ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2569/20 от 03.08.2020 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело №2а-2569/2020

УИД 42RS0009-01-2020-004134-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Гречановской О.В., при секретаре – помощнике судьи Корневой А.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

с участием старшего помощника прокурора г. Кемерово Зуевой Е.А., представителя административных истцов Прозоровой Р.М., представителя административного ответчика Кадочниковой С.В.

03 августа 2020 года

административное дело по административному исковому заявлению Малышевой Е.А., Диановой О.Н., Макаренкоой И.В., Макаренковой О.В., Сагитовой Т.Г., Мустафаевой Т.М., Горбуновой Е.Г., Беллера Н.В., Горбунова Ю.С., Горбуновой А.Ю., Горбунова Д.Ю. к Администрации города Кемерово о признании незаконным нормативного правового акта органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Малышева Е.А., Дианова О.Н., Макаренкоой И.В., Макаренкова О.В., Сагитова Т.Г., Мустафаева Т.М., Горбунова Е.Н., Беллер Н.В., Горбунов Ю.С., Горбунова А.Ю., Горбунов Д.Ю. обратились в Центральный районный суд г. Кемерово с требованиями к Администрации г. Кемерово о признании незаконным нормативного правового акта органа местного самоуправления.

Требования мотивируют тем, что административные истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанными аварийными и подлежащими расселению.

Постановлением Администрации г. Кемерово от 21.05.1019 г. №1183 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан города Кемерово из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019-2024 годы.

Абзацем 7 (абзац 9) раздела 4 указанной муниципальной адресной программы предусматривается, что собственники жилых помещений, входящих в состав аварийного жилого фонда, избравшие в качестве способа переселения предоставление иного пригодного для проживания жилого помещения, в случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, оплачивают возникающую разницу за счет собственных средств. Порядок и сроки внесения денежных средств гражданами определяются соглашением сторон.

По мнению административных истцов, приведенное положение противоречит нормам действующего законодательства, в части регулирования процедуры переселения граждан и предоставления жилых помещений взамен изымаемых.

Абзацем 1 раздела 4 муниципальной адресной программы предусмотрено, что финансирование программы мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджета г. Кемерово с привлечением средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, административные истцы считаю, что федеральным законодательством не установлена доплата гражданами, переселяемыми стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

Абзацем 8 (абзац 10) муниципальной адресной программы предусмотрено, что в зависимости от способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда может устанавливаться различная стоимость квадратного метра общей площадью жилых помещений.

Указанное положение нарушает права собственников, принцип справедливости и гарантированные Конституцией РФ права на жилище.

На основании изложенного, административные истцы просят признать недействующими абзац 7 (абзац 9) и абзац 8 (абзац 10) раздела 4 муниципальной адресной программы «Переселение граждан города Кемерово из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019-2024 годы, утвержденное Постановлением Администрации г. Кемерово от 21.05.2019 г. № 1183 в редакции Постановления Администрации г. Кемерово от 23.07.2019 г. №1904.

Как следует из административного искового заявления административные истцы просят признать недействующим абзац 7 раздела 4 муниципальной адресной программы «Переселение граждан города Кемерово из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019-2024 годы, а именно: «Собственники жилых помещений, входящих в состав аварийного жилищного фонда, избравшие в качестве способа переселения предоставление иного пригодного для проживания жилого помещения, в случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, оплачивают возникающую разницу за счет собственных средств. Порядок и сроки внесения денежных средств гражданами определяется соглашением сторон», что соответствует абзацу 9 указанной программы.

Также административные истцы просят признать недействующим абзац 8 раздела 4 муниципальной адресной программы «Переселение граждан города Кемерово из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019-2024 годы, а именно: «В зависимости от способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда может устанавливаться различная стоимость квадратного метра общей площади жилых помещений», что соответствует абзацу 10 указанной программы.

Представитель административных истцов Малышевой Е.А., Диановой О.Н., Макаренко И.В., Макаренко О.В., Горбуновой Е.Г., Сагитовой Т.Г., Мустафаевой Т.М. - Прозорова Р.М., действующая на основании доверенностей (Том 1 л.д. 8-9, 10-11, 12-13,14-18,19-21, 22), в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду пояснила, что, не смотря на то обстоятельство, что нормативный акт в оспариваемой части отменен, полагает что требования подлежат удовлетворению, поскольку нормативный акт был отменен после принятия административного искового заявления в производства суда.

Представитель административного ответчика Администрации г. Кемерово Кадашникова Т.Ф., действующая на основании доверенности от**.**.**** (Том 1 л.д.85), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Административные истцы Малышева Е.А., Дианова О.Н., Макаренкоой И.В., Макаренкова О.В., Сагитова Т.Г., Мустафаева Т.М., Горбунова Е.Н., Беллер Н.В., Горбунов Ю.С., Горбунова А.Ю., Горбунов Д.Ю. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Министерства строительства Кузбасса, Правительства Кемеровской области – Кузбасса, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили суду письменные пояснения по делу и просили рассмотреть дело в их отсутствие (Том.1 л.д. 211-212, Том.2 49-52).

Представитель заинтересованного лица ГК – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с заявлением об отложении рассмотрении дела не обращались.

Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, считавший, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

ч. 7 ст.213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Из содержания п. 1 ч.2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч.8 ст. 2013 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом установлено, что административные истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанными аварийными и подлежащими расселению, что подтверждается выписками ЕГРН (Том 1 л.д. 24-51).

21.05.2019 г. Постановлением Администрации г. Кемерово № 1182 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан города Кемерово из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019-2024 годы (Том 1 л.д. 176-187).

