ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-256/20 от 22.12.2020 Панкрушихинского районного суда (Алтайский край)

Дело №2а-256/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Панкрушиха 22 декабря 2020 года

Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Акиньшина А.В.,

при секретаре Куренных О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Алтайскому краю к Сукасяну А. А.ичу о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафу,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 6 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сукасяну А. А.ичу о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц налоговых агентов за 2018 год в сумме 14 942 рубля и за 1 квартал 2019 года в сумме 13 448 рублей, штрафу по налогу на доходы физических лиц налоговых агентов в сумме 5 143 рубля 50 копеек и пени по налогу на доходы физических лиц налоговых агентов в сумме 887 рублей 49 копеек, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что мировым судьей судебного участка <адрес>ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика Сукасяна А.А. в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес> задолженности по вышеуказанным обязательными платежам и санкциям.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес>ДД.ММ.ГГГГ приказ о взыскании с Сукасяна А.А. недоимки по налогам, пени и штрафу отменен, поскольку от административного ответчика поступили возражения относительно его исполнения.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГСукасян А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом. Основанием для начисления налога является налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 6-НДФЛ.

За Сукасяном А.А., как налогоплательщиком, числится задолженность по налогу на доходы физических лиц налоговых агентов за 2018 год в сумме 14 942 рубля и за первый квартал 2019 года в сумме 13 448 рублей, по штрафу по налогу на доходы физических лиц налоговых агентов в сумме 5 143 рубля 50 копеек.

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленный физическим лицам – получателям дохода НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате, исчисленные и удержанные налоговым агентом суммы НДФЛ подлежат перечислению в бюджет на основании пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 1 квартал 2018 года, в ходе которой было установлено, что Сукасян А.А. не исполнил свою обязанность по своевременному перечислению в налоговый орган сумм исчисленного налога.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и , согласно которому установлено нарушение налогоплательщиком требований пункта 4 статьи 226 НК РФ. Возражений по акту проверки налогоплательщиком не представлено.

За совершение налогового правонарушения Сукасян А.А. Решениями и от ДД.ММ.ГГГГ налогового органа привлечен к налоговой ответственности по ст.123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за не предоставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в общей сумме 5 143 рубля 50 копеек. Решение о привлечении к налоговой ответственности Сукасян А.А. также не обжаловал.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога.

Руководствуясь указанными положениями закона, а также статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган выставил и направил в адрес Должника требования об уплате сумм налогов, пени и штрафа от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в которых сообщалось должнику о наличии задолженности по налогам и платежам и предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ погасить указанные суммы задолженности.

За несвоевременную оплату налога в соответствии со ст.75 НК РФ начисляется пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате налога или сбора, начиная со следующего дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. За несвоевременную уплату налогов Сукасяну А.А. начислено пени по налогу на доходы физических лиц налоговых агентов в сумме 887 рублей 49 копеек.

В ходе рассмотрении дела судом административный истец Межрайонная ИФНС России по <адрес> отказалась от части исковых требований о взыскании с Сукасяна А.А. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 года в сумме 14 942 рубля и за первый квартал 2019 года в сумме 13 448 рублей в связи с добровольной оплатой указанной задолженности по налогам.

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по <адрес> участия не принял просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Административный ответчик Сукасян А.А. исковые требования Межрайонной ИФНС России по <адрес> не признал и пояснил, что решением Арбитражного суда <адрес> он как индивидуальный предприниматель признан банкротом. Конкурсным управляющим его крестьянского хозяйства является Огородников С.И. который распоряжается имуществом крестьянского хозяйства, у него находится и вся документация хозяйства. Сукасян А.А. считает, что ни одна статья Налогового кодекса Российской Федерации не обязывает его уплачивать налоги в связи с признанием его банкротом. Налоговая инспекция включена в реестр кредиторов крестьянского хозяйства, поэтому все требования она должна предъявлять к конкурсному управляющему. Почтовую корреспонденцию, поступающую из налоговой инспекции, он не получает.

В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГСукасян А.А. не явился, об уважительных причинах своей неявки суд не известил, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица конкурсный управляющий индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сукасяна А.А.Огородников С.И. участия в судебном разбирательстве не принял, возражений на иск не представил, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск в оставшейся части подлежит удовлетворения только в части взыскания с административного ответчика штрафа на нарушение налогового законодательства, в части взыскания пени по налогу на доходы физических лиц удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ч.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Пункт 4 указанной статьи предусматривает, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, форма заявления о выдаче налогового уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с ч.1 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации Р. организации, индивидуальные предприниматели нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч.4 и ч.6 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты (индивидуальные предприниматели) обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить их в бюджет, налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято заявление Акционерного общества «Р. Сельскохозяйственный банк» о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Сукасяна А. А.ича.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сукасян А.А. признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Огородников С.И.

В соответствии с ч. 1 ст. 126 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Согласно ч. 1 ст. 5 и ст.134 указанного Закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 ст.223 Закона о банкротстве с момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.

