РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 01 марта 2024 года
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,
при секретаре судебного заседания Ахметзяновой А.И.,
при участии представителя административного истца ОП по Октябрьскому району Управления МВД России по г. Самаре – ФИО,
административного ответчика ФИО,
законного представителя административного ответчика – матери ФИО,
представителя административного ответчика – адвоката ФИО,
помощника прокурора Октябрьского района г. Самары ФИО
представителя Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара ФИО,
рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности начальника ОП по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре к ФИО кизи, дата г.р., о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Самарской области сроком минимально необходимого для его устройства, на срок не более 30 суток,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности начальника ОП по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре обратился в суд с административным исковым заявлением о помещении несовершеннолетней ФИО, дата г.р., в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Самарской области, в обоснование которого указал, что дата в *** в ОП по Октябрьскому району Управления МВД России по г. Самаре сотрудниками ОУР ОП по Октябрьскому району Управления МВД России по г. Самаре была доставлена несовершеннолетняя ФИО, дата г.р., проживающая по адресу: адрес В ходе установления личности несовершеннолетней ФИО, выяснилось, что она является гражданкой ***, не имеет регистрации на территории Российской Федерации. В отношении ФИО, вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в связи с не достижением возраста привлечения к административной ответственности. Законный представитель (мать) ФИО, дата г.р., ранее была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ (№...), а также дата в отношении нее составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ (№...), в связи с чем помещена в камеру содержания административно задержанных ОП по Октябрьскому району Управления МВД России по г. Самаре и не имеет возможности забрать дочь ФИО, из ОДН ОП по Октябрьскому району по месту жительства. Отец не установлен. Таким образом, в г. Самара несовершеннолетняя ФИО, дата г.р., находится без сопровождения законных представителей. В подобной ситуации в силу недостаточного жизненного опыта несовершеннолетняя может не только совершать правонарушения, но и сам стать объектом совершения в отношении нее преступления. Передать несовершеннолетнюю под надзор лиц, являющихся законными представителями, в течении трех часов не представляется возможным.
На основании изложенного, административный истец просит суд поместить несовершеннолетнюю ФИО кизи, дата г.р. в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Самарскс области сроком минимально необходимого для его устройства, но не боле 30 суток.
В судебном заседании представитель административного истца начальник ОДН ОУУП и ПДН ОП по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре ФИО, действующая по доверенности, требования административного иска поддержала по основаниям, в нем изложенным, указав, что имелись все законные основания для его предъявления в суд.
В судебном заседании административный ответчик ФИО, и ее законный представитель мать ФИО просили суд в удовлетворении иска отказать, законный представитель пояснила суду, что желает, чтобы дочь осталась с ней.
В судебном заседании назначенный судом в качестве представителя несовершеннолетнего ФИО – адвокат ФИО, действующая на основании ордера, с учетом позиции несовершеннолетнего и ее законного представителя возражала против удовлетворения административного иска, дополнив позицию тем, что постановлением судьи по делу об административном правонарушении от дата мать ФИО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения совместно с несовершеннолетней дочерью ФИО Данным постановлением также предусмотрено содержать несовершеннолетнюю ФИО до исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации вместе с матерью в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области.
Представитель Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара ФИО, действующая по доверенности, полагала, что административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку несовершеннолетняя ФИО на основании постановления суда от дата выдворена за пределы территории Российской Федерации совместно с матерью ФИО, помещение в Центр и разлучение с матерью нецелесообразно.
Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области о времени и месте рассмотрения дела извещен судом, в судебное заседание не явился, позицию по делу не представил.
Помощником прокурора Октябрьского района г. Самары ФИО дано заключение, в котором заявленные административные исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителя административного истца, несовершеннолетнего ФИО, ее законного представителя – мать ФИО, представителя административного ответчика - адвоката ФИО, заключение представителя отдела опеки и попечительства Октябрьского и Железнодорожного районов Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара, прокурора, полагавших не обоснованным помещение несовершеннолетнего в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей на срок до 30 суток, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 от 27.09.2016 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» разъяснено, что в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Порядок производства по административным делам, связанным с пребыванием с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, урегулирован нормами главы 31.2 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Основания для помещения несовершеннолетних граждан в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей определены Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям (п. 1).
