ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2579/2023 от 13.07.2023 Волжского районного суда (Самарская область)

63RS0007-01-2023-002412-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Сабановой В.Л.,

при секретаре Апареной И.В.,

с участием помощника прокурора Волжского района Самарской области Коваленко К.Н.,

представителя административного истца - ФКУ ИК-26 УФСИН России Самарской области Мартынова Р.А.,

без участия административного ответчика Начмидинова К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2579/2023 по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Н.К.А.

УСТАНОВИЛ:

ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения, мотивируя свои требования тем, что Н.К.А. осужден приговором Самарского областного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по п. «в» ч. 3 ст. 162, ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 105, п. «в» ч. 2 ст. 105, п. «з» ч. 2 ст. 105, п. «в» ч. 2 ст. 105, п. «з» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 20 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Н.К.А. отбывает наказание с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., за совершение особо тяжкого преступления.

В период отбывания наказания в местах лишения свободы Н.К.А. характеризуется отрицательно, требования порядка и условий отбывания наказания знает, но умышленно допускает нарушения, за что имеет дисциплинарные взыскания, 32 из которых являются действующими, имеет 4 поощрения.

ДД.ММ.ГГГГН.К.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В связи с этим, ФКУ ИК-26 просит установить в отношении Н.К.А. административный надзор сроком на 3 года и установить следующее административное ограничение: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания надзорного лица, в определенное время суток с 22.00 часов до 6.00 часов следующего дня, если это не связано с работой или учебой, запрещение выезда за пределы Самарской области, если это не связано с работой или учебой.

Представитель административного истца - ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области заявленные требования поддержал, просил удовлетворить. Дополнил, что ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением МИНЮСТА РОССИИ установлена нежелательность пребывания (проживания) в Российской Федерации Н К.А.- гражданина Республики Таджикистан.

Административный ответчик Н.К.А. о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Суду представлен акт об отказе осужденного Н.К.А. о заполнении расписки об его уведомлении о дате, времени и месте судебного заседания.

Помощник прокурора Волжского района Самарской области в судебном заседании с требованиями административного иска не согласилась, просил отказать в их удовлетворении, поскольку Н.К.А. является гражданином Республики Таджикистан, регистрации на территории Российской Федерации не имеет, не подтверждены законные основания для проживания (пребывания) осужденного на территории Российской Федерации

Заслушав представителя административного истца, заключение помощника прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении административного искового заявления, изучив материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на заявителе.

Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, за совершение преступления при рецидиве преступлений.

В силу ч. 2 ст. 3 Закона № 64-ФЗ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи.

Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Закона № 64-ФЗ, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 5 названного закона).

Согласно п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 № 103) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.

В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (ч. 1 ст. 4 Закона № 64-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом в судебном заседании Н.К.А. осужден приговором Самарского областного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по п. «в» ч. 3 ст. 162, ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 105, п. «в» ч. 2 ст. 105, п. «з» ч. 2 ст. 105, п. «в» ч. 2 ст. 105, п. «з» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 20 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

ДД.ММ.ГГГГН.К.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осужденный Н.К.А. отбывает наказание в виде лишения свободы, в том числе и в ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области.

ДД.ММ.ГГГГ. осужденный Н.К.А. подлежит освобождению из ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области по отбытии срока наказания.

Осужденный Н.К.А. имеет гражданство Республики Таджикистан и намерен убыть в Республику Таджикистан. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением МИНЮСТА РОССИИ установлена нежелательность пребывания (проживания) В Российской Федерации Н.К.А.

Таким образом, установлено, что Н.К.А. осужден за совершение особо тяжкого преступления, за время отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В силу ч. 3. ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений. В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, и исходя из положений ст.ст. 3-5 Закона № 64-ФЗ, ст. 173.1 УИК РФ, имеются основания для установления в отношении Н.К.А. административного надзора и административных ограничений.

Вместе с тем установлено, что Н.К.А. является уроженцем Республики Таджикистан, регистрации на территории Российской Федерации не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением МИНЮСТА РОССИИ установлена нежелательность пребывания (проживания) В Российской Федерации Н.К.А.

В соответствии с Законом № 64-ФЗ иностранные граждане или лица без гражданства являются лицами, в отношении которых должен быть установлен постпенитенциарный контроль.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 № 41) административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.

Таким образом, в отношении Н.К.А. административный надзор может быть установлен при условии его проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Статьей 25.10 Федерального закона от 15.08.1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято такое решение, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувший территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежит депортации.

Въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, если указанный иностранный гражданин или лицо без гражданства передается иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у подлежащего освобождению из мест лишения свободы Н.К.А., являющегося лицом без гражданства и не имеющего регистрации на территории Российской Федерации, не подтверждены законные основания для проживания (пребывания) на территории Российской Федерации после освобождения, в связи с чем в отношении него не может быть установлен административный надзор.

Кроме того, обеспечить постпенитенциарный контроль на территории России за Н.К.А. являющимся лицом без гражданства не представляется возможным, поскольку после освобождения у последнего отсутствует место регистрации и постоянное место жительства (то есть отсутствуют обстоятельства, которые необходимы для установления административного надзора).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления начальника ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области к Н.К.А. об установлении административного надзора - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней со дня принятия через Волжский районный суд Самарской области.

Судья: подпись В.Л. Сабанова

КОПИЯ ВЕРНА СУДЬЯ В.Л. САБАНОВА