ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2566/19 от 29.07.2019 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-2566/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Добраш Т.В.,

при секретаре Стрельцовой О.В.,

с участием представителя административного истца ИФНС России по г.Волжскому Волгоградской области Максименко О.А., административного ответчика Ворошилова М.М.,

29 июля 2019 года в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области к Ворошилов М.М. о взыскании задолженности по налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л :

ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Ворошилову М.М. о взыскании задолженности по транспортному налогу физических лиц за 2016 год в размере 5 635 рублей, пени за период с "."..г. по "."..г. в размере 96 рублей 12 копеек, указав в обоснование требований, что административный ответчик является собственником транспортных средств: <...>, однако в нарушение действующего законодательства не исполнил в добровольном порядке предусмотренную законом обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год, в результате чего образовалась задолженность, на которую начислена пеня. Ворошилову М.М. было направлено требование об уплате указанного налога, однако требование до настоящего времени не исполнено. Просит суд взыскать указанную задолженность по налогу и пени.

Представитель административного истца ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области Максименко О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на удовлетворении.

Административный ответчик Ворошилов М.М. в судебном заседании заявленные требования не признал, указал, что решением Арбитражного суда от "."..г. он был признан несостоятельным (банкротом) и в отношении его имущества открыто конкурсное производство; названные транспортные средства были реализованы в 2010 году в рамках процедуры банкротства, снять автомобили с регистрационного учета в органах ГИБДД, а также новому собственнику поставить их на регистрационный учет, было невозможно, поскольку автомобили являлись предметом залога по кредитным договорам и оригиналы ПТС находились в Банке. Полагает, что у него отсутствует обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год за указанные автомобили, просит в удовлетворении иска отказать.

Заинтересованные лица Нечаев В.В., Медведев А.В. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Пунктом 3 статьи 3 НК РФ установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В силу положений статей 44, 45, 48 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Пунктами 1, 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами, на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 названного Кодекса).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (п. 1 ст. 361 НК РФ).

Налоговым периодом по транспортному налогу согласно п. 1 ст. 360 НК РФ признается календарный год.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363НК РФ).

Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены статьей 3 Закона Волгоградской области «О транспортном налоге» от 31.10.2002 №750-ОД.

Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.

Судом установлено, что Ворошилову М.М. на праве собственности принадлежат транспортные средства: <...>.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от "."..г. по делу №... ИП Ворошилов М.М. признан несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев; конкурсным управляющим утвержден Медведев А.В.

В ходе конкурсного производства Нечаев В.В. по договорам купли-продажи от "."..г. приобрел у ИП Ворошилова М.М. в лице конкурсного управляющего Медведева А.В. вышеуказанные транспортные средства.

Решением <...> от "."..г., вступившим в законную силу "."..г. Нечаеву В.В. отказано в иске к конкурсному управляющему ИП Ворошилов М.М. Медведеву А.В. о признании добросовестным покупателем и признании недействительными п. 1.2 шести договоров купли-продажи транспортных средств от "."..г. в части указания об обремени (права) договорами залога.

Решением <...> от "."..г., вступившим в законную силу "."..г., в удовлетворении требований АКБ «Московский Банк Реконструкции и Развития» (ОАО) к Нечаеву В.В., третьим лицам Ворошилову М.М., конкурсному управляющему ИП Ворошилов М.М. Медведеву А.В. об обращении взыскания на предметы залога, а также встречных требований Нечаева В.В. к АКБ «Московский Банк Реконструкции и Развития» (ОАО), третьим лицам Ворошилову М.М., конкурсному управляющему ИП Ворошилов М.М. Медведеву А.В. о признании договоров залога прекращенными, отказано.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от "."..г. по делу №№... завершено конкурсное производство в отношении ИП Ворошилова М.М.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах) либо органах Гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Аналогичное положение содержится в Приказе МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".

Данную обязанность ни Ворошилов М.М., ни новый собственник спорных автомобилей не выполнил, сведений о смене владельца транспортных средств в органы ГИБДД не представил.

При этом, суд отмечает, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

В связи с чем, ИФНС России по г.Волжскому в адрес административного ответчика направило уведомление №... об уплате транспортного налога физическим лицом за 2016 год.

Согласно налоговому уведомлению №... от "."..г., Ворошилову М.М. за вышеназванные транспортные средства начислен транспортный налог за 2016 год в размере 5 635 рублей, сроком уплаты не позднее "."..г..

В связи с неуплатой транспортного налога в установленный законом срок, налогоплательщику начислены пени на транспортный налог за период с "."..г. по "."..г. в размере 96 рублей 12 копеек.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ, налоговым органом Ворошилову М.М. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №... от "."..г., с предложением добровольного погашения задолженности за 2016 год по транспортному налогу в размере 5 635 рублей, пени в размере 96 рублей 12 копеек, в срок до "."..г., что подтверждается списками заказной корреспонденции от "."..г..

В установленный срок административный ответчик задолженность не погасил, в связи с чем, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ворошилова М.М. указанной задолженности.

"."..г. был вынесен судебный приказ о взыскании с Ворошилова М.М. заявленной задолженности, который в последующем определением мирового судьи от "."..г. отменен, в связи с поступившими от должника возражениями.

Таким образом, налоговым органом соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания транспортного налога и сроки обращения в суд с указанными требованиями, у налогоплательщика Ворошилова М.М. возникла обязанность по уплате указанного налога.

Представленный административным истцом расчет задолженности произведен с учетом вышеприведенных положений налогового законодательства РФ, административным ответчиком до настоящего времени задолженность не погашена. Доказательств обратного суду предоставлено не было.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный ответчик своевременно не обращался ни в органы ГИБДД, ни в ИФНС для производства соответствующих изменений по транспортному налогу, в связи с чем начисление административным истцом транспортного налога за 2016 год произведено в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку в указанный период времени Ворошилов М.М. являлся лицом, имеющим транспортные средства, зарегистрированные в установленном законном порядке в органах ГИБДД, и обязан был уплатить транспортный налог, в связи с чем, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению административные исковые требования ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области о взыскании с Ворошилова М.М. задолженности по транспортному налогу физических лиц за 2016 год в размере 5 635 рублей, пени в размере 96 рублей 12 копеек.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Частью 1 статьи 114 КАС РФ, установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ, судом при рассмотрении настоящего административного дела не установлено.

Статьей 333.19 НК РФ установлены размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

В связи с тем, что административный истец при обращении в суд с настоящим административным иском был освобожден от уплаты госпошлины, административные исковые требования судом удовлетворены в полном объеме, с административного ответчика в доход бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области к Ворошилов М.М. о взыскании задолженности по налогу и пени – удовлетворить.

Взыскать с Ворошилов М.М., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области задолженность по налогам и пени за 2016 год в размере 5 731 рубль 12 копеек, в том числе по транспортному налогу физических лиц в размере 5 635 рублей, пени в размере 96 рублей 12 копеек.

Взыскать с Ворошилов М.М. в доход бюджета городского округа – город Волжский государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Добраш

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 05 августа 2019 года.

Судья Т.В. Добраш