ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2571/19 от 19.06.2019 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2019 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-2571/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к Службе по тарифам Иркутской области о признании незаконным бездействия по не рассмотрению обращения, обязании устранить нарушение прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Службе по тарифам Иркутской области, в котором просил признать незаконным бездействие Службы по тарифам Иркутской области в период времени со 02.02.2019г. по 01.03.2019г. по обеспечению объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения, по принятию мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, по даче письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов; обязать Службу по тарифам Иркутской области рассмотреть по существу и дать письменный ответ по вопросам, поставленным в обращении ФИО1 от 01.02.2019г.

В обоснование административного искового заявления указано, что ФИО1 через личный кабинет в системе ГИС ЖКХ в адрес Службы по тарифам Иркутской области (далее - Служба) было направлено обращение, зарегистрированное в ГИС ЖКХ за №38-2019-178 от 01.02.2019г. (далее - обращение от 01.02.2019г.), что подтверждается скриншотом страницы сайта ГИС ЖКХ https://lk.dom.gosuslugi.ru. Тема обращения: «Размер платы за предоставленные коммунальные услуги». Текст обращения: «В управляющую компанию ЗАО «ТСЖ «Октябрьское» им направлялась претензия от 07.11.2018г. по корректировке платы по коммунальной услуге «Отопление» за 2017г. и от 10.11.2018г. за 2016 г. (файлы во вложении). В ответах от 01.02.2019г. (файлы прилагаются) изложена уникальная версия расчета корректировки платы за отопление с применением среднегодового тарифа за отопление, выведенного сотрудниками ЗАО «ТСЖ «Октябрьское» и применяемого ими в расчетах за коммунальные ресурсы с потребителями МКД № 164/3 по ул. Дальневосточная г. Иркутска и, скорее всего, и всех остальных 29 обслуживаемых ими МКД. Просил провести проверку применения ЗАО «ТСЖ «Октябрьское» тарифов на тепловую энергию, утвержденных Службой по тарифам Иркутской области, при осуществлении корректировки платы за отопление по итогам за 2016-2017гг и принять меры реагирования в рамках своей компетенции. Указанное обстоятельство свидетельствует, что административным истцом было реализовано свое право на обращение в государственные органы, осуществляющие публично значимые функции, закрепленное в ст.2 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №59-ФЗ). С 01.02.2019г. по настоящее время в адрес ФИО1 от Службы уведомления не поступало. В установленные законодательством РФ сроки обращение ФИО1 от 01.02.2019г. Службой не рассмотрено и ответ по формам, определенным ч.4 ст.10 Федерального закона №59-ФЗ, не направлен, что свидетельствует о незаконном бездействии Службы. Таким образом, незаконным бездействием Службы по тарифам Иркутской области в период с 01.02.2019г. по 01.03.2019г. нарушено право административного истца на получение ответа в форме электронного документа по существу поставленных в обращении от 01.02.2019г. вопросов, закрепленное п.3 ст.5 Федерального закона № 59-ФЗ.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании отсутствует, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования.

Представители административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области ФИО3, ФИО4 в судебном заседании требования полагали не подлежащими удовлетворению по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного лица, срок обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Как следует из представленного административным истцом скриншота сайта ГИС ЖКХ https://lk.dom.gosuslugi.ru, ФИО1 через личный кабинет в системе ГИС ЖКХ в адрес Службы по тарифам Иркутской области было направлено обращение, зарегистрированное в ГИС ЖКХ за № 38-2019-178 от 01.02.2019г., тема обращения: «Размер платы за предоставленные коммунальные услуги».

До настоящего времени какого-либо ответа Службы по тарифам Иркутской области на обращение от 01.02.2019г. ФИО1 не получено.

Полагая, что данным бездействием нарушены законные права ФИО1 на объективное и всестороннее рассмотрение обращения и на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов, административный истец обратился в суд.

Согласно частям 1 и 3 ст. 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ), указанный Закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Как предусматривают ч. 1 ст. 2, п. 3 ст. 5 данного закона, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам; гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением указанных в его статье 11 случаев.