Учитывая вышеизложенное, требования налогового органа к Сукасяну А.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам являются требованиями о взыскании текущих платежей, поскольку указанные платежи возникли после принятия Арбитражным судом заявления о признании Должника банкротом и указанные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

Судом установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом платежей за 6 месяцев и 9 месяцев 2018 года было выявлено, что Сукасян А.А. не исполнил свою обязанность по своевременному перечислению в налоговый орган сумм исчисленного налога. За указанное налоговое правонарушение он был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в соответствии со ст.123 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с решениями налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ и .

Указанное решение налогового органа Сукасян А.А. не обжаловал.

Доказательств того, что вышеуказанные задолженности по налогам уплачены были своевременно, Сукасяном А.А. суду не представлено.

Как указано выше в силу ч.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

Из содержания вышеприведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации в их совокупности следует, что обязанность по уплате налога возникает у физического лица с момента получения им уведомления налогового органа, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу только в том случае, если соблюден порядок направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога, после отмены судебного приказа.

В подтверждение соблюдения вышеуказанного порядка направления налогового требования налоговым органом представлено налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ и скриншот программного сервиса ФНС, а также Реестр отправки указанного требования об уплате налога заказной корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика.

Учитывая положения ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требования об уплате штрафа Сукасяном А.А. было получено ДД.ММ.ГГГГ, то есть требования налогового законодательства административным истцом в указанной части соблюдены.

Кроме того, административным истцом в обоснование своих требований были представлены требования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности на налогам на доходы физических лиц налоговых агентов и пени и скриншоты программного сервиса ФНС и направлении требований об уплате налогов через личный кабинет налогоплательщика. Требования об уплате налога на доходы физических лиц налоговых агентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ иным образом Сукасяну А.А. не направлялись, что следует из пояснения административного ответчику, а также подтверждается исследованными материалами дела.

По запросу суда административным истцом не представлено заявление налогоплательщика о получении доступа к личному кабинету, при этом, в ходе рассмотрения дела Сукасян А.А. отрицал факт использования личного кабинета налогоплательщика.

История посещения личного кабинета налогоплательщика, представленная представителем административного истца не является доказательством посещения Сукасяном А.А. личного кабинета, так как из указанного документа невозможно установить принадлежность личного кабинета административному ответчику. Иных доказательств того, что Сукасян А.А. является пользователем личного кабинета налогоплательщика индивидуального предпринимателя или пользователем личного кабинета как налогоплательщик-физическое лицо, административным истцом суду не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Во исполнение ст.11.2 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральной налоговой службой приказом от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-6/216@ «О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» (вместе с «Регламентом эксплуатации подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя») налоговыми органами и ФКУ «Налог-сервис» ФНС России», «Рекомендациями для налогоплательщика по работе с «Личным кабинетом налогоплательщика индивидуального предпринимателя») утвержден Регламент эксплуатации подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» налоговыми органами и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (далее Регламент) и Рекомендации для налогоплательщика по работе с «Личным кабинетом налогоплательщика индивидуального предпринимателя» (далее Рекомендации).

В соответствии с пунктом 4 Регламента и пунктом 2 Приложения к Рекомендациям подключение налогоплательщика к личному кабинету индивидуального предпринимателя возможно по заявлению налогоплательщика на использование Интернет-сервиса ФНС России «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» (Приложение 2 к Рекомендациям), заверенному усиленной квалифицированной электронной подписью/Универсальной электронной картой, либо по Регистрационной карте, которая выдается налогоплательщику Должностными лицами при его обращении в ИФНС. Для налогоплательщика, являющегося пользователем «Личного кабинета налогоплательщика физического лица», доступ в «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» может быть предоставлен без дополнительной регистрации по логину/паролю согласно пункту 2.1 настоящих Рекомендаций. При этом должно быть заключено соглашение об открытии доступа к сервису «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя».

Кроме того, в соответствии с Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» налоговый орган обеспечивает налогоплательщику доступ к личному кабинету только на основании его заявления, которое административным истцом суду не представлено.

Поскольку налоговым органом не представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении положений налогового законодательства при направлении в адрес административного ответчика требований об уплате обязательных платежей и санкций в части уплаты налога на доходы физических лиц налоговых агентов и пени, в иске административному истцу в части взыскания пени по налогу на доходы физических лиц налоговых агентов следует отказать, поскольку это является обязательным условием для обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,290,293, 294 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Сукасяну А. А.ичу о взыскании задолженности по штрафу по налогу на доходы физических лиц налоговых агентов и пени по налогу на доходы физических лиц налоговых агентов удовлетворить частично.

Взыскать с Сукасяна А. А.ича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> задолженность по штрафу по налогу на доходы физических лиц налоговых агентов в сумме 5 143 рубля 50 копеек.

В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение может быть подана в течение одного месяца в <адрес>вой суд через Панкрушихинский районный суд.

Судья (подписано) А.В. Акиньшин

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи _____________ А.В. Акиньшин

Секретарь судебного заседания

отдела делопроизводства и судопроизводства

Панкрушихинского районного суда

<адрес>

_______________________О.Н. Куренных

(Инициалы, фамилия)

" 22"декабря 2020 г

Решение не вступило в законную силу. УИД 22RS0-93

Подлинный документ находится в Панкрушихинском районном суде,

приобщен к материалам дела а-256/2020.