Дело № 2а-255/2021
25RS0011-01-2021-000467-92
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
04 февраля 2021 года г. Спасск-Дальний
Приморский край
Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего - судьи Бобрович П.В.,
при секретаре судебного заседания – Еременко И.А.,
с участием старшего помощника прокурора г. Спасск-Дальний Приморского края - Улыбышевой Н.Е.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> к административному ответчику ФИО1 об установлении административного надзора и административных ограничений,
У С Т А Н О В И Л:
Начальник ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении ФИО1
В обоснование своих требований административный истец указал, что административный ответчик ФИО1 отбывает наказание в ФКУ ИК-6 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время осужденный содержится на облегченных условиях отбывания наказания в отряде №. Трудоустроен. К работе относится добросовестно, выполняет ее в срок и с хорошим качеством. Трудовую дисциплину не нарушает. За что неоднократно поощрялся руководством ИУ. На данный момент не снятых и не погашенных взысканий не имеет. Воспитательные мероприятия посещает регулярно. Из проведенных бесед воспитательного характера, в последнее время, делает для себя правильные выводы.
К представителям администрации учреждения настроен положительно, в беседах ведет себя корректно. Поддерживает дружеские отношения с осужденными положительной направленности.
Вину в совершенном преступлении признает, в содеянном раскаивается. Характеризуется положительно.
Отбывает наказание за совершение особо тяжкого преступления, при особо опасном рецидиве преступлений и, в соответствии с ФЗ № «Об административном надзоре», по освобождению из мест лишения подлежит административному надзору.
На основании изложенного, ссылаясь на ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ, ч. 2 ст.173.1 УИК РФ, ч. 3 ст.173.1 УИК РФ, просит суд установить в отношении административного ответчика ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор на срок № лет. Установить следующие административные ограничения:
Запрещение пребывания в следующих местах: барах, ресторанах, ночных клубах, других питейных и увеселительных заведениях. Запрещение пребывания вне жилого помещения по адресу места жительства выбранного надзорным лицом, с 22 часов до 06 часов. Обязательная явка 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства (пребывания) для регистрации.
Представитель административного истца ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явился, предоставил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик ФИО1 предоставил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия.
С учетом мнения сторон, суд признал возможным рассмотреть дело без участия представителя административного истца и административного ответчика.
Старший помощник прокурора <адрес> в своем заключении указала, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, так как в соответствии с п.8 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного наказания, или при замене не отбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы, подается органом внутренних дел не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы. На момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции дополнительное наказание в виде ограничения свободы ФИО1 не отбыто. Таким образом, с заявлением в суд об установлении административного надзора за лицом, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы, могут обратиться только органы внутренних дел, после отбытия осужденным дополнительного наказания, назначенного приговором суда. Администрация исправительного учреждения сделать это не вправе.
При таких обстоятельствах административный надзор в отношении ФИО1 не может быть установлен.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав заключение ст. помощника прокурора, приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Кроме того, за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, указанными в пункте 1 части 3 статьи 3 Закона административный надзор устанавливается в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания.
В соответствии с п.2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: 2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного закона, административный надзор устанавливается в отношении лиц, лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из приведенных предписаний следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения лицом особо тяжкого преступления, при особо опасном рецидиве.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлен перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица при административном надзоре.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 осужден приговором Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 2 ст. 228 УК РФ, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, ч. 3 ст. 69 УК РФ, 70 УК РФ к № годам лишения свободы, с ограничением свободы на срок один год, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. В период отбытия дополнительного наказания в виде ограничения свободы на осужденного возложены обязанности: не изменять место жительства или пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции по месту отбывания наказания, запретить выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия УИИ по месту отбывания наказания.
Как следует из приговора Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 осужден за совершение тяжкого и особо тяжкого преступлений, при этом в действиях ФИО1 установлено отягчающее наказание обстоятельство - особо опасный рецидив преступлений.
Кроме того, как следует из приобщенной к административному исковому заявлению справки, осужденный ФИО1ДД.ММ.ГГГГ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
По смыслу закона, возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.
В связи с этим, истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (пункт 1 части 3 статьи 3 Закона, часть 8 статьи 117 УИК РФ).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что имеются законные основания для установления в отношении ФИО1 административного надзора, так как он относится к категории лиц, подлежащих освобождению из места лишения свободы по отбытию срока наказания, в отношении которых должен быть установлен административный надзор.
