ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2573/2021 от 07.09.2021 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

УИД:

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего судьи Чирковой Е.А.,

при секретаре Зининой Н.А.

с участием представителя административного истца Кузенковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации г.о.Тольятти к Государственной жилищной инспекции Самарской области, государственному жилищному инспектору Земляновой О.С. с привлечением заинтересованного лица Бахтикян М.Ш. о признании предписания незаконным, об устранении выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным иском, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ года Государственной жилищной инспекцией по Самарской области в отношении администрации городского округа Тольятти была проведена проверка на предмет: соблюдение обязательных требований к порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, к порядку согласования переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, соблюдения полномочий в сфере правового регулирования отношений, возникающих при переустройстве и (или) перепланировке помещений в МКД, к порядку получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в МКД в соответствии с условиями и порядком переустройства и (или) перепланировки помещений в МКД.

По результатам проведения проверки ГЖИ Самарской области был составлен акт и выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, которое в настоящее время обжалуется.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя - руководителя управления надзора за деятельностью регионального оператора, органов местного самоуправления ГИС ЖКХ Муратовой Л.И. была проведена проверка в отношении администрации г.о.Тольятти на предмет выполнения ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации городского округа Тольятти о принятии мер по устранению выявленных нарушений по п.6 ч.2 ст. 23 ЖК РФ, ч.3 ст. 36 ЖК РФ, ч.2 ст. 40 ЖК РФ.

По результатам проведения проверки ГЖИ Самарской области был составлен акт и выдано повторное предписание от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец полагает, что повторное предписание также является незаконным и необоснованным, по тем основаниям, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют необходимость принятия того или иного муниципального правового акта, сроки внесения изменений в муниципальные правовые акты, а также содержание принимаемых ими правовых актов, в том числе содержание правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые правовые акты. Орган исполнительной власти не вправе обязать орган местного самоуправления разработать проект, принять, изменить или дополнить какой-либо муниципальный правовой акт, в том числе ненормативного характера, поскольку это является исключительной прерогативой самого органа местного самоуправления. При вынесении оспариваемого предписания ГЖИ Самарской области не был соблюден один из элементов его законности - исполнимость.

Требование, изложенное в предписании содержит общие формулировки, лишь констатирующие необходимость принятия мер по соблюдению норм Жилищного кодекса РФ, при этом нет конкретизации, отсутствует определенность в действиях, а также критерии, по которым можно будет определить исполнено предписание либо нет, что свидетельствует о несоответствии предписания требованиям, установленным действующим законодательством.

На основании изложенного административный истец просит предписание государственного жилищного инспектора от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчика привлечена государственный жилищный инспектор Землянова О.С., в качестве заинтересованного лица - Бахтикян М.Ш.

В судебном заседании представитель административного истца Кузенкова Ю.В. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что административный истец обжалует и первое предписание от ДД.ММ.ГГГГ, и второе предписание от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Железнодорожного районного суда г.Самары первое предписание от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время признано незаконным и отменено. Протокол общего собрания не оспаривался.

Представитель административного ответчика Бурмистрова Л.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признала, полагает, что в связи с неисполнением предписания от ДД.ММ.ГГГГ, составленное второе предписание является законным и обоснованным, так как по результатам проверки выявлено, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено.

Государственный жилищный инспектор Землянова О.С. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежаще, причину не явки суду не сообщила. Заинтересованное лицо, собственник помещения Бахтиян М.Ш. также в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

С учетом надлежащего извещения участников процесса, а также с учетом положений ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав доводы представителя стороны административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что в соответствии с распоряжением Государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ главным консультантом отдела надзора за деятельностью регионального оператора, координации муниципального контроля управления надзора за деятельностью РО,ОМС, ГИС ЖКХ Земляновой О.С. проводилась проверка исполнения ранее выданного предписания в отношении администрации г.о.Тольятти.

В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлено: предписание государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.о.Тольятти не выполнено. Предписанием ГЖИ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие факты нарушений обязательных требований: нарушение порядка осуществление перевода жилого помещения в нежилое помещение по адресу: <адрес>. Администрацией г.о.Тольятти принято решение о переводе в нежилое помещение квартиры №1 по вышеуказанному адресу с проведением переустройства и перепланировки помещения, которое ведет к присоединению части общего имущества (наружной стены, отмостки и земельного участка) к указанному помещению, а также ведет к уменьшению размера общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (наружной стены, отмостки и земельного участка) без согласования всех собственников помещений МКД, что является нарушением пункта 6 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ.

