ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2577/2023 от 20.06.2023 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-2577/2023

УИД 51RS0001-01-2023-002061-72

Мотивированное решение изготовлено 20.06.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2023 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд г. Мурманска

в составе председательствующего судьи Хуторцевой И.В.

при секретаре Эфендиеве С.З.о.

с участием представителя заинтересованного лица УФНС России по Мурманской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Мурманской областной организации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Мурманской областной организации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов (далее – Организация) о признании общественной организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административных исковых требований указало, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее – Управление Минюста России по Мурманской области) 14.11.1996 зарегистрирована Мурманская областная организация профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов (ОГРН - <***>).

Согласно пп. 65 п. 6 раздела 2 Положения об Управлении Минюста РРФ по субъекту РФ, утвержденном Приказом Минюста РФ от 03.03.2014 года № 26, Управление осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства РФ и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных НКО и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами и законодательству РФ.

22.04.2016 в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, была внесена запись о государственной регистрации новой редакции Устава Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов (распоряжение Минюста России от 18.04.2016 № 597-р).

Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, согласно части девятой статьи 21 Федерального закона N 82-ФЗ подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений.

С момента регистрации и по настоящее время изменения в сведения о Мурманской областной организации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не вносились.

В нарушение требований законодательства Российской Федерации Мурманская областная организация профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов не представило в уполномоченный орган информацию (уведомление) о продолжении своей деятельности или отчетов о деятельности в 2021 и 2022 годах.

Кроме того, согласно сведениям ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации, является – К.Н.И., однако 21.04.2020 полномочия председателя организации истекли. Копия протокола или выписки из протокола уполномоченного органа, содержащего информацию о продлении полномочий Председателя организации на новый срок, в Управление Мурманской областной организации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов не представлялась.

09.06.2021 и 26.10.2022 в ЕГРЮЛ были внесены записи о предстоящем исключении налоговым органом Мурманской областной организации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов из ЕГРЮЛ, в связи с тем, что юридическое лицо является недействующим. Однако по заявлению лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, вышеуказанные решения отменены.

Управлением Минюста России по Мурманской области 29.04.2021 в адрес административного ответчика направлено информационное письмо с указанием на необходимость представления пакета документов для регистрации новой редакции Устава общественного объединения.

Административным ответчиком до настоящего времени не представлена в Управление Минюста России по Мурманской области информация (уведомление) о продолжении деятельности в 2021-2022 годах, пакет документов для государственной регистрации нового Устава общественной организации для внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ. Почтовая корреспонденция по юридическому адресу не получается, возвращается в Управление Минюста России по Мурманской области с отметкой «за истечением срока хранения». Уполномоченными лицами общественной организации не обеспечивается получение почтовой корреспонденции.

Просит суд признать общественное объединение прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, взыскать с административного ответчика государственную пошлину.

К участию в деле протокольным определением суда от 17.05.2023 в качестве заинтересованных лиц привлечены УФНС России по Мурманской области и Профессиональный союз работников строительства и промышленности строительных материалов.

Представитель административного истца Управления Минюста России по Мурманской области о времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представитель административного ответчика Мурманской областной организации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, возражения на административное исковое заявление не представил, о причинах неявки суду не сообщил.

Административный ответчик также извещен о времени и месте судебного заседания путем размещения сведений на официальном сайте Октябрьского районного суда г. Мурманска в сети Интернет и на официальном Интернет – ресурсе Управления Минюста России по Мурманской области.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Мурманской области ФИО1 в судебном заседании поддержал административные требования, представил отзыв на иск, согласно которому Мурманская областная организация профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов зарегистрирована в качестве юридического лица и включена в ЕГРЮЛ 27.08.2002 (ОГРН - <***>), председатель ФИО2 имеет право без доверенности действовать от имени организации. В связи с тем, что ИФНС России по г. Мурманску были установлены обстоятельства, что Организация обладает признаками недействующего юридического лица, в отношении него на основании п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ от 07.06.2021 было принято решение № 726 от 07.06.2021 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. В связи с поступлением возражений относительно предстоящего исключения 09.09.2021 Инспекцией было принято решение № 726П о прекращении процедуры исключения Мурманской областной организации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов из ЕГРЮЛ. В последующем по аналогичным обстоятельствам УФНС России по МО было принято решение № 841 от 24.10.2022 о предстоящем исключении Организации из ЕГРЮЛ, от Мурманской областной организации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов снова поступили возражения относительно исключения и 26.01.2023 УФНС России по Мурманской области принято решение № 841П о прекращении указанной процедуры. Обосновывая законность обращения Управления Минюста России по Мурманской области в суд с административным иском просил требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки суду не сообщил, отзыв на иск не направил.

В соответствии с частью 7 статьи 150, статьей 263 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

Выслушав представителя заинтересованного лица УФНС России по Мурманской области, исследовав материалы административного дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

В соответствии с пп. 65 п. 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, Управление по субъекту (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Согласно статье 21 Закона № 82-ФЗ изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.