В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого воспитательного воздействия.
Согласно представленной характеристике ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес>, осужденный ФИО1 за период отбывания наказания характеризуется положительно.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях, ФИО1 на данный момент не имеет не снятых и не погашенных взысканий не имеет, в период отбывания наказания неоднократно поощрялся администрацией учреждения за добросовестное отношение к труду и примерное поведение.
Суд учитывает, что установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
ФИО1, подлежащий освобождению из мест лишения свободы, был осужден за совершение особо тяжкого преступления, при особо опасном рецидиве преступлений, в период отбывания наказания ДД.ММ.ГГГГ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем, с целью предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в отношении ФИО1 необходимо установить административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно пункту "д" части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, срок на который надлежит установить административный надзор ФИО1, составляет № лет.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. При этом срок административного надзора исчисляется в отношении данных лиц со дня постановки на учет в органе внутренних дел, по избранному месту жительства или пребывания или фактического нахождения.
Рассматривая вопрос об определении начала исчисления срока административного надзора, с учетом назначенного ФИО1 по приговору Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дополнительного наказания в виде ограничения свободы на срок один год, суд принимает во внимание, что в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене не отбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы. Аналогичные разъяснения даны в абзаце 3 пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Следовательно, поскольку ФИО1 по приговору Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы, то срок административного надзора подлежит исчислению со дня отбытия им данного вида наказания.
Принимая во внимание приведенное выше правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, суд, учитывая положения ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ, характерные особенности совершенных ФИО1 преступлений, данные о его личности, доводы представителя ФКУ ИК-6, указанные в административном исковом заявлении, считает необходимым установить следующие административные ограничения:
Запрещение пребывания в следующих местах: барах, ресторанах, ночных клубах, других питейных и увеселительных заведениях; запрещение пребывания вне жилого помещения по адресу места жительства выбранного надзорным лицом, с 22 часов до 06 часов; обязательная явка 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства (пребывания) для регистрации.
При оценке указанных в исковом заявлении доводов административного истца, суд не находит законных оснований для изменения предложенных административным истцом видов административных ограничений.
Давая оценку доводам ст. помощника прокурора о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления, суд приходит к выводу, что доводы ст. помощника прокурора обусловлены неправильным толкованием норм процессуального, материального права и не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и
Исходя из взаимосвязанных положений статьи 6 Федерального закона N 64-ФЗ и частей 7, 8 статьи 270 КАС РФ, с заявлением об установлении административного надзора вправе обратиться исправительное учреждение или орган внутренних дел; о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений - орган внутренних дел; о досрочном прекращении или частичной отмене административных ограничений - орган внутренних дел или поднадзорное лицо.
В силу части 4 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ, в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене не отбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
При назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене не отбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы (пункт 1 части 3 статьи 273 КАС РФ, часть 4 статьи 5 Закона об административном надзоре).
Установление в отношении ФИО1 административного надзора с применением соответствующих ограничений, и исчисление начала срока отбывания административного надзора со дня отбытия дополнительного наказания в виде ограничения свободы, соответствует требованиям Закона N 64-ФЗ и отвечает задачам административного надзора.
Давая оценку доводам ст. помощника прокурора, суд принимает во внимание, что Федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", является специальной нормой по отношению к КАС РФ и не содержит прямого запрета на обращение администрации исправительного учреждения в суд, при наличии установленных указанным законом оснований, с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, которому по приговору суда в качестве дополнительного наказания назначено ограничение свободы, более того, содержит прямое указание только на порядок исчисления начала срока отбывания административного надзора, т.е. после отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, находящегося в местах лишения свободы и подлежащего освобождению, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.
Исходя из взаимосвязанных положений статьи 6 Закона и частей 7, 8 статьи 270 КАС РФ с заявлением об установлении административного надзора вправе обратиться исправительное учреждение или орган внутренних дел; о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений - орган внутренних дел; о досрочном прекращении или частичной отмене административных ограничений - орган внутренних дел или поднадзорное лицо.