23.07.2019 г. Постановлением Администрации г. Кемерово № 1904 внесены изменения в постановление Администрации г. Кемерово от 21.05.2019 г. № 1183 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан города Кемерово из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019-2024 годы» (Том 1 л.д. 188-196).

Административные истцы просят признать недействующими абзац 7 «Собственники жилых помещений, входящих в состав аварийного жилищного фонда, избравшие в качестве способа переселения предоставление иного пригодного для проживания жилого помещения, в случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, оплачивают возникающую разницу за счет собственных средств. Порядок и сроки внесения денежных средств гражданами определяется соглашением сторон» и абзац 8 «В зависимости от способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда может устанавливаться различная стоимость квадратного метра общей площади жилых помещений» раздела 4 адресной программы «Переселение граждан города Кемерово из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019-2024 годы, что соответствует абзацу 9 и 10 раздела 4 указанной программы.

Как следует из административного искового заявления, абзац 7 (соответственно абзац 9) раздела 4 адресной программы «Переселение граждан города Кемерово из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019-2024 годы, противоречит нормам действующего законодательства в части регулирования процедуры переселения граждан и предоставления жилых помещений взамен изымаемых.

Из преамбулы постановления администрации г. Кемерово № 1183 от 21.05.2019 г. следует, что принято оно во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии: наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с п.3 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы.

В силу п. 2.1 ст. 16 п.3 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно Постановлению правительства от 18.11.2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" (вместе с «Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации») Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения.

Приказом Минстроя России от 31.01.2019 г. № 65/пр утверждены Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.

Согласно п. 1.8 Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года (в редакции действующей на 21.05.2019 г.), органу местного самоуправления рекомендуется провести разъяснительную работу с гражданами, проживающими в аварийных многоквартирных домах, включенных в текущий этап программы, предусмотренный в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 16 Федерального закона, об условиях, сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений и размере возмещения за изымаемые жилые помещения с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения. В случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, гражданам рекомендуется разъяснить возникновение доплаты разницы в стоимости жилых помещений, порядок расчета такой доплаты, разъяснить порядок предоставления жилого помещения на условиях осуществления гражданами доплаты за предоставляемые жилые помещения.

Согласно п. 2.3.6 Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года (в редакции действующей на 21.05.2019 г.) В текстовой части программы переселения рекомендуется отражать порядок определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок уплаты гражданами части стоимости приобретаемых жилых помещений в случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.09.2019 г. № 199 утверждена региональная программа «Переселение граждан и многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2025 годы.

Согласно абзацу 28 раздела 5 региональной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019 - 2025 годы" собственники жилых помещений, входящих в состав аварийного жилищного фонда, избравшие в качестве способа переселения предоставление иного пригодного для проживания жилого помещения, в случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, оплачивают возникающую разницу за счет собственных средств. Порядок и сроки внесения денежных средств гражданами определяется соглашением сторон.

Из преамбулы постановления администрации г. Кемерово № 1183 от 21.05.2019 г. следует, что принято оно во исполнение Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2019 N 199 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019 - 2025 годы».

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый административными истцами абзац 7 (соответственно абзац 9) раздела 4 муниципальной адресной программы «Переселение граждан города Кемерово из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019-2024 годы, соответствует нормативным правовым актам, имеющие большую юридическую силу.

Доказательств того, что нормативно-правовой акт в оспариваемой части нарушает права, свободы, и законные интересы административных истцов суду не представлено.

Рассматривая требования административных истцов о признании недействующим абзаца 8 (соответственно абзац 10) раздела 4 муниципальной адресной программы «Переселение граждан города Кемерово из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019-2024 годы, а именно: «В зависимости от способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда может устанавливаться различная стоимость квадратного метра общей площади жилых помещений», суд приходит к следующим выводам.

Согласно постановлению администрации г. Кемерово от 21.07.2020 г. № 2028 «О внесении изменения в постановление администрации г. Кемерово от 21.05.2019 г. № 1183 « Об утверждении муниципальной адресной программы ««Переселение граждан города Кемерово из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019-2024 годы», в указанное постановление внесены изменения: «Абзац 10 раздела 4 приложения к постановлению исключить» (Том 1 л.д. 231).

Указанное постановление опубликовано в газете «Кемерово» №56 (1873) 24.07.2020 г. (Том 2 л.д. 93).

Принимая во внимание, то обстоятельство, что оспариваемый административными истцами абзац 8 (соответственно абзац 10) раздела 4 муниципальной адресной программы «Переселение граждан города Кемерово из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019-2024 годы исключён, суд считает, что права, свободы и законные интересы административных истцов не нарушены.

Учитывая изложенное в совокупности, суд считает заявленные административными истцами исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.175-180, 286 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Малышевой Е.А., Диановой О.Н., Макаренкоой И.В., Макаренковой О.В., Сагитовой Т.Г., Мустафаевой Т.М., Горбуновой Е.Г., Беллера Н.В., Горбунова Ю.С., Горбуновой А.Ю., Горбунова Д.Ю. к Администрации города Кемерово о признании недействующими положений абзацев 7 и 8 раздела 4 муниципальной адресной программы «Переселение граждан города Кемерово из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019 – 2024 годы, утверждённой Постановление Администрации города Кемерово от 21.05.2019 г. №1183 в редакции Постановления Администрации города Кемерово от 23.07.2019 г. №1904 отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

В мотивированной форме решение изготовлено 08.08.2020 г.

Судья Гречановская О.В.