Дело №2а-2571/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2020 года г.Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., при секретаре Курбет П.А., с участием помощника Кстовского городского прокурора Лавровой Ю.Е., представителя административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кстовского городского прокурора к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Роскомнадзора по ПФО, Компании «inCloak Network Ltd» о признании информации, размещенной на Интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
Кстовский городской прокурор обратился в суд с административным иском, просит признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «http://hidemy.name/ru/», посредством которого пользователи получают доступ к сайтам, на которых размещена информация, распространение которой на Территории Российской Федерации запрещено, ссылаясь на то, что Кстовской городской прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах (дата обезличена) установлен факт свободного доступа неопределенного круга лиц через интернет-сайт http://hidemy.name/ru/ (анонимайзер HideMy.name) к ранее заблокированным Интернет-ресурсами, на которых размещены материалы, доступ к которым в установленном законом порядке ограничен. На указанном сайте размещена программа-анонимайзер, установив которую возможно получить доступ к ранее заблокированным интренет-ресурсам, посещать (просматривать) любые веб-сайты, не оставляя данных о своем реальном местоположении, IР-адресе и прочих параметрах. Доступ на сайт http://www.hidemy.name/ru/ свободный, для получения возможности установить программу-анонимайзер требуется ввод адресу электронной почты и получение кода доступа к программе. После указанных действий предоставляется возможность бесплатного использования программы в течение 24 часов, впоследствии предусмотрена возможность покупка программы. Используя данный сайт доступ к ранее «заблокированным» Интернет-ресурсам может получить любой пользователь, в том числе, несовершеннолетний. В ходе проведенной проверки, установлено, что интернет-сайт www.zklad.com (дата обезличена) внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доступ к указанному сайту ограничен. Вместе с тем посредством использования сайта http://hidemy.name/ru/получить доступ к сайту www.zklad.com может любой пользователь сети «Интернет», в том числе, несовершеннолетний. На сайте www.zklad.com размещена информация о продаже наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых ограничен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также указаны контактные данные, используя которые возможно приобрести наркотические средства. Поскольку информация, размещенная на сайте http://hidemy.name/ru/, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иного порядка ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрено.
В судебном заседании помощник Кстовского городского прокурора Лаврова Ю.Е. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Компании «inCloak Network Ltd» ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что Кстовский городской прокурор руководствовался тем, что с помощью сайта https://hidemy.name/ru/ можно скачать программу, которая позволяет получить доступ к ранее заблокированным интернет-ресурсам, информация на которых в установленном порядке признана запрещенной на территории РФ.
Статья 10 Закона "Об информации", в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны: разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Однако в заявлении истца отсутствуют ссылки на нормы законодательства РФ, которые предусматривают уголовную или административную ответственность за распространение информации об анонимайзерах и (или) предоставление возможности доступа к заблокированным интернет-ресурсам.
Действующее законодательство РФ предусматривает административную ответственность за распространение следующих категорий информации: информация, составляющая кредитную историю; пропаганда/незаконная реклама наркотических средств и т.п.; материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних; информация, направленная на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок и проч. (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних); нарушение порядка обработки или распространения персональных данных граждан; информация о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащая ограничения дискриминационного характера; информация с ограниченным доступом (напр., служебная тайна); информация об организации, включённой в перечень экстремистских организаций, без указания на то, что она ликвидирована или её деятельность запрещена в РФ; информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействий); выражающие явное неуважение к обществу сведения о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России; сведения, содержащие инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и устройств; разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; пропаганда нацистской атрибутики или символики, атрибутики или символики экстремистских организаций и т.п.; экстремистские материалы,
Действующее законодательство РФ предусматривает уголовную ответственность за распространение следующих категорий информации: клевета; незаконное разглашение коммерческой, налоговой или банковской тайны; публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма; призывы к массовым беспорядкам; распространение порнографических материалов; распространение порнографических материалов с изображениями несовершеннолетних; распространение вредоносных компьютерных программ или иной вредоносной компьютерной информации; призывы к осуществлению экстремистской деятельности; призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ; возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства; разглашение государственной тайны; разглашение данных предварительного расследования; разглашение сведений о мерах безопасности, применяемы в отношении судьи или участников уголовного процесса; оскорбление представителя власти; разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа; публичные призывы к развязыванию агрессивной войны; Распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны (реабилитация нацизма); распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России (реабилитация нацизма).
В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 15.1 Закона "Об информации", на основании решения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти в Единый реестр включаются сведения в отношении следующих типов информации:
- материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявления о привлечении несовершеннолетних к участию в мероприятиях порнографического характера;
- информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, иных психоактивных веществ и наркосодержащих растений;
- информация о способах совершения самоубийств;
- информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий;
- информация, нарушающая требования Федерального закона от 29.12.2006 г.
№244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" и Федерального закона от 11. 12. 2003 г. №138-Ф3 "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет";
- информация, содержащая предложения о розничной продаже дистанционным
способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
- информация, направленная на склонение или иное вовлечение
несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц.