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним (п. 2).
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены, в частности, несовершеннолетние:
- совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания, или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 Закона (подп. 6 п. 2).
Согласно статьи 285.10 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела, связанного с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, суду в целях обеспечения наиболее благоприятных интересов несовершеннолетнего необходимо выяснить:
1) относится ли несовершеннолетний к категории лиц, помещаемых в центр временного содержания;
2) имеются ли обстоятельства, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния;
3) обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего, его психофизиологические особенности, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;
4) имеются ли необходимые условия для достижения целей, указанных в абзаце первом настоящей части, без помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания;
5) имеются ли обстоятельства, подтверждающие наличие основания для продления установленного судом срока содержания несовершеннолетнего в центре временного содержания;
6) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу статьи 285.11 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения суда по административному делу о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания должны содержаться следующие сведения:
1) об удовлетворении административных исковых требований и о сроке содержания несовершеннолетнего в центре временного содержания либо сроке, на который продлевается содержание несовершеннолетнего в центре временного содержания, о дате начала исчисления соответствующего срока;
2) об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Что касается помещения несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, влекущее административную ответственность, в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, то оно в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 22 Закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ осуществляется только в случаях, если его личность не установлена, либо если он не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено правонарушение, либо если он проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места его проживания не может быть передан родителям или иным законным представителям в течение установленного срока.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 22 указанного Федерального закона несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток.
Как следует из материалов дела и установлено судом, дата в *** в ОП по Октябрьскому району Управления МВД России по г. Самаре сотрудниками ОУР ОП по Октябрьскому району Управления МВД России по г. Самаре была доставлена несовершеннолетняя ФИО, дата г.р., проживающая по адресу: адрес.
В ходе установления личности несовершеннолетней ФИО, выяснилось, что она является гражданкой Узбекистана, не имеет регистрации на территории Российской Федерации. В отношении ФИО, вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в связи с не достижением возраста привлечения к административной ответственности.
Законный представитель (мать) ФИО, дата г.р., ранее была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ №...), а также дата в отношении нее составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ (№...), в связи с чем была помещена в камеру содержания административно задержанных ОП по Октябрьскому району Управления МВД России по г. Самаре и не имела возможности забрать дочь ФИО, из ОДН ОП по Октябрьскому району по месту жительства. Отец ФИО не установлен. Таким образом, в г. Самара несовершеннолетняя ФИО, дата г.р., находилась без сопровождения законных представителей.
Постановлением инспектора ОДН ОУУП и ПДН по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре от дата в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона от дата № 120-ФЗ несовершеннолетняя ФИО была помещена в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Самарской области на срок не более 48 часов.
Постановлением Октябрьского районного суда г. Самары от дата по делу №... мать несовершеннолетней ФИО - ФИО, дата года рождения, гражданка адрес, проживающая по адресу: адрес, не имеющая регистрации на территории Российской Федерации, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения совместно с несовершеннолетними детьми - дочерью ФИО, дата г.р.
Данным постановлением также предусмотрено содержать несовершеннолетнюю ФИО до исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации вместе с матерью в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований о помещении ФИО в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей не имеется, поскольку судебным постановлением от дата законный представитель административного ответчика – мать ФИО признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении нее применено наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения совместно с несовершеннолетней дочерью – административным ответчиком ФИО
Необходимой информации, содержащей данные о совершении иных противоправных действий, неудовлетворительном поведении и отрицательных наклонностях несовершеннолетнего, как основания для помещения в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области, органами внутренних дел не представлено.
Достаточных данных того, что помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей необходимо в целях обеспечения его безопасности, материалы дела не содержат. Сотрудникам полиции не представилось возможным передать несовершеннолетнего законному представителю.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что направление несовершеннолетнего в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области при установленных обстоятельствах противоречит интересам ФИО
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 285.9-285.11 КАС РФ, ст. 22 Федерального закона от дата № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления исполняющего обязанности начальника ОП по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре к ФИО кизи, дата г.р., о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Самарской области сроком минимально необходимого для его устройства, на срок не более 30 суток, - отказать.
Решение суда по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, помещенного в центр временного содержания, подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.О. Шиндяпин
Решение в окончательной форме принято 01 марта 2024 года.