Предусмотренные законом основания для установления в отношении ФИО1 административного надзора имеются, они указаны в статье 3 ФЗ N 64-ФЗ: ФИО1. отбывает наказание в местах лишения свободы за совершение особо тяжкого преступления, при особо опасном рецидиве преступлений, освобождается из мест лишения свободы. В связи с этим, с настоящим административным иском вправе обратиться исправительное учреждение, и, более того, в силу указанного закона, оно обязано его предъявить не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом N 64-ФЗ не установлено такого основания, исключающего установление административного надзора при освобождении лица из мест лишения свободы, как назначение и не отбытие дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
Из толкования приведенных нормативных положений, с учетом их разъяснения, изложенного в приведенном Постановлении Пленума ВС РФ следует, что в случае назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания устанавливается только иной, нежели предусмотренный ч. 3 ст. 5 ФЗ N 64-ФЗ, момент начала течения срока административного надзора, но не устраняются основания для его установления, предусмотренные ст. 3 ФЗ N 64-ФЗ (ч.4 ст. 5 Закона).
Доводы ст. помощника прокурора о наличии только у органа внутренних дел предусмотренной ст. 12 ФЗ N 64-ФЗ обязанности по обращению с иском об установлении административного надзора за лицом, которому в качестве дополнительного наказания назначено ограничение свободы не позднее, чем за один месяц до истечения срока ограничения свободы, не устраняет указанные выше основания для установления административного надзора и аналогичную обязанность исправительного учреждения по обращению в суд, не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.
Кроме того, довод ст. помощника прокурора о ненадлежащем истце, противоречит положениям ст. 270 КАС РФ, поскольку на момент обращения в суд с настоящим административным иском ФИО1 находится в местах лишения свободы, то есть? не является лицом, освобожденным либо отбывающим дополнительное наказание в виде ограничения свободы, поскольку таковым субъектом он становится только после освобождения из мест лишения свободы.
Буквальное толкование п.8 ст.270 КАС РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель предоставил органу внутренних дел право обращения в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, только в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, а не в отношении лиц, которым назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы и отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Лексико правовой анализ текста позволяет сделать вывод, что редакция п.8 ст. 270 КАС РФ не содержит правовой неопределенности в установлении субъекта, на которого направлено действие данной нормы, является императивной нормой и не может изменяться или восполняться усмотрением правоприменителя и иным толкованием указанной нормы.
Осужденный ФИО1 по своему процессуальному статусу на дату обращения в суд администрации исправительного учреждения с административным иском, является осужденным, т.е. лицом, отбывающим основное наказание в виде лишения свободы, а не лицом, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания.
Статья 6 ФЗ N 64-ФЗ предписывает, что административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
Часть 3 статьи 3 ФЗ N 64-ФЗ устанавливает право органа внутренних дел на обращение в суд с административным исковым заявлением в отношении лиц, указанных в части 1 статьи 3 Закона.
Принимая приведенное выше правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, давая оценку доводам ст. помощника прокурора со ссылкой на п. 8 ст. 270 КАС РФ, суд принимает во внимание, что действующим законодательством, регулирующим порядок установления административного надзора, установлен специальный субъект обращения с заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы - орган внутренних дел, и срок обращения с таким заявлением - не позднее чем за один месяц до истечения срока ограничения свободы, но только в отношении тех лиц, которым не был установлен административный надзор по иным основаниям при освобождении их из мест лишения свободы.
Таким образом, суд отвергает доводы ст. помощника прокурора, как необоснованные и не являющиеся основанием для отказа в удовлетворении заявленных представителем ФКУ ИК-6 исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 272-273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес>, - удовлетворить.
Установить в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Киргизской ССР, гражданина РФ, административный надзор на срок № (восемь) лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять со дня отбытия дополнительного наказания в виде ограничения свободы, назначенного по приговору Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
На срок административного надзора установить в отношении поднадзорного ФИО1 следующие административные ограничения:
Запретить пребывание в следующих местах: барах, ресторанах, ночных клубах, других питейных и увеселительных заведениях.
Запретить пребывание вне жилого помещения по адресу места жительства, выбранного надзорным лицом, с 22 часов до 06 часов.
Обязать явкой 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства (пребывания) для регистрации.
Решение суда по административному делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение десяти дней через Спасский районный суд Приморского края.
Судья Бобрович П.В.