В соответствии со ст. 9 Закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Как устанавливает ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ).

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями ст. 8 указанного Закона, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение постановленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 ст. 11 настоящего Федерального закона. В случае, если решение постановленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Исходя из смысла названных норм во взаимосвязи, обращение гражданина, поданное в соответствии с требованиями ст. 7 Закона № 59-ФЗ, во всяком случае, должно быть рассмотрено и на него должен быть дан мотивированный ответ.

В целях систематизации и совершенствования организации работы с обращениями граждан в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области указом Губернатора Иркутской области от 14.09.2018г. № 181-уг утвержден порядок организации работы с обращениями граждан в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области (далее - Указ № 181-уг).

В соответствии с Указом № 181-уг исполнительными органами государственной власти Иркутской области должна обеспечиваться возможность подачи обращений с установлением максимально возможного количества способов получения обращений, в частности:

через организации почтовой связи по почтовому адресу, определенному правовым актом исполнительного органа государственной власти Иркутской области;

по электронной почте по адресу, определенному правовым актом исполнительного органа государственной власти Иркутской области, либо с использованием официального сайта исполнительного органа государственной власти Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»);

путем подачи письменного обращения по месту нахождения исполнительного органа государственной власти Иркутской области через специальные почтовые ящики, оборудованные на входе в здания, занимаемые исполнительными органами государственной власти Иркутской области, или через сотрудников исполнительных органов государственной власти Иркутской области, осуществляющих прием корреспонденции.

При этом по правилам пункта 22 Указа № 181-уг правовые акты исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определяющие адреса для направления обращений, а также иные способы направления обращений, подлежат официальному опубликованию, а также размещению на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Иркутской области в сети «Интернет».Информация об адресах и способах направления обращений также отдельно размещается на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Иркутской области в сети «Интернет».

Порядок организации работы с обращениями граждан в службе по тарифам Иркутской области утвержден приказом Службы от 17.12.2018г. № 388-спр (далее - Порядок № 388-спр).

Способы подачи обращений гражданами в адрес Службы установлены пунктом 7 Порядка № 388-спр, и предусматривают, в том числе, подачу обращения в форме электронного документа:

через подраздел «Интернет-приемная» сайта Службы в разделе «Для граждан»;

по электронной почте по адресу sti@govirk.ru.

Служба по тарифам Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим в пределах установленной компетенции государственное регулирование цен (тарифов) на территории Иркутской области.

Действующим законодательством предусмотрено, что в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение проверок, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) относятся к функциям службы государственного жилищного надзора Иркутской области и осуществляются ею на территории Иркутской области самостоятельно (постановление Правительства Иркутской области от 26 ноября 2014 года № 594-пп «О реорганизации службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области»).

Служба государственного жилищного надзора Иркутской области в рамках вышеназванной деятельности организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и принимает предусмотренные законодательством меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений, в том числе должностные лица службы, являющиеся государственными жилищными инспекторами.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Как указывает административный ответчик, в период со 02.02.2019г. по 01.03.2019г. обращение ФИО1 в форме электронного документа через «Интернет-приемную» сайта Службы, а также по электронной почте в Службу не поступало.

Вместе с тем, представленный административным истцом скриншот страницы сайта ГИС ЖКХ https://lk.dom.gosuslugi.ru свидетельствует о том, что ФИО1 01.02.2019г. обращался в Службу по тарифам Иркутской области через данный интернет-ресурс, и дополнительно представленные скриншоты с его пошаговым алгоритмом направления обращения в государственный орган подтверждают возможность такого обращения на сайте ГИС ЖКХ https://lk.dom.gosuslugi.ru.

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства административным ответчиком не представлено.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулирует Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ, часть 1 статьи 1).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 209-ФЗ под ГИС ЖКХ понимается единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Целью Федерального закона № 209-ФЗ является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве (часть 2 статьи 1).

Правовой основой создания, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 209-ФЗ, Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Жилищный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, регулирующие указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона № 209-ФЗ отношения, и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 3 Федерального закона № 209-ФЗ).