Указанная проверка проводилась после вынесенного ГЖИ Самарской области предписания от ДД.ММ.ГГГГ с выявленными теми же фактами нарушений обязательных требований со сроком их устранения до ДД.ММ.ГГГГ.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что согласно проекта «Перепланировки квартиры под нежилое помещение. Устройство отдельного входа» по адресу: <адрес>. Шифр 3713-1219-АС ООО «Дедал» свидетельство СРО-П-014-050822009-63-0012 от 18.02.2014 г. предусматриваются работы по реконструкции, переустройству и (или) перепланировки части общего имущества в многоквартирном доме по указанному адресу путем демонтажа части наружной стены под оконным проемом в жилой комнате (помещение №7) квартиры №1, устройство входной группы на земельном участке общедомовой территории; согласие всех собственников не получено, в связи с чем, выявлено нарушение порядка осуществления перевода указанного жилого помещения в нежилое, так как проведение переустройства и перепланировки помещения ведет к уменьшению размера общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (наружной стены, отмостки и земельного участка) без согласия всех собственников помещений МКД; ответственность за совершение нарушения порядка осуществления перевода жилого помещения в нежилое по адресу: <адрес> в части п.6 ч.2 ст.23 ЖК РФ, ч.3 ст.36 ЖК РФ, ч.2 ст. 40 ЖК РФ несет администрация городского округа Тольятти.

Согласно части 12 статьи 16 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" могут быть направлены возражения в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки может быть представлено в соответствующие орган государственного контроля (надзора), в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений с приложением соответствующих документов.

Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Таким образом, требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

При этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.о.Тольятти в адрес ГЖИ Самарской области повторно направлено обращение по вопросу исполнимости выданных предписаний.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации г.о.Тольятти направлен ответ на запрос, содержаний указание на то, что предписания инспекции содержат конкретные нарушения законодательства, подлежащие устранению (отсутствие согласия всех собственников помещений) в определенный срок, и инспекция не вправе ограничивать администрацию г.о.Тольятти в выборе способа устранения выявленных нарушений.

Подпунктом 1 пункта 1 ст. 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля» установлено, что «в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий обязаны: 1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде и т.д.».

Пунктом 3 ст.16 указанного федерального закона предусмотрено, что одним из документов оформления результатов проверки является предписание об устранении выявленных нарушений.

По итогам проверки в адрес администрации г.о. Тольятти Государственной жилищной инспекцией Самарской области было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с указанным предписанием администрация г.о. Тольятти обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению нарушений п.6 ч.2 ст.23 ЖК РФ, ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ.

В силу части 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 ЖК РФ).

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований,

2) об устранении выявленных нарушений,

3) о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ).

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493, согласно которому в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9-12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 10).

Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, обязательных требований, в том числе к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений (пункт 11).

В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 09.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты.

Подпунктом "з" части 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен принцип самостоятельности осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

Согласно п.б ч.2 ст. 23 ЖК РФ устанавливается обязанность предоставить протокол общего собрания собственников помещений в МКД о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение (в котором не требуется согласие всех собственников), решение по настоящему вопросу принимается большинством голосов собственников помещений в МКД с учетом положений ст. 44,45 в соответствии частью 1.2 статьи 46 ЖК РФ.

Также требование ГЖИ о предоставлении согласия всех собственников на перепланировку в настоящем случае противоречит положениям п.3 ч.2 ст. 26 ЖК РФ, ст. 40 ЖК РФ. Из смысла указанных норм следует, что если проектом перепланировки помещения предусмотрено присоединение к нему части общего имущества собственников помещений в МКД, то в этом случае, требуется протокол общего собрания собственников помещений о согласии всех собственников на перепланировку. Согласно статье 40 ЖК РФ присоединением является изменение границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.

Таким образом, если проект перепланировки не содержит указание на изменение границ и размера общего имущества в МКД, в том числе на присоединение части общего имущества в МКД, то протокол общего собрания собственников помещений в МКД о согласии всех собственников помещений в МКД на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в МКД, предусмотренный частью 2 статьи 40 ЖК РФ не требуется.

Представленный на согласоваие проект перепланировки и переустройства помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не содержит указания на изменение границ и размера общего имущества в МКД, в связи с чем, у администрации г.о. Тольятти, согласно действующему на территории г.о. Тольятти Регламенту предоставления муниципальных услуг, отсутствовало право запрашивать протокол общего собрания собственников помещений МКД, предусмотренного ч.2 ст.40 ЖК РФ, а также право отказать в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", по основанию - отсутствия указанного выше протокола.

Таким образом, повторное предписание от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ, как и первичное, является явно неисполнимым, а также нарушающим принцип самостоятельности органов местного самоуправления установленный статьей 12 Конституции РФ. Если проект перепланировки не содержит указание на изменение границ и размера общего имущества в МКД, в том числе на присоединение части общего имущества в МКД, то протокол общего собрания собственников помещений в МКД о согласии всех собственников помещений в МКД на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в МКД, предусмотренный частью 2 статьи 40 ЖК РФ не требуется.

Таким образом, при вынесении предписания административным органом неправильно определен орган, отвечающий за соблюдение нормативных актов, на нарушение которых указано административным ответчиком в предписании, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежащим отмене.

Кроме того, решением Железнодорожного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования администрации г.о.Тольятти о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, что имеет преюдициальное значение.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации г.о. Тольятти к Государственной жилищной инспекции Самарской области, государственному жилищному инспектору Земляновой О.С. с привлечением заинтересованного лица Бахтикян М.Ш. о признании предписания незаконным, об устранении выявленных нарушений– удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Е.А.Чиркова