление технического надзора за строительством очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков в п. Волга и с. Новый Некоуз и выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта ОС хозяйственно-бытовых стоков в п. Волга и с. Новый Некоуз, после чего указанные проекты муниципальных контрактов будут направлены па согласование НМЦК (начальная максимальная цена контракта) в ЦКПМ (центр конкурентной политики и мониторинга), после получения положительного заключения заявки будут направлены в департамент государственного заказа для определения исполнителя (подрядчика). По окончанию процедуры с исполнителями (подрядчиками) будут заключены муниципальные контракты в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заявками администрации. Представитель административного истца полагала, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано тем, что все необходимые процедуры для исполнения решения суда имеют законодательно установленные сроки, в действиях администрации Некоузского муниципального района отсутствует факт намеренного уклонения от исполнения решения Некоузского районного суда, позволяющий возложить на нее исполнительский сбор. Так же просила учесть возникшую неопределенность, связанную с переходом полномочий по организации водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения в областную собственность, в вопросе о полномочиях администрации на проведение мероприятий по исполнению решения суда. Просила учесть, что бюджет района является дотационным, уплата исполнительского сбора в установленном размере может затруднить исполнение решения суда. Представитель административного ответчика Некоузского районного отдела СП УФССП России по ЯО - исполняющий обязанности начальника отдела ФИО1 административное исковое заявление не признала. Пояснила, что должниками по решению Некоузского районного суда ЯО от 18.10.2017г. были Администрация Некоузского муниципального района и ГП ЯО «Водоканал Некоузского района», который, исполнив решение в части, 11.01.2019г реорганизован путем присоединения к ГП ЯО «Северный водоканал». По получении исполнительного документа с заявлением взыскателя, постановлением от 08.08.2018г. в отношении Администрации Некоузского муниципального района возбуждено исполнительное производство № 5878/18/76014-ИП, установлен срок для добровольного исполнения в течение 5 дней. Однако, учитывая неопределенность в вопросе о том, кто обязан исполнять решение при переходе полномочий по организации водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения в областную собственность, отсутствие вины должника в сложившейся ситуации, исполнительского сбора не налагали. В ответ на требование Некоузского районного отдела ССП от 16.01.2019г. Администрация Некоузского муниципального района сообщила о невозможности исполнить решение суда, необходимости изменения стороны исполнительного производства. В дальнейшем, Администрация, не обращаясь в суд с заявлениями о замене должника правопреемником либо об отсрочке исполнения решения, никаких сведений о ходе исполнения решения не предоставила. В связи с чем, 13.09.2019г. вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. и об установлении нового срока для исполнения решения – до 30.09.2019г. О названных представителем административного истца мероприятиях Некоузский отдел СП в известность поставлен не был, кроме того, выполнены они в основном в последний момент в августе – сентябре 2019г., частично уже после наложения исполнительского сбора. УФССП России по ЯО ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя, в письменном отзыве просило в иске отказать за отсутствием для того правовых оснований. Заслушав пояснения сторон и исследовав письменные материалы дела, а также представленные на обозрения суда материалы исполнительного производства № 5878/18/76014-ИП, суд приходит к следующему. Решением Некоузского районного суда от 18.10.2017 на администрацию Некоузского муниципального района возложена обязанность в срок до 01.06.2018 организовать отведение сточных вод с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу п. Волга, с. Новый Некоуз в соответствии с п. 2.3 Решений о предоставлении водного объекта в пользование, СанПин 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» и «Нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения». Решение вступило в законную силу 18.11.2017. 08.08.2018 судебным приставом-исполнителем Некоузского районного отдела судебных приставов, ФИО3 в отношении администрации Некоузского муниципального района возбуждено исполнительное производство № 5878/18/76014-ИП. Постановлением и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Некоузского РОСП ФИО1 от 13.09.2019г. с должника Администрации Некоузского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. ввиду не исполнения в срок исполнительного документа и отсутствия доказательств уважительности причин пропуска срока для добровольного исполнения. Постановлением и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Некоузского РОСП ФИО1 от 13.09.2019г. установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30.09.2019г Согласно ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа в срок для добровольного исполнения на должника налагается денежное взыскание в виде исполнительского сбора. По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Как разъяснено в п.75 вышеуказанного ПП ВС РФ от 17.11.2015 № 50, при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть. Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве»…, в качестве уважительных причин нарушения установленных сроков исполнения исполнительного документа расцениваются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника. Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что должником предпринимались все возможные мepы для исполнения решения. Должник, зная, что срок для исполнения решения суда и исполнения требований исполнительного документа истек, не предпринял возможных действий при той степени и осмотрительности для исполнения возложенной на него обязанности, с новым заявлением об отсрочке исполнения решения суда не обратился. Заявление об отсрочке поступило в суд 30.09.2019г., по истечении уже повторного срока, установленного для добровольного исполнения решения. Кроме того, как следует из материалов исполнительного производства и представленных документов, действия, реально направленные на исполнение решения суда совершены должником в августе – сентябре 2019г., а до указанного момента, в том числе как в период установленной судом рассрочки, так и по его истечении, фактически должным образом не предпринимались. В соответствии с Законом ЯО от 28.12.2017 N 70-з «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Ярославской области «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения» (принят Ярославской областной Думой 21.12.2017), организация водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения, за исключением принятия мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, отнесена к полномочиям государственных органов Ярославской области с 01.01.2019г. Между тем, вышеуказанные изменения в действующем законодательстве неодолимым препятствием для исполнения решения не являлись. При наличии неясностей в вопросе о полномочиях Администрация Некоузского муниципального района могла и должна была оперативно обратиться за разъяснениями, тем не менее, бездействовала, рассчитывая на переход полномочий по исполнению решения к иному лицу. Получив разъяснения об оставлении полномочий органов местного самоуправления по организации водоотведения согласно пояснениям представителя административного истца 14.12.2018г., Администрация Некоузского муниципального района тем не менее письмом от 25.01.2019г. информировала судебного пристава - исполнителя о невозможности исполнения решения. Наличия объективно не предотвратимых обстоятельств, и неодолимых препятствий для исполнения решения, находящихся вне контроля должника, судом не установлено и административным истцом не доказано. Суд полагает, что Администрация НМР не проявила должной степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению решения суда. Принятые заявителем на момент судебного разбирательства меры по исполнению решения суда не свидетельствует о наличии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора. Длительность мероприятий по исполнению решения является основанием для отсрочки исполнения решения, а не для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Доводы о том, что размер исполнительского сбора может повлиять на исполнение решения суда, надуманны. Вместе с тем, с учетом фактически предпринятых должником действий по исполнению решения, суд с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе установленных законом длительных сроков для проведения необходимых мероприятий по исполнению решения, суд находит возможным снизить размер исполнительского сбора на одну четверть, то есть до 37500 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177-180 КАС РФ, суд р е ш и л: Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области в удовлетворении административного искового заявления, предъявленного к Некоузскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области об освобождении от исполнительского сбора, наложенного постановлением и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Некоузского РОСП ФИО1 от 13.09.2019г. по исполнительному производству № 5878/18/76014-ИП от 08.08.2018г. отказать. Снизить размер исполнительского сбора по исполнительному производству №5878/18/76014-ИП от 08.08.2018г. до 37500 руб. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Некоузский районный суд Ярославской области. Судья Е.Ю. Пикунова |