ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2560/2022 от 14.07.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-2560/2022

91RS0024-01-2022-000902-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2022 годаг.Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М., с участием прокурора – Редок А.В., представителя истца – Шумной Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску индивидуального предпринимателя Пакина Александра Леонидовича к Администрации города Ялта Республики Крым о признании постановления недействующим,

установил:

ИП Пакин А.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее – Администрация) с требованием признать недействующим и отменить постановление Администрации от 06.04.2020 N 843-п «Об утверждении Положения о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции». Администрация, по мнению истца, не вправе определять условия и порядок демонтажа нестационарных объектов. Данные вопросы подлежат разрешению представительным органом местного самоуправления в правилах благоустройства.

В судебном заседании представитель истца Пакина А.Л. – Шумная Н.Б. поддержала иск, просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Прокурор Редок А.В. дала заключение о законности оспариваемого нормативного правового акта органа местного самоуправления.

Ответчик надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако явку в суд своего представителя не обеспечил, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии со статьей 150 КАС РФ.

Выслушав представителя истца, прокурора, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Установлено, что ИП Пакин И.Л. осуществляет предпринимательскую деятельность в нестационарном торговом объекте, расположенном по адресу: .

06.04.2020 года Администрацией принято постановление №843-п, которым утверждено Положение о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Постановление опубликовано в газете «Ялтинские вести» от 11.04.2020 года №13, и в подразделе «Правительство Республики Крым – Ялта – Документы – Нормативные правовые документы Администрации города Ялта – Постановления Администрации» на сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (https://yalta.rk.gov.ru/ru/index).

Проверяя законность оспариваемого постановления органа местного самоуправления, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрены вопросы местного значения городского округа. В частности, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится: осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа (п. 25 ч.1); осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа (п. 26 ч.1).

Данные законоположения направлены на соблюдение публично-правовых требований к содержанию территории муниципального образования, обеспечение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

К вопросам местного значения муниципального, городского округа также относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (п. 26 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, реализуют иные полномочия в области использования и охраны земель.

В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом.

Пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке, признается самовольным занятием земель.

Подпунктами 2, 3 пункта 1, подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

Статьи 12, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают и допускают защиту гражданских прав путем самозащиты права, то есть возможность устранения нарушения без обращения в суд.

Из приведенных норм следует, что муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым как субъект права собственности на земли муниципального образования может осуществлять защиту данного права от нарушений, связанных с самовольным размещением некапитальных объектов. Защита нарушенного права возможна в форме самозащиты, путем освобождения земельного участка от самовольно размещенного некапитального объекта. В противном случае собственник самовольно установленного некапитального объекта был бы поставлен в преимущественное положение перед публично-правовым образованием, что нарушает баланс публичных и частных интересов.

В соответствии со статьей 42 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (принят решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22.09.2017 N 1, далее – Устав), Администрация города Ялта Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым.

Статьей 48 Устава предусмотрено, Администрация осуществляет предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Крым, настоящим Уставом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Администрация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа (п.1 ч.1 ст.52); выдает разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Ялта (п.9 ч.1 ст.52); осуществляет организацию благоустройства территории городского округа в соответствии с утвержденными правилами благоустройства территории городского округа, осуществляет контроль за их исполнением (п.21 ч.1 ст.53); осуществляет контроль за благоустройством территории муниципального образования (п.22 ч.1 ст.53); осуществляет иную предусмотренную деятельность при исполнении возложенных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым (ч.2).

Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 26.12.2019 года N 6 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила благоустройства).

Согласно Правилам благоустройства (в редакции на дату вынесения оспариваемого постановления) строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация объектов, элементов благоустройства (в том числе некапитальных нестационарных сооружений), осуществляются на основании разработанного заинтересованным лицом и согласованного в установленном порядке проекта благоустройства, если иное не установлено законодательством Российской Федерации

Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с утвержденной Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным архитектурным типом, на основании Паспорта размещения нестационарного торгового объекта (п. 2.1.1).

Не допускается установка нестационарных торговых объектов, не предусмотренных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Ялта (п.3.12.12).

