Дело №2а-255/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2016 года п. Бреды
Брединский районный суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Смирных И.Г.
При секретаре Ковалевой Т.П.
С участием помощника прокурора Брединского района Самойловой С.Н.
Представителя административного ответчика ФИО1 доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Брединского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Брединского муниципального района и возложении обязанности разработать декларацию безопасности, получить разрешение на эксплуатацию ГТС-гидроузел на реке Синташта, провести преддекларационное обследование объекта, с составлением актов преддекларационного обследования, застраховать гражданскую ответственность владельца опасного объекта,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Брединского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Брединского муниципального района и возложении обязанности разработать декларацию безопасности, получить разрешение на эксплуатацию ГТС-гидроузел на реке Синташта, провести преддекларационное обследование объекта, с составлением актов преддекларационного обследования, застраховать гражданскую ответственность владельца опасного объекта, обосновав свои требования неисполнением администрацией Брединского муниципального района требований действующего законодательства о безопасности и обязательном страховании гражданской ответственности гидротехнического сооружения, находящегося в ее собственности.
В судебном заседании помощник прокурора Брединского района Самойлова С.Н. исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, указав, что гидротехническое сооружение -гидроузел на р. Синташта входит в перечень объектов, поднадзорных Уральскому управлению Ростехнадзора и относится к четвертому классу опасности. Преддекларационное обследование объектов не проводилось, акты преддекларационного обследования не составлялись, обязанность страхования гражданской ответственности владельца опасных объектов не исполнена администрацией Брединского муниципального района. Представление прокурора об устранении нарушения от 16.01.2015 года не исполнено. Просит возложить на Администрацию Брединского района как на собственника ГТС обязанность устранить допущенные нарушения в срок до 31.12.2016 года.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 иск прокурора признал, пояснив, что работа в данном направлении ведется, однако средств запланированных в 2016 году на устранение нарушение 400000 рублей явно недостаточно, в связи с чем срок исполнения просил установить не менее года для исполнения судебного решения со дня вступления его в силу.
Представитель заинтересованного лица Уральского Управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в суд не явился, направил отзыв, в котором указал, что декларация безопасности ГТС на р. Синташта в Брединском районе разрабатывалась в 2004 году в составе рабочего проекта реконструкции гидроузла со сроком действия 5 лет. Декларация безопасности является основным документом, содержащим сведения о соответствии ГТС критериям безопасности. Разрешение на эксплуатацию ГТС может быть получено только после предоставления в Ростехнадзор декларации безопасности. Также подлежит страхованию гражданская ответственность владельца ГТС.
Заслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующих обстоятельств:
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
В соответствии со ст. 10 указанного закона при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, или утверждение указанным органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ в редакции от 28.12.2013 года "О безопасности гидротехнических сооружений" обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 года N 225-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта. Ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.5 вышеуказанного закона к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права: гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.
В судебном заседании установлено, что собственником гидротехнического сооружения- водохранилище на р. Синташта (Мирное), расположенное <адрес> является Брединский муниципальный район. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Данное в суде не оспаривается. (л.д. 9)
Указанное гидротехническое сооружение имеет четвертый класс опасности, входит в перечень объектов, поднадзорных Уральскому управлению Ростехнадзора,
Представителем административного ответчика признано в суде, что администрацией Брединского муниципального района, являющейся собственником ГТС - гидроузел на р. Синташта, класс капитальности и опасности сооружения - IV, не разработана декларация безопасности и не получено разрешение на эксплуатацию ГТС, чем нарушаются требования законодательства об использовании и эксплуатации гидротехнических сооружений.
Не представлено в суд и доказательств того, что собственником ГТС проводилось преддекларационное обследование объектов гидроузла, составлялись акты преддекларационного обследования, а также что ответственность владельца опасных объектов администрацией Брединского муниципального района была застрахована в соответствии с действующим законодательством.
По данному факту прокурором Брединского района 16.01.2015 года было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности и обязательном страховании гражданской ответственности гидротехнических сооружений. Однако до настоящего времени указанные нарушения Администрацией Брединского муниципального района не устранены, что подтверждает незаконный характер бездействия административного ответчика- Администрации Брединского муниципального района как собственника ГТС на р. Синташта.
Учитывая вышеизложенное, заявленные требования являются обоснованными, предусмотрены действующим законодательством, направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц-жителей Брединского района.
Доводы представителя ответчика о том, что срок устранения допущенных нарушений законодательства до 31.12.2016 года является недостаточным, ничем в судебном заседании не подтверждены, как следует из сообщения ответчика на имя прокурора района финансовые средства, необходимые для декларирования безопасности ГТС, а также страхования ответственности владельца были запланированы на 2016 год, в связи с чем срок для устранения допущенных нарушений законодательства в соответствии с требованиями разумности, целесообразности, материальных и финансовых возможностей ответчика необходимо определить до 31.12.2016 года. Иного в судебном заседании не доказано.
Таким образом, на Администрацию Брединского муниципального района следует возложить обязанность в срок до 31.12.2016 года разработать декларацию безопасности, получить разрешение на эксплуатацию ГТС-гидроузел на реке Синташта, провести преддекларационное обследование объекта, с составлением актов преддекларационного обследования, застраховать гражданскую ответственность владельца опасного объекта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.180-185,227 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Брединского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Брединского муниципального района по невыполнению обязанностей по разработке декларации безопасности, получению разрешения на эксплуатацию ГТС-гидроузел на реке Синташта, проведению преддекларационного обследования объекта, с составлением актов преддекларационного обследования, страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта и возложении обязанности устранить допущенное нарушение удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Брединского муниципального района по невыполнению обязанностей по разработке декларации безопасности, получению разрешения на эксплуатацию ГТС-гидроузел на реке Синташта, проведению преддекларационного обследования объекта, с составлением актов преддекларационного обследования, страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта.
Возложить обязанность на Администрацию Брединского муниципального района в срок до 31.12.2016 года разработать декларацию безопасности, получить разрешение на эксплуатацию ГТС-гидроузел на реке Синташта, провести преддекларационное обследование объекта, с составлением актов преддекларационного обследования, застраховать гражданскую ответственность владельца опасного объекта.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Брединский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Смирных И.Г.