ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2573/18 от 02.08.2018 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2а-2573/2018

решение

Именем Российской Федерации

2 августа 2018 г. г. Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Агарковой С.Н.,

при секретаре Нурмухамбетовой Д.У.,

с участием представителя прокуратуры г. Саратова помощника прокурора Горина И.А., действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Саратова к администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованное лицо Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействующим в части постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23 августа 2013 года № 1822 «Осуществление муниципального жилищного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нанимателей»,

установил:

Прокурор города Саратова обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованное лицо Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействующим в части постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23 августа 2013 года № 1822 «Осуществление муниципального жилищного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нанимателей», в обоснование которого указал, что прокуратурой г. Саратова в рамках проведения мониторинга муниципальных правовых актов на предмет их соответствия требованиям действующего федерального законодательства проведен анализ положений административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нанимателей», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23.08.2013 № 1822 (далее административный регламент). Данный нормативный правовой акт опубликован на сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» http://saratovmer.rn/, 27.08.2013, и в печатном издании «Саратовская панорама, Спецвыпуск», № 57, 30.08.2013. Проведенный анализ административного регламента показал, что указанные в п. 3.3.2.2. административного регламента основания проведения плановых проверок в отношении нанимателей противоречат п. 4.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. По указанным нарушениям в адрес главы муниципального образования «Город Саратов» был принесен протест 12.03.2018, который был отклонен. Допущенные противоречия нарушают права граждан на обращение в органы местного самоуправления. Просит признать недействующим с момента вступления решения суда в районную силу пункт 3.3.2.2. административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нанимателей», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23.08.2013 №1822 в части не предусматривающей оснований проведения плановых проверок в отношении нанимателей.

Помощник прокурора города Саратова в судебном заседании исковые требования поддержал, просил требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям, пояснив также, что вышеуказанная норма противоречит законодательству, имеющему более высокую юридическую силу, поскольку орган местного самоуправления установил правило при отсутствии соответствующих полномочий, так как плановая проверка нанимателей жилых помещений не предусмотрена действующим законодательством.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что в соответствии с ч. 2.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными актами. Просил в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

С учетом изложенного и требований ст. ст. 39, 208 КАС РФ прокурор г. Саратова, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, наделен субъективным правом на обращение в суд с настоящими требованиями, которые подлежат рассмотрению по существу.

В соответствии с ч.ч. 7 - 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Судом установлено, что прокуратурой г. Саратова в рамках проведения мониторинга муниципальных правовых актов на предмет их соответствия требованиям действующего федерального законодательства проведен анализ положений административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нанимателей», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23 августа 2013 года № 1822 (л.д.12-24).

Данный нормативный правовой акт опубликован на сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» http://saratovmer.rn/, 27 августа 2013 года, и в печатном издании «Саратовская панорама, Спецвыпуск» № 57 от 30 августа 2013 года (л.д.27).

Постановление является нормативным правовым актом, обладает всеми существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, установленными п. 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 - 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу п.1.1 административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нанимателей», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23 августа 2013 года № 1822 - административный регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нанимателей» (далее - Регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении полномочий по исполнению муниципальной функции.

Муниципальный жилищный контроль (далее - муниципальный контроль) осуществляется отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов» - комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - Комитет, орган муниципального контроля) (п.1.2 административного регламента).

Согласно п.3.3.2.2. административного регламента основания для включения проверки в План для нанимателей:

- истечение трех лет со дня заключения договора социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов», при условии согласования сроков проведения проверки в соответствии с условиями договора социального найма, типовая форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315;

- истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки при условии согласования сроков проведения проверки в соответствии с условиями договора социального найма, типовая форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В силу положений п. 4.1 ст. 20 ЖК РФ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;

1.1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

Согласно п.4.2 ст. 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе. Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

В силу ст. 3 Закона Саратовской области от 25.09.2012 N 145-ЗСО «О муниципальном жилищном контроле» плановые и внеплановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту «и» пункта 10 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года N 25, в качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ.

Аналогичные положения содержатся в подпункте «л» п.4 Типового договора социального найма, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения».

Таким образом, ни федеральное законодательство, ни законодательство Саратовской области не содержат оснований для проведения плановых проверок нанимателей жилых помещений.

При таких обстоятельствах, п.3.3.2.2. постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23 августа 2015 года № 1822 «Осуществление муниципального жилищного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нанимателей» противоречит требованиям действующего законодательства и принят в отсутствие у администрации муниципального образования «Город Саратов» соответствующих полномочий.

1 февраля 2018 года в связи с выявленными нарушениями прокуратурой г. Саратова в адрес главы муниципального образования «Город Саратов» направлен протест (л.д.25).

21 марта 2018 года главой муниципального образования «Город Саратов» ФИО2 сообщено, что оснований для внесения соответствующих изменений не имеется (л.д.26).

На основании положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ настоящее решение подлежит опубликованию в официальном печатном издании администрации МО «Город Саратов» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу либо в ближайшем номере такого издания со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 3.3.2.2. административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нанимателей», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23 августа 2013 года № 1822.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд г.Саратова.

Судья Агаркова С.Н.