Таким образом, при внесении изменений в устав общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации предоставляются все перечисленные в статье 21 Закона № 82-ФЗ документы.

В соответствии с аб. 4 ч. 1 ст. 29 Закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно аб. 9 ч. 1 ст. 29 Закона «Об общественных объединениях» общественные объединения обязаны информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с аб. 2 ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон «Об общественных объединениях», Закон № 82-ФЗ) уполномоченный орган (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области), принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям и законодательству Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, Управлением Минюста РФ по Мурманской области) 14.11.1996 зарегистрирована Мурманская областная организация профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов (ОГРН <***>, юридический адрес: <...>).

22.04.2016 в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, была внесена запись о государственной регистрации новой редакции Устава Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов (распоряжение Минюста России от 18.04.2016 № 597-р). Однако пакет документов для регистрации новой редакции Устава Мурманской областной организации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов в Управление Минюста РФ по Мурманской области не поступил.

Полномочия председателя Организации ФИО2 истекли 21.04.2020, вместе с тем, копия протокола либо выписки из протокола уполномоченного органа, содержащего информацию о продлении полномочий председателя организации на новый срок в Управление Минюста РФ по Мурманской области не представлены.

В нарушение абзаца 4 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», приказов Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170, 31.03.2021 № 50, 30.09.2021 № 185 Мурманская областная организация профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов также не представила в установленный срок в Управление Минюста России по Мурманской области уведомления о продолжении деятельности в 2021, 2022 годах.

Управлением Минюста России по Мурманской области 29.04.2021 административному ответчику направлено информационное письмо с указанием на необходимость представления пакета документов для регистрации новой редакции Устава общественного объединения.

Административным ответчиком до настоящего времени не представлены в Управление Минюста России по Мурманской области уведомление о продолжении деятельности в 2021, 2022 годах, пакет документов для государственной регистрации нового Устава общественной организации, сведения о председателе общественной организации и сроке его полномочий.

Почтовая корреспонденция по юридическому адресу не получается, возвращается в Управление Минюста России по Мурманской области с отметкой «за истечением срока хранения». Уполномоченными лицами общественной организации не обеспечивается получение почтовой корреспонденции.

Сведений об уважительных причинах, в силу которых административный ответчик не имел возможности представить в Управление Минюста России по Мурманской области в предусмотренный законом срок и позднее сведения о продолжении своей деятельности в 2021, 2022 годах, а также не имел возможности получать почтовую корреспонденцию по юридическому адресу, в материалы дела административным ответчиком не представлено.

Административным ответчиком в материалы дела также не представлены сведения о том, что на момент рассмотрения административного дела в суде выявленные нарушения устранены, требуемые сведения представлены в Управление Минюста России по Мурманской области.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о неоднократном непредставлении общественной организацией предусмотренных законом сведений и о том, что у административного ответчика отсутствует намерение продолжать предусмотренную уставную деятельность.

Согласно ст. 29 Закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных вышеуказанной статьей, непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой вышеуказанной статьи, неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Вред, причиняемый охраняемым законом общественным отношениям нарушениями, заключается в подрыве авторитета как самого контролирующего органа, так и в целом всей системы государственных органов исполнительной власти, реализация функций которых обеспечена неотвратимостью применения мер государственного принуждения, в том числе мер административного воздействия.

Пунктом 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, определены полномочия Управления на обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Административное исковое требование об исключении сведений о некоммерческой организации из ЕГРЮЛ также подлежит удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица и исключение сведений о некоммерческой организации из ЕГРЮЛ являются самостоятельными способами прекращения юридического лица (подпункт «и» пункта 1 статьи 5, подпункт «д» пункта 7 статьи 7.1 данного Закона).

По окончании завершения процедуры ликвидации юридическое лицо считается прекратившим деятельность, о чем регистрирующим органом вносятся сведения в ЕГРЮЛ.

Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343 утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, в пункте 12 которого предусмотрено, что в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда.

Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.

Минюст России (территориальный орган Минюста России) на основании полученной от налогового органа выписки из государственного реестра принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации (ее структурного подразделения) из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.

Таким образом, учитывая характер нарушений, их продолжительность и отсутствие без уважительных причин деятельности юридического лица, имеются основания для признания Мурманской областной организации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключения сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Такое решение будет соответствовать балансу прав и законных интересов юридического лица и государственного органа, поддержанию в ЕГРЮЛ актуальных сведений о действующих юридических лицах.

Законный представитель административного ответчика согласен с административными исковыми требованиями.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, статьей 50, абзацем 10 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, разъяснениями в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Мурманской областной организации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.

Признать Мурманскую областную организацию профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов прекратившей деятельность в качестве юридического лица.

Исключить сведения о Мурманской областной организации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов (ОГРН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Мурманской областной организации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Хуторцева