Дело №а№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2019 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Григорьевой Л.М.,
при секретаре судебного заседания Чуносовой М.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по иску Министерства финансов Забайкальского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1, Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Забайкальского края в лице представителя по доверенности ФИО2 обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя следующим. ДД.ММ.ГГГГ в Министерство финансов Забайкальского края поступило постановление судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ) о взыскании с Министерства финансов Забайкальского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный срок исполнительного документа № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Оловяннинским районным судом Забайкальского края о возложении обязанности на Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме обеспечить передачу материальных средств из бюджета (казны) Забайкальского края администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения ФИО3
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что действующим законодательством определен круг органов государственной власти Забайкальского края, к полномочиям которых отнесено решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе обеспечение жильем специализированного жилого фонда, в число которых не входит администрация Муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края. В данном случае имеет место выбытие из установленного решением Оловяннинского районного суда Забайкальского края правоотношения должника – Администрации муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края, в связи с передачей соответствующих полномочий Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Полагает, что изменение порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем предоставления помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а не по договору специального найма произошли в период после вступления решения суда в законную силу и в настоящее время имеется наличие обстоятельств, при которых исполнение вышеприведенного решения суда не представляется возможным. Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования для направления в муниципальные образования на приобретение (строительство) жилых помещений Финансирование осуществляется в полном объеме по заявкам главного распорядителя бюджетных средств. Финансирование осуществляется в полном объеме, однако приобретение (строительство) жилья для вышеприведенных категорий граждан осуществляется муниципальными образованиями, следовательно исполнение судебных актов стоит в прямой зависимости от их действий. Просит суд освободить Министерство финансов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Стороны в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном порядке.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 указанной нормы в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Одной из мер ответственности за несвоевременное исполнение решения суда является взыскание исполнительского сбора.
Согласно ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).
Часть 6 статьи 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Материалами дела подтверждается, что постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ с Министерства финансов Забайкальского края взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный срок исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Оловяннинским районным судом Забайкальского края о возложении обязанности на Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме обеспечить передачу материальных средств из бюджета (казны) Забайкальского края администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения ФИО3
Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти Забайкальского края дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с выплатой денежного вознаграждения, причитающегося опекунам (попечителям), приемным родителям, ежемесячными денежными выплатами на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях регулирует Закон Забайкальского края от 18.12.2009 № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей».
Положениями статьи 7 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее также - дети-сироты), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - лица из числа детей-сирот), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Забайкальского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края № 22 от 22 января 2013 года определены мероприятия по формированию специализированного жилищного фонда осуществляются: Министерством социальной защиты населения Забайкальского края, Министерством территориального развития Забайкальского края, Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Изменение порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем предоставления помещения по договору найма специализированного жилого помещения, администрация муниципального района «Читинский район» Забайкальского края не входит в круг органов государственной власти, к полномочиям которых отнесено решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные полномочия переданы Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, которому ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования для направления в муниципальные образование на приобретение жилых помещений, что подтверждается представленными доказательствами.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Вышеуказанные обстоятельства, на которые ссылается истец, как на основания, позволяющие освободить его от взыскания исполнительского сбора, по мнению суда, относятся к числу обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Подтверждающих доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного листа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства свидетельствуют об объективной невозможности должника исполнить исполнительные документы в установленный срок в добровольном порядке и, как следствие, об отсутствии вины в его неисполнении, и дают основания для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск удовлетворить.
Освободить Министерство финансов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.
Судья Л.М. Григорьева