ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-256/2021 от 01.06.2021 Шарлыкского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-256/2021

56RS0043-01-2021-000331-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 1 июня 2021 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе врио судьи Шарлыкского районного суда Оренбургской области – судьи Пономаревского районного суда Оренбургской области Щепиной О.В.,

при секретаре Рачковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новомусинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с административным иском, указав на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО «Новомусинский сельсовет» Шарлыкского района требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, землепользования и застройки.

В ходе проверки установлено, что МО «Новомусинский сельсовет» в нарушение ст. ст. 24, 32 ГрК РФ, ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 не исполнена обязанность по направлению в орган регистрации прав для внесения сведений в ЕГРН решения об утверждении (изменении) правил землепользования и застройки поселения, и по направлению соответствующих документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в таких нормативных правовых актах.

Прокурор считает, что органом местного самоуправления нарушения законодательства в сфере градостроительной деятельности, землепользования и застройки не устранены, а именно администрацией сельсовета в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с принятием решения Совета депутатов от 16.06.2014 № 102 об утверждении правил землепользования и застройки, решения от 21.11.2016 № 38, от 30.12.2016 № 50, от 30.10.2018 № 44, от 27.12.2019 № 160 о внесении изменений в правила землепользования и застройки в установленные сроки не представлены.

Просил признать незаконным бездействие администрации МО «Новомусинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области по не предоставлению документов (содержащихся в них сведений) в связи с принятием решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки, о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, в объеме, формате и порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3- 13, 15 ст. 32 Закона № 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости». А также обязать МО «Новомусинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон, воспроизводящие сведения, содержащиеся в Решении Совета депутатов МО «Новомусинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области от 16.06.2014 № 102 с внесенными изменениями от 21.11.2016 № 38, от 30.12.2016 № 50, от 30.10.2018 № 44, от 27.12.2019 № 160 в объеме, формате и порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3- 13, 15 ст. 32 Закона № 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», и предоставить в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области.

В судебное заседание административный истец и представитель административного ответчика, извещенные судом надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения материалов дела, не явились.

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд полагает возможным рассмотреть административное дело без участия не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 4 ст. 30 ГрК РФ составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон.

Согласно п. 7 ст. 1 ГрК РФ под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и 2 ст. 37 ГрК РФ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон № 78-ФЗ) территориальная зона является объектом землеустройства, в отношении которого необходимо установление его границ на местности. Для этих и других целей в отношении территориальных зон должна составляться землеустроительная документация.

Согласно ст. 19 Закона № 78-ФЗ эта документация должна включать, в том числе карты (планы) объектов землеустройства.

В соответствии со ст. 20 Закона № 78-ФЗ карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

Согласно ст. 22 Закона № 78-ФЗ землеустроительная документация в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы по объекту землеустройства собирается в землеустроительное дело.

Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки определены в статье 31 ГрК РФ.

В соответствии со ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, после чего данный документ подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет».

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Сведения о территориальных зонах вносятся в ЕГРН в соответствии с гл. 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» (далее - Приказ Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943), Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532) в порядке межведомственного взаимодействия.

В силу ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): 1) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости; 2) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; 3) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; 3.1) об утверждении положения об особо охраняемой природной территории; 3.2) об утверждении лесохозяйственного регламента лесничества, расположенного на землях лесного фонда; 4) утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ; 5) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке); 6) об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации; 7) об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования; 8) об установлении или изменении границ населенного пункта; 9) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; 10) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории; 11) об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую; 12) об установлении или изменении границ охотничьих угодий; 13) об утверждении проекта межевания территории; 14) об установлении или изменении границ территорий опережающего социально-экономического развития; 15) об установлении или изменении границ зон территориального развития в Российской Федерации; 16) об установлении или изменении границ игорных зон; 17) о результатах проведения государственного земельного надзора; 18) об установлении или изменении границ лесничеств; 19) об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования; 20) о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление в соответствии с земельным законодательством исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, или о договоре собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, с органом государственной власти, органом местного самоуправления, предоставившими указанному собственнику в соответствии с жилищным законодательством государственную, муниципальную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке, если объектом недвижимости является земельный участок; 21) об установлении или прекращении публичных сервитутов. 22) о признании жилого дома садовым домом или садового дома жилым домом.

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 закреплено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.

Обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам является подготовленные в электронной форме описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек таких зон.

Судом установлено, что МО «Новомусинский сельсовет» не исполнена обязанность по направлению в орган регистрации прав для внесения сведений в ЕГРН решения об утверждении (изменении) правил землепользования и застройки поселения, и по направлению соответствующих документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в таких нормативных правовых актах.

В целях устранения нарушений федерального законодательства 11.02.2021 прокуратурой района в адрес главы сельсовета внесено представление. Представление прокуратуры района рассмотрено и удовлетворено.

Вместе с из ответа администрации МО «Новомусинский сельсовет» Шарлыкского района от 02.04.2021 исх. № 61, следует, что администрацией будет заключен договор с ООО «Региональный кадастровый центр» на проведение землеустроительных работ по внесению в ЕГРН границ территориальных зон.

Таким образом, органом местного самоуправления нарушения законодательства в сфере градостроительной деятельности, землепользования и застройки не устранены, а именно в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с принятием решения Совета депутатов от 16.06.2014 № 102 об утверждении правил землепользования и застройки, решения от 21.11.2016 № 38, от 30.12.2016 № 50, от 30.10.2018 № 44, от 27.12.2019 № 160 о внесении изменений в правила землепользования и застройки в установленные сроки не представлены.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что выявленные нарушения закона свидетельствуют о неисполнении администрацией МО «Новомусинский сельсовет» Шарлыкского района требований законодательства в рассматриваемой сфере.

Неисполнение требований федерального законодательства, регламентирующего направление в орган регистрации прав документов для внесения сведений в ЕГРН, а именно документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в Правилах землепользования и застройки МО «Новомусинский сельсовет» Шарлыкского района в объеме, формате и порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 нарушает права неопределенного круга лиц в связи с правовой неопределенностью режима использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Таким образом, требования, изложенные в административном исковом заявлении прокурора Шарлыкского района, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Новомусинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области по не предоставлению документов (содержащихся в них сведений) в связи с принятием решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки, о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, в объеме, формате и порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3- 13, 15 ст. 32 Закона № 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

Обязать МО «Новомусинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон, воспроизводящие сведения, содержащиеся в Решении Совета депутатов МО «Новомусинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области от 16.06.2014 № 102 с внесенными изменениями от 21.11.2016 № 38, от 30.12.2016 № 50, от 30.10.2018 № 44, от 27.12.2019 № 160 в объеме, формате и порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3- 13, 15 ст. 32 Закона № 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», и предоставить в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Шарлыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Щепина