ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-256/2021 от 10.06.2021 Кантемировского районного суда (Воронежская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Кантемировка 10 июня 2021 года

Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Зигуновой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области к Радченко Марии Александровне о взыскании недоимки по налогам и пени,

У С Т А Н О В И Л:

МИФНС № 14 России по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Радченко Марии Александровне о взыскании задолженности по налогам и пени в сумме 2562 руб. 92 коп., ссылаясь на то, что на налоговом учёте в Инспекции состоит в качестве налогоплательщика Радченко Мария Александровна, ИНН ; ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, адрес места жительства <адрес>. Административный ответчик осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до 05.10.2018. Административным ответчиком 30.12.2018 представлена налоговая декларация по ЕСХН за 2018 год с суммой к уплате в размере 2 400,00 руб. Сумма ЕСХН до настоящего времени, не облачена. В случае неуплаты налогов в установленный срок, в соответствии со ст. 75 НК РФ начисляется пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 3, л. 4, п. 5 ст.75 НК РФ). За неуплату ЕСХН начислены пени.

В соответствии с Законом В.О. "О транспортном налоге" от 27.12.2002 N 80-ОЗ, ст. 400, 388, 357 НК РФ должник является плательщиком налога на имущество, земельного, транспортного налога, так как согласно сведениям представляемых органами государственной регистрации недвижимого имущества и транспортных средств, в рамках п. 4 ст. 85 НК РФ, должник имеет в собственности объекты налогообложения, указанные в налоговом уведомлении, направляемом налогоплательщику в соответствии со ст. 52 НК РФ: Трактор, комбайны и специальные автомашины, Государственный регистрационный знак: , Марка/Модель:<данные изъяты>, VIN: , Год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ; Автомобили грузовые, Государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: Год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ; Земельный участок, адрес: <адрес>, Кадастровый , Площадь 2770, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; Земельный участок, адрес: <адрес> Кадастровый , Площадь 6140000, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный НК РФ срок налоги, начисленные в соответствии, с расчетом приведенном в налоговом уведомлении, а также в отдельном расчете, должником уплачены не были. В связи с этим Инспекцией на сумму недоимки в порядке положений статьи 75 НК РФ исчислена сумма пени.

Руководствуясь положениями статей 69, 70 НК РФ в адрес должника направлено требование от 05.07.2019 № 13998, от 07.02.2020 № 8032, в котором сообщалось о наличии у него задолженности, а также предлагалось уплатить задолженность в установленный в требовании срок. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанное требование налогового органа, не уплатив в бюджет сумму задолженности.

Межрайонной ИФНС России № 4 по Воронежской области в соответствии со ст. 48 НК РФ было направлено заявление мировому судье судебного участка №1 Кантемировского района Воронежской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Радченко Мария Александровна недоимки по налогам и пени в сумме 6665.43 рублей. Мировой судья судебного участка №1 Кантемировского района Воронежской области вынес судебный приказ от 28.09.2020 о взыскании с Радченко Мария Александровна недоимки и пени по налогам. Административный ответчик Радченко М.А. представил возражение относительно выдачи судебного приказа, что явилось основанием к вынесению определения от 06.10.2020 об отмене судебного приказа.

В соответствии с приказом ФНС №02-05-05/106@ от 17.08.2020 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области» Межрайонная ИФНС России № 4 по Воронежской области была реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России №14 по Воронежской области. Согласно вышеуказанного приказа, Межрайонная ИФНС России № 14 по Воронежской области является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС России № 4 по Воронежской области.

Административным ответчиком была оплачена задолженность: по транспортному налогу за 2018 год в размере 2776 руб., пеня в размере 38.47 руб., по земельному налогу за 2018 год в размере 1269 руб., пеня в размере 19.04 руб. До настоящего времени Административным ответчиком оставшаяся недоимка по налогам и пени на общую сумму - 2562.92руб. в добровольном порядке не уплачена.

Просят в судебном порядке взыскать за счет имущества Радченко Мария Александровна, ИНН : - Единый сельскохозяйственный налог: налог за 2018 год в размере 2400 руб., пеня в размере 57.92 руб. с 02.04.2019 по 04.07.2019; Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2018 год в размере 105 руб. на общую сумму 2562.92 рублей.

Административный истец заявил письменное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления, признав причины пропуска уважительными, ссылаясь на позднюю передачу определения об отмене судебного приказа в отношении Радченко М.А от МИ ФНС России № 15 по Воронежской области утвержденной приказом УФНС России по Воронежской области от 11.12.2020 № 02-05-17/159@, на базе которой с 30.11.2020 осуществляется централизация функций по управлению долгом в рамках ст. 48 НК РФ (л.д.8)

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Административный истец – МИФНС России № 14 по Воронежской области, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 60), письменным заявлением и телефонограммой адресованными суду просили дело рассмотреть в их отсутствии. (л.д. 36,57).

Административный ответчик Радченко М.А. о месте и времени рассмотрения дела уведомлена своевременно, надлежащим образом. Заявлением адресованным суду ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствии, против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что она признана банкротом и освобождена от всех платежей и задолженностей, просил в иске отказать. (л.д. 37,39-40)

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу требований пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

На основании абзаца первого пункта 3 статьи 48 Кодекса рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац второй пункта 3 статьи 48 Кодекса).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Судом установлено, что за административным ответчиком Радченко М.А. зарегистрированы следующие объекты недвижимости: Земельный участок, адрес: <адрес>, Кадастровый , Площадь 2770, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; Земельный участок, адрес: <адрес>, Кадастровый , Площадь 6140000, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) и были зарегистрированы транспортные средства: Трактор, комбайны и специальные автомашины, Государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: , Год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ; Автомобили грузовые, Государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: , Год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

Как плательщик земельного налога и налога на имущество физических лиц, Радченко М.А. обязана была заплатить земельный налог: за 2018год в сумме 1374 руб., транспортный налог в сумме 2776руб. согласно налоговому уведомлению № 26418180 от 10.07.2019г в срок до 02.12.2019 года, в указанной сумме (л.д. 13,14). Однако в установленный законом срок Радченко М.А. установленную законом обязанность не исполнила. За неуплату в установленный срок налогов за 2018г. налоговым органом административному ответчику начислены пени в общей сумме 57,51руб., о чем суду представлен расчет (л.д. 20).

Радченко М.А. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до 05.10.2018, ней 30.12.2018 представлена налоговая декларация по ЕСХН за 2018 год с суммой к уплате в размере 2 400,00 руб. Сумма ЕСХН до настоящего времени, не облачена. (л.д.23-24,25-28)

В связи с неуплатой Радченко М.А. земельного и транспортного налога за 2018г. к установленному сроку, в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ по месту проживания административный истец направил требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа:

- от 07.02.2020 года № 8032 с указанием (требованием) о необходимости оплаты задолженности по налогу, сбору, пени по земельному налогу и транспортному в сумме 4207,51руб. со сроком исполнения до 24.03.2020 года (л.д. 18-19,21);

В связи с неуплатой Радченко М.А. единого сельскохозяйственного налога за 2018г. к установленному сроку, в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ по месту проживания административный истец направил требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа:

- от 05.07.2019 года №13998 с указанием (требованием) о необходимости оплаты задолженности по налогу, сбору, пени по единому сельскохозяйственному налогу в сумме 2457,92руб. со сроком исполнения до 01.11.2019 года (л.д. 15, 17).

Мировым судьей судебного участка N 1 Кантемировского района Воронежской области был вынес судебный приказ от 28.09.2020 о взыскании с Радченко М.А. недоимки и пени по налогам. Административный ответчик Радченко М.А. представила возражения относительно выдачи судебного приказа, что явилось основанием к вынесению определения от 06.10.2020 об отмене судебного приказа, которое было получено административным истцом 09.10.2020 (л.д. 22, 59).

До настоящего времени Административным ответчиком недоимка по пени на общую сумму 2562,92 руб. в добровольном порядке не уплачена, что послужило основанием для обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением.

С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, суд полагает, что срок на обращение в суд с иском истек 09.04.2021 года, поскольку срок исполнения требования № 8032 от 07.02.2020 года установлен до 24.03.2020 года, общая сумма налогов превысила 3000рублей. определение об отмене судебного приказа получено административным истцом 09.10.2020года.

Как следует из материалов дела, первоначально, 12.08.2020 года МИФНС № 4 России по Воронежской области обратилась к мировому судье судебного участка N 1 в Кантемировском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа, то есть в пределах установленного процессуального срока.

Определением мирового судьи судебного участка N 1 в Кантемировском судебном районе Воронежской области от 06.10.2020 года, судебный приказ от 28.09.2020 года был отменен.

В Кантемировский районный суд Воронежской области с административным иском МИФНС № 14 России по Воронежской области обратилась 15.05.2021 года, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока (л.д. 4-7,8,32).

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления МИФНС № 14 России по Воронежской области, так как ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 290, 294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области в восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления к Радченко Марии Александровне о взыскании недоимки по налогам и пени отказать.

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области к Радченко Марии Александровне о взыскании недоимки по налогам и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Изготовлено в совещательной комнате.

Судья Е.Н. Зигунова

1версия для печатиДело № 2а-256/2021 ~ М-237/2021 (Решение)