Закон "Об информации" не содержит возможности ограничения доступа к интернет-ресурсам на основании иных оснований, в том числе оснований о предполагаемом доступе к запрещенным интернет-ресурсам. Значение программы административного ответчика не может быть сведено к лишь противоправным целям: программа посвящена прежде всего таким законным целям, как обеспечение конфиденциальности пользователя при использовании сети "Интернет", передача данных через более быстрые серверы, безопасный обмена файлами и другое. Информация об анонимайзерах не относится действующим законодательством РФ ни к категории информации с ограниченным режимом доступа (в соответствии со ст. 9 Закона "Об информации"), ни к типам информации, которые включаются в Единый реестр на основании пп. 1 п. 5 ст. 15.1 Закона "Об информации", к категории информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Европейский Суд по правам человека в аналогичном деле о блокировке сайта в связи с распространением информации о VPN-программах пришел к выводу о нарушении Конвенции о защите прав и основных свобод.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
РФ ратифицировала Конвенцию о защите прав и основных свобод в 1998 году (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней") и, следовательно, приняла обязательства по приведению правоприменительной практики в полное соответствие с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из участия в Конвенции и Протоколах к ней (ст. 2).
Европейский Суд по правам человека пришел к выводу, что блокировка информации о VPN-технологиях является незаконной и не соответствует принципам демократического общества в связи с отсутствием достаточных нормативных оснований и гарантий от произвольного вмешательства со стороны государства для владельцев сайтов.
Сайт hidemy.name/ru неоднократно становился предметом внимания со стороны региональных прокуроров. Признание информации об анонимайзерах запрещенной будет противоречить единообразию правоприменительной практики.
(дата обезличена) Медведевский районный суд Республики Марий Эл удовлетворил заявление прокурора (адрес обезличен) Республики Марий Эл о признании информации, размещённой на сайте https://hidemy.name/ru/, запрещённой к распространению на всей территории РФ.
(дата обезличена) апелляционным определением Верховного суда Республики Марий Эл решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от (дата обезличена) было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
(дата обезличена) Медведевским районным судом Республики Марий Эл производство по делу №2а-3-85/2020 было прекращено в связи с отказом прокурора от иска.
Аналогичным образом рассматривалось дело в (адрес обезличен). (дата обезличена) Гафурийским межрайонным судом по делу №2-299/2018 было удовлетворены исковые требования прокурора о признании информации, размещённой на сайте https://hidemy.name/ru/, запрещённой к распространению на всей территории РФ.
(дата обезличена) апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан по делу №ЗЗа-2860/2020 решение Гафурийского межрайонного суда от (дата обезличена) было отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
(дата обезличена) дело №2а-321/2020 было прекращено Гафурийским межрайонным судом в связи с отказом прокурора от иска.
В удовлетворении требований Кстовского городского прокурора просит отказать.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Частями 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1,2,5 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр). В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет":
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи;
е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
з) информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств, и (или) информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, лицами, не имеющими лицензии и разрешения на осуществление такой деятельности, если получение лицензии и разрешения предусмотрено законодательством об обращении лекарственных средств;
2) решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
3) постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
Судом установлено, что Кстовской городской прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах 26.06.2017 установлен факт свободного доступа неопределенного круга лиц через интернет-сайт http://hidemy.name/ru/ (анонимайзер HideMy.name) к ранее заблокированным Интернет-ресурсами, на которых размещены материалы, доступ к которым в установленном законом порядке ограничен.
Прокурор ссылается на то, что на указанном сайте размещена программа-анонимайзер, установив которую возможно получить доступ к ранее заблокированным интренет-ресурсам, посещать (просматривать) любые веб-сайты, не оставляя данных о своем реальном местоположении, IР-адресе и прочих параметрах. Доступ на сайт http://www.hidemy.name/ru/ свободный, для получения возможности установить программу-анонимайзер требуется ввод адресу электронной почты и получение кода доступа к программе.
После указанных действий предоставляется возможность бесплатного использования программы в течение 24 часов, впоследствии предусмотрена возможность покупка программы. Используя данный сайт доступ к ранее «заблокированным» Интернет-ресурсам может получить любой пользователь, в том числе, несовершеннолетний.
В ходе проведенной проверки, установлено, что интернет-сайт www.zklad.com 18.04.2016 внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доступ к указанному сайту ограничен.
Посредством использования сайта http://hidemy.name/ru/получить доступ к сайту www.zklad.com может любой пользователь сети «Интернет», в том числе, несовершеннолетний. На сайте www.zklad.com размещена информация о продаже наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых ограничен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также указаны контактные данные, используя которые возможно приобрести наркотические средства.
Вместе с тем, из административного искового заявления Кстовского городского прокурора не следует, что сайт http://hidemy.name/ru/ содержит:
- материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявления о привлечении несовершеннолетних к участию в мероприятиях порнографического характера;
- информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, иных психоактивных веществ и наркосодержащих растений;
- информацию о способах совершения самоубийств;
- информацию о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий;
- информацию, нарушающую требования Федерального закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" и Федерального закона от 11. 12. 2003 г. №138-Ф3 "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет";
- информацию, содержащую предложения о розничной продаже дистанционным
способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
- информацию, направленную на склонение или иное вовлечение
несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц.
Действующее законодательство не содержит норм о возможности ограничения доступа к интернет-ресурсам на основании иных оснований, в том числе оснований о предполагаемом доступе к запрещенным интернет-ресурсам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Кстовскому городскому прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении административного иска к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Роскомнадзора по ПФО, Компании «inCloak Network Ltd» о признании запрещенной к распространению информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «https://hidemy.name/ru/», отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Кстовский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) А.Х.Водяницкая
Копия верна:
Судья:
Секретарь: