ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-256/18 от 19.06.2018 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)

Решение вступило в законную силу: 19.06.2018 года.

Дело № 2а-256/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2018 года г. Облучье

Облученский районный суд ЕАО в составе:

председательствующего судьи Суржиковой А.В.

при секретаре судебного заседания Саяпиной О.В.

с участием:

и.о. прокурора Облученского района ЕАО Левченко И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке карты (плана) территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, обязании разработать карту (план) территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО,

установил:

Прокурор Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке карты (плана) территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, обязании разработать карту (план) территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО.

В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства администрацией муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, в ходе которой выявлено, что до настоящего времени карта (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» не разработана и не представлена в орган кадастрового учета. Отсутствие карты объекта землеустройства - территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение», а также бездействие административного ответчика по указанному вопросу нарушает права неопределенного круга лиц на осуществление строительства в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, а также не способствует надлежащей реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отсутствие уточненных границ территории МО «Кульдурское городское поселение» приводит к невозможности исполнения ч. 11 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при образовании земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам и организациям, и в случае оспаривания прав последних могут привести к нарушению их законных интересов.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение», выразившееся в непринятии мер по разработке карты (плана) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, обязать администрацию муниципального образования «Кульдурское городское поселение» разработать карту (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, которую предоставить в Управление Росреестра по ЕАО, для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Определением от 20.04.2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области.

В судебном заседании и.о. помощника Облученского района ЕАО прокурора Левченко И.И. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение», выразившееся в непринятии мер по разработке карты (плана) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, в срок до 30 ноября 2018 года обязать администрацию МО «Кульдурское городское поселение» разработать карту (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, которую предоставить в Управление Росреестра по ЕАО, для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Из отзыва главы администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» ФИО1 следует, что административный ответчик с требованиями прокурора согласен. В связи с неисполнением бюджета муниципального образования «Кульдурское городское поселение» разработать карту (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО и предоставить ее в Управление Росреестра по ЕАО для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости возможно в срок до 30.11.2018 года.

Представитель заинтересованного лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом.

Руководствуясь положениями ст.150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Заслушав объяснение и.о. прокурора Облученского района ЕАО Левченко И.И., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 17 КАС Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений.

Согласно части 1 статьи 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Бездействием признается неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого органа.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 указанного Закона, к вопросам местного значения, в том числе, отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Указанной норме закона корреспондирует п.20 ст.3 Устава муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО.

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена п. 39, предусматривающим, что к вопросам местного значения городского поселения также относится участие в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в выполнении комплексных кадастровых работ.

Указанное положение Федерального закона № 447-ФЗ от 22.12.2014 вступило в законную силу с 1 января 2015 года.

С 01 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как следует из п. 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования.

В настоящее время в соответствии с требованиями части 18 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 названной статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение карты-плана территории, обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и карту-план территории посредством отправления в электронной форме.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). (п.20 ст.19 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015).

Для изучения состояния земель, планирования и организации рационального использования земель и их охраны, описания местоположения и (или) установления на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство) проводятся землеустроительные работы, порядок осуществления которых определен Федеральным законом № 78-ФЗ "О землеустройстве".

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий.

Статьей 19 Закона N 78-ФЗ «О землеустройстве» установлен перечень видов землеустроительной документации, к которой, в том числе, относятся карты (планы) объектов землеустройства.

В соответствии со ст. 20 вышеуказанного Закона определение границ объекта землеустройства осуществляется путем подготовки карты (плана), форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 N 621.

В соответствии с пунктом 2 Требований к составлению карты (объекта) плана землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 года N 621, карта (план) объекта землеустройства составляется по результатам описания местоположения границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ и (или) установления границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Статья 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определяет кадастровые карты как составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. Состав сведений, содержащихся в кадастровых картах, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

При этом публичными кадастровыми картами признаются кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц.

На основании приказа Минэкономразвития России от 17.03.2016 N 145 на публичных кадастровых картах воспроизводятся общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, в частности границы муниципальных образований.

Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что составление карт (планов) объектов землеустройства является неотъемлемой частью описания границ объекта землеустройства, полученных в результате проведения комплексных кадастровых работ.

Отсутствие таких карт (планов) влечет невнесение сведений о границах объектов землеустройства в государственный кадастр недвижимости и невыполнение возложенной на муниципальное образование закрепленной законодательством обязанности по составлению документов, необходимых для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, предоставлению их в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области.

Законом ЕАО от 26.11.2003 № 229-ОЗ «О статусе и границе Облученского района» утверждены границы Облученского муниципального района ЕАО.

Законом ЕАО от 02.11.2004 г. N 338-ОЗ «О границах и статусе городских, сельских поселений в составе Облученского муниципального района» установлены границы Кульдурского городского поселения согласно описаниям границ.

По состоянию на 10.05.2018 г. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения в отношении границ муниципального образования «Кульдурское городское поселение», документы для внесения указанных сведений в управление Росреестра не поступали.

По информации ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ЕАО от 08.05.2018 г. отсутствие в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований и населенных пунктов препятствует проверке наличия пересечения границ земельных участков, внесенных в ЕГРН с границами муниципальных образований и населенных пунктов. При внесении границ муниципальных образований и населенных пунктов в ЕГРН выявляются множественные проблемы по пересечению с границами земельных участков, внесенных в ЕГРН, устранению данных пересечений, связанные с дополнительными затратами по разделу земельных участков, уведомлению правообладателей о необходимости внесения изменений, правомерности распоряжения земельными участками, оказавшимися на территории смежного муниципального образования или населенного пункта. Наличие актуальных сведений о границах муниципальных образований в реестре недвижимости способствует развитию территорий, рациональному использованию земельных ресурсов, эффективному налогообложению, а также гарантирует права собственников недвижимости.

Таким образом, материалами дела установлено и не оспаривается административным ответчиком, что на момент проведения проверки прокуратурой района исполнения администрацией МО «Кульдурское городское поселение» землеустроительного законодательства, а также на день рассмотрения дела по существу, карта (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» административным ответчиком не разработана и не представлена в орган кадастрового учета - в Управление Росреестра по ЕАО.

Административным ответчиком в судебное заседание не предоставлены доказательства, свидетельствующие о наличии оснований, предусмотренных законом, исключающих необходимость разработки карты объекта землеустройства - территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского мунциипального района ЕАО.

В связи с тем карта (план) является официальным источником сведений о местонахождении и границах объекта землеустройства, ее отсутствие нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ к сведениям о границах муниципального образования на публичной кадастровой карте, а также создает угрозу нарушения прав такого круга лиц, поскольку не исключает пересечение границ уже учтенных земельных участков, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости с границами муниципального образования «Кульдурское городское поселение».

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что вопросы организации разработки и утверждения данного вида землеустроительной документации в соответствии с действующим законодательством отнесено к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления городского поселения, суд приходит к выводу о наличии бездействия администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, выраженного в непринятии исполнительно-распорядительным органом поселения мер по разработке карты (плана) объекта землеустройства - территории муниципального образования Кульдурского городского поселения, а также возложении обязанности на административного ответчика по разработке карты (плана) объекта землеустройства и ее предоставлению в Управление Росреестра по ЕАО для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости

Согласно ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд, учитывая мнение прокурора и административного ответчика относительно срока исполнения заявленных требований, считает приемлемым установить срок для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности до 30 ноября 2018 года.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст. 333.36 п. 1 подпункты 9,19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождается: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

С учетом изложенного государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче настоящего административного иска, не подлежит взысканию с административного ответчика администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, как органа местного самоуправления городского поселения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 180, 226-228 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке карты (плана) территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, обязании разработать карту (план) территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, выразившееся в непринятии мер по разработке карты (плана) территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО.

Обязать администрацию муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в срок до 30.11.2018 года разработать карту (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО и предоставить в Управление Росреестра по ЕАО карту (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Еврейской автономной области об исполнении решения суда по настоящему административному делу сообщить в письменной форме в Облученский районный суд ЕАО, в прокуратуру Облученского района ЕАО, в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья А.В. Суржикова