Оспариваемым постановлением от 06.04.2020 N 843-п Администрация утвердила Положение о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, которое регламентирует деятельность по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов, неправомерно размещенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Под неправомерно размещенными нестационарными объектами в настоящем Положении понимаются: а) нестационарные объекты, размещенные (установленные) вне или с нарушением утвержденной уполномоченным органом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта; б) нестационарные объекты в случае, если срок действия документов, являющихся основанием для их размещения, истек; в) нестационарные объекты, не демонтированные (не перемещенные) в соответствии с условиями договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта, по истечении срока размещения нестационарного объекта, установленного договором; г) нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных таких документов, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке (п.1.1).

Целью данного Положения является обеспечение благоустройства территории муниципального образования, совершенствование системы профилактических мер, направленных на противодействие и предупреждение терроризма, возникающих в результате неправомерно размещенных нестационарных объектов, а также недопущение неправомерного использования земельных участков и иного недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности (п.1.2).

Постановление от 06.04.2020 N 843-п принято Администрацией в пределах своей компетенции и в рамках предоставленных полномочий. Нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, постановление не противоречит. Процедура принятия, правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок его опубликования и вступления в силу, соблюдены.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания недействующим и отмены оспариваемого нормативного правового акта.

Довод истца Пакина А.Л. о том, что условия и порядок демонтажа нестационарных объектов должны быть предусмотрены правилами благоустройства, которые утверждаются представительным органом местного самоуправления, является несостоятельным. Положениями статьи 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ, определяющей содержание правил благоустройства территории муниципального образования, такие требования не предусмотрены.

При этом суд отмечает, нормы Положения о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, не содержат дополнительных условий для признания нестационарных объектов неправомерно размещенными к уже существующим условиям, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми, имеющими большую юридическую силу. Положение лишь определяет последовательность действий структурных подразделений Администрации при сносе (демонтаже) незаконно размещенных некапитальных объектов, исключая произвольное применение норм федерального законодательства. Права и законные интересы собственников некапитальных объектов в ходе осуществления процедур, предусмотренных положением, могут быть защищены в судебном порядке, в том числе путем оспаривания решений о сносе (демонтаже) некапитального объекта.

Кроме того, суд учитывает, что Администрацией ранее выносилось постановление от 03.03.2021 года №437-п о демонтаже (сносе) принадлежащего Пакину А.Л. нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: .

Решением Арбитражного Суда Республики Крым от 06.09.2021 года по делу А83-10174/2021, оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021, исковые требования Пакина А.Л. удовлетворены, постановление Администрации от 03.03.2021 года №437-п признано недействительным. Судами установлено, что Пакин А.Л. на законных основаниях разместил нестационарный торговый объект на муниципальном земельном участке, основания для демонтажа указанного торгового объекта у Администрации отсутствуют.

То есть право истца на размещение нестационарного торгового объекта уже оспаривалось Администрацией в административном порядке и было защищено вступившим в законную силу решением суда.

Убедительных доводов о том, каким образом оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права истца, с чем истец связывает потребность в судебной защите, с учетом указанных выше результатов судебного разбирательства, истец суду не привел. Оснований для вывода о том, что для истца существует угроза применения оспариваемого нормативного правового акта, у суда не имеется.

По смыслу статей 4, 213 КАС РФ нарушение прав, свобод и законных обратившегося в суд лица является обязательным условием для реализации права на судебную защиту.

В пункте 1 части 2 статьи 215 КАС РФ определено в качестве основания для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Имеющиеся доказательства не позволяют суду сделать вывод о нарушении либо угрозе нарушения прав, свобод и законных истца.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы оспариваемое постановление, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, суд оставляет без удовлетворения требования истца о признании недействующим и отмене нормативного правового акта органа местного самоуправления.

В соответствии со ст.111 КАС РФ суд оставляет судебные расходы по уплате государственной пошлины на стороне истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 213, 215 КАС РФ, суд

решил:

иск индивидуального предпринимателя Пакина Александра Леонидовича – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

СудьяА.В.Алтунин

В окончательной форме

решение суда принято 28 июля 2022 года.