Виды информации, размещаемой в ГИС ЖКХ, предусмотрены статьей 6 Федерального закона № 209-ФЗ.

В силу положений Федерального закона № 209-ФЗ размещение информации в ГИС ЖКХ поставщиками информации осуществляется с использованием электронной подписи в порядке, установленном в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ (часть 2 статьи 8). Информация, содержащаяся в ГИС ЖКХ, является официальной (часть 2 статьи 9).

В соответствии с частью 13 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации размещают в ГИС ЖКХ информацию о наделенных полномочиями на размещение информации в ГИС ЖКХ должностных лицах органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также информацию, предусмотренную пунктами 3, 4, 9, 10, 17, 18, 20, 26, 28, 34 и 40 части 1 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ.

В силу части 7 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов также размещают в ГИС ЖКХ информацию, указанную в пунктах 11, 27 и 41 части 1 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ, а также информацию о лицах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ, а именно:

информацию о производственных и инвестиционных программах лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, а также результаты их исполнения (пункт и);

информацию о ценах, тарифах, установленных на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (пункт 27);

информацию о случаях привлечения лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, предоставлению коммунальных услуг, к административной ответственности с указанием количества таких случаев, документы о применении мер административного воздействия, а также о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших за собой применение мер административного воздействия (пункт 41).

Принимая во внимание, что Служба по тарифам Иркутской области как государственный орган, осуществляющий полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов), а также полномочия по размещению на сайте ГИС ЖКХ https://lk.dom.gosuslugi.ru информации в области тарифов, является поставщиком информации, зарегистрирована в данной информационной системе, которая предусматривает возможность обращения граждан и организаций в государственный орган посредством этого Интернет-ресурса, данный вид обращения является официальным, направленным в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также учитывая что, суд приходит к выводу, что имеется незаконное бездействие со стороны административного ответчика по не рассмотрению обращения административного истца.

Доводы административного ответчика, что имеется в свободном доступе информация об официальных сайтах Службы по тарифам Иркутской области для обращений граждан, правового значения не имеют, поскольку законом не предусмотрено запрета на обращение в государственный орган через портал ГИС ЖКХ, напротив предусматривает обязанность государственного органа рассмотреть любое обращения гражданина.

Незаконным бездействием Службы по тарифам Иркутской области в период со 02.02.2019г. по 01.03.2019г. нарушено право административного истца на получение ответа по обращению от 01.02.2019г. вопросов, закрепленное п. 3 ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ, в связи с чем, требования административного истца о признании незаконным бездействия административного ответчика со 02.02.2019г. по 01.03.2019г. по обеспечению объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика о том, что вопросы правомерности расчета платы за коммунальные услуги и защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере к компетенции Службы по тарифам Иркутской области не относятся, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ, обращение ФИО1 от 01.02.2019г. в случае его поступления в Службу по тарифам Иркутской области одним из предусмотренных способов получения подлежало переадресации в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области для рассмотрения по существу в пределах установленной компетенции, правового значения не имеют, поскольку заявление ФИО1 не рассматривалось.

При этом в целях восстановления нарушенных прав административного истца, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд полагает правомерным возложить на административного ответчика обязанность по рассмотрению обращения ФИО1 от 01.02.2019г.

Учитывая, что Федеральным законом № 59-ФЗ установлен срок рассмотрения обращений 30 дней, суд полагает правомерным установить данный срок для административного ответчика при рассмотрении обращения ФИО1

Принимая во внимание, что административным истцом оспаривается бездействие административного ответчика за период со 02.02.2019г. по 01.03.2019г., суд полагает, что срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 к Службе по тарифам Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Службы по тарифам Иркутской области в период времени со 02.02.2019г. по 01.03.2019г. по обеспечению объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения, принятию мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, даче письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

Обязать Службу по тарифам Иркутской области рассмотреть обращение ФИО1 от 01.02.2019г. по существу и дать письменный ответ по вопросам, поставленным в обращении в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 21.06.2019г. Н.Н. Исакова