ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-255/2016 от 24.03.2016 Брединского районного суда (Челябинская область)

Дело №2а-255/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 марта 2016 года п. Бреды

Брединский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего Смирных И.Г.

При секретаре Ковалевой Т.П.

С участием помощника прокурора Брединского района Самойловой С.Н.

Представителя административного ответчика Андрюкова Н.М. доверенность от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Брединского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Брединского муниципального района и возложении обязанности разработать декларацию безопасности, получить разрешение на эксплуатацию ГТС-гидроузел на реке Синташта, провести преддекларационное обследование объекта, с составлением актов преддекларационного обследования, застраховать гражданскую ответственность владельца опасного объекта,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Брединского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Брединского муниципального района и возложении обязанности разработать декларацию безопасности, получить разрешение на эксплуатацию ГТС-гидроузел на реке Синташта, провести преддекларационное обследование объекта, с составлением актов преддекларационного обследования, застраховать гражданскую ответственность владельца опасного объекта, обосновав свои требования неисполнением администрацией Брединского муниципального района требований действующего законодательства о безо­пасности и обязательном страховании гражданской ответственности гидро­технического сооружения, находящегося в ее собственности.

В судебном заседании помощник прокурора Брединского района Самойлова С.Н. исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, указав, что гидротехническое сооружение -гидроузел на р. Синташта входит в перечень объектов, поднадзорных Уральскому управлению Ростехнадзора и относится к четвертому классу опасности. Преддекларационное обследование объектов не проводилось, акты преддекларационного обследования не составлялись, обязанность страхования гражданской ответственности владельца опасных объектов не исполнена ад­министрацией Брединского муниципального района. Представление прокурора об устранении нарушения от 16.01.2015 года не исполнено. Просит возложить на Администрацию Брединского района как на собственника ГТС обязанность устранить допущенные нарушения в срок до 31.12.2016 года.

Представитель административного ответчика по доверенности Андрюков Н.А. иск прокурора признал, пояснив, что работа в данном направлении ведется, однако средств запланированных в 2016 году на устранение нарушение 400000 рублей явно недостаточно, в связи с чем срок исполнения просил установить не менее года для исполнения судебного решения со дня вступления его в силу.

Представитель заинтересованного лица Уральского Управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в суд не явился, направил отзыв, в котором указал, что декларация безопасности ГТС на р. Синташта в Брединском районе разрабатывалась в 2004 году в составе рабочего проекта реконструкции гидроузла со сроком действия 5 лет. Декларация безопасности является основным документом, содержащим сведения о соответствии ГТС критериям безопасности. Разрешение на эксплуатацию ГТС может быть получено только после предоставления в Ростехнадзор декларации безопасности. Также подлежит страхованию гражданская ответственность владельца ГТС.

Заслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующих обстоятельств:

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) экс­плуатирующая организация обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуа­тации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических соору­жений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

В соответствии со ст. 10 указанного закона при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консер­вации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротех­нического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безо­пасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные ор­ганы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического со­оружения в установленном законодательством Российской Федерации по­рядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. По­ступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошед­шей государственную экспертизу в соответствии с законодательством о гра­достроительной деятельности, или утверждение указанным органом деклара­ции безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуа­тации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического со­оружения.

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ в редакции от 28.12.2013 года "О безопасности гидротехнических сооруже­ний" обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности вла­дельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опас­ном объекте.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона собственник гидротехни­ческого сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехниче­ского сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического со­оружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответст­венности.

Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 года N 225-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "Об обязательном страховании гражданской ответствен­ности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федераль­ным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имуществен­ные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный по­терпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со стра­ховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта. Ввод в экс­плуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владель­цем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоя­щим Федеральным законом.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.5 вышеуказанного закона к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, отно­сятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных тер­риториях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами между­народного права: гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.

В судебном заседании установлено, что собственником гидротехнического сооружения- водохранилище на р. Синташта (Мирное), расположенное <адрес> является Брединский муниципальный район. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Данное в суде не оспаривается. (л.д. 9)

Указанное гидротехническое сооружение имеет четвертый класс опасности, входит в перечень объектов, поднадзорных Уральскому управлению Ростехнадзора,

Представителем административного ответчика признано в суде, что администрацией Брединского муници­пального района, являющейся собственником ГТС - гидроузел на р. Синташта, класс капитальности и опасности сооружения - IV, не разработана декларация безопасности и не получено разрешение на эксплуатацию ГТС, чем нарушаются требования законодательства об использовании и эксплуатации гидротехнических сооружений.

Не представлено в суд и доказательств того, что собственником ГТС проводилось преддекларационное обследование объектов гидроузла, составлялись акты преддекларационного обследования, а также что ответственность владельца опасных объектов ад­министрацией Брединского муниципального района была застрахована в соответствии с действующим законодательством.

По данному факту прокурором Брединского района 16.01.2015 года было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности и обязательном страховании гражданской ответственности гидротехнических сооружений. Однако до настоящего времени указанные нарушения Администрацией Брединского муниципального района не устранены, что подтверждает незаконный характер бездействия административного ответчика- Администрации Брединского муниципального района как собственника ГТС на р. Синташта.

Учитывая вышеизложенное, заявленные требования являются обоснованными, предусмотрены действующим законодательством, направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц-жителей Брединского района.

Доводы представителя ответчика о том, что срок устранения допущенных нарушений законодательства до 31.12.2016 года является недостаточным, ничем в судебном заседании не подтверждены, как следует из сообщения ответчика на имя прокурора района финансовые средства, необходимые для декларирования безопасности ГТС, а также страхования ответственности владельца были запланированы на 2016 год, в связи с чем срок для устранения допущенных нарушений законодательства в соответствии с требованиями разумности, целесообразности, материальных и финансовых возможностей ответчика необходимо определить до 31.12.2016 года. Иного в судебном заседании не доказано.

Таким образом, на Администрацию Брединского муниципального района следует возложить обязанность в срок до 31.12.2016 года разработать декларацию безопасности, получить разрешение на эксплуатацию ГТС-гидроузел на реке Синташта, провести преддекларационное обследование объекта, с составлением актов преддекларационного обследования, застраховать гражданскую ответственность владельца опасного объекта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.180-185,227 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Брединского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Брединского муниципального района по невыполнению обязанностей по разработке декларации безопасности, получению разрешения на эксплуатацию ГТС-гидроузел на реке Синташта, проведению преддекларационного обследования объекта, с составлением актов преддекларационного обследования, страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта и возложении обязанности устранить допущенное нарушение удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Брединского муниципального района по невыполнению обязанностей по разработке декларации безопасности, получению разрешения на эксплуатацию ГТС-гидроузел на реке Синташта, проведению преддекларационного обследования объекта, с составлением актов преддекларационного обследования, страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта.

Возложить обязанность на Администрацию Брединского муниципального района в срок до 31.12.2016 года разработать декларацию безопасности, получить разрешение на эксплуатацию ГТС-гидроузел на реке Синташта, провести преддекларационное обследование объекта, с составлением актов преддекларационного обследования, застраховать гражданскую ответственность владельца опасного объекта.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Брединский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Смирных И.Г.