ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-257/18 от 03.05.2018 Бичурского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 2а-257/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Бичура «03» мая 2018 года

Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего, судьи Перелыгиной Т.И., единолично, с участием представителя административного истца – МКУ Администрация МО «<данные изъяты>» – ФИО1, действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика – Фонда поддержки малого предпринимательства Бичурского района – генерального директора Фонда ФИО2, действующей на основании Устава Фонда, при секретаре Тимофеевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МКУ Администрации МО «<данные изъяты>» к Фонду поддержки малого предпринимательства Бичурского района о ликвидации фонда,

У С Т А Н О В И Л:

МКУ Администрация МО «<данные изъяты>» обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Фонда поддержки малого предпринимательства <данные изъяты> с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении по причине невозможности достижения цели фонда. Заявленные требования мотивированы тем, что фонд был зарегистрирован и начал свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ. Единственным учредителем Фонда является Муниципальное казенное учреждение Администрация МО «<данные изъяты>». Основной целью деятельности Фонда является аккумулирование денежных средств для поддержки малого и среднего предпринимательства, участие в финансировании региональных и межрегиональных программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие предпринимательства <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Фонд приобрел статус микрофинансовой организации. Изменениями в действующее законодательство, принятыми в ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрен переход микрофинансовых организаций с ДД.ММ.ГГГГ на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, определены требования к ведению раздельного учета средств целевого финансирования, предоставленного из бюджетов всех уровней, и средств, полученных от предпринимательской деятельности, а также ведение раздельного бухгалтерского учета по денежным средствам, предоставленным за счет средств бюджетов всех уровней на осуществление основного вида деятельности, и размещение предоставленных за счет средств бюджетов всех уровней средств на отдельных счетах, в том числе банковских. При этом, в соответствии с п.5 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» микрофинансовые организации не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Обязанности главного бухгалтера не могут быть возложены на руководителя организации либо на третье лицо, действующее на основании гражданско-правового договора. Главный бухгалтер не кредитной финансовой организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным Банком РФ.

Кроме того, современные тенденции в сфере регулирования деятельности микрофинансовых организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов обязывают Фонд утверждать новые «Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» не менее 4 раз в год. Установлена обязанность по ежегодному обязательному обучению для специальных должностных лиц в аккредитованных и лицензированных организациях.

Указанные требования законодательства требуют увеличения штата и дополнительных вложений на его содержание.

В целях сохранения инфраструктуры поддержки бизнеса в муниципальных образованиях, 14 районов, включая <данные изъяты>», выразили готовность принять предложенную МКК Фонд развития предпринимательства <данные изъяты> модель реформирования муниципальных Фондов.

ДД.ММ.ГГГГ Советом Фонда принято решение об уступке прав требования МКК Фонд развития предпринимательства г<данные изъяты> по договорам о предоставлении микрозаймов и по договорам, обеспечивающим по ним исполнение обязательств, заключено соглашение о сотрудничестве, предметом которого является сотрудничество и взаимодействие сторон в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с МКК Фонд развития предпринимательства <данные изъяты> заключен договор уступки прав требований по восьми договорам. ДД.ММ.ГГГГ перечислены свободные целевые денежные средства.

ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о выходе Фонда из государственного реестра микрофинансовых организаций, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ Центральным банком РФ принят приказ об исключении Фонда из государственного реестра.

С выходом из реестра микрофинансовых организаций Фонд потерял право самостоятельно заниматься микрофинансовой деятельностью.

С учетом того, что на счетах Фонда отсутствуют целевые денежные средства, необходимые для выполнения уставных целей и задач, ДД.ММ.ГГГГ Советом Фонда принято решение о ликвидации Фонда на основании п.2 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Представитель МКУ Администрация МО «<адрес>»ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Суду пояснила, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесшим изменения в часть 9.1 статьи 5 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от ДД.ММ.ГГГГ N 151- ФЗ (далее по тексту 151-ФЗ), единственным учредителем Фонда ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о принятии нового наименования Фонда: «Микрофинансовая организация Фонд поддержки малого предпринимательства <данные изъяты>». Устав был принят в новой редакции, дополнен пунктом 2.6 следующего содержания: «фонд осуществляет микрофинансовую деятельность с момента приобретения статуса микрофинансовой организации».

Следующее изменение наименования Фонда произошло в соответствии с требованиями части 15 статьи 5 Федерального Закона № 151-ФЗ и части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В силу положений части 16 статьи 5 Федерального Закона № 151-ФЗ наименование микрокредитной компании должно содержать словосочетание «микрокредитная компания» и указание на ее организационно - правовую форму. В связи с чем, единственным учредителем Фонда ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о принятии нового наименования Фонда: «Микрокредитная компания Фонд поддержки малого предпринимательства <данные изъяты>. Устав был принят в новой редакции. Кроме наименования Фонда в данную редакцию Устава были внесены другие существенные изменения. В частности изменился высший коллегиальный орган управления Фондом. До внесения изменений высшим коллегиальным органом управления являлось Общее собрания учредителей и участников. В виду отсутствия участников, решения принимались представителем единственного учредителя. После принятия новой редакции Устава Высшим коллегиальным органом управления Фондом стал Совет Фонда.

В связи с этим, дальнейшие решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции высшего коллегиального органа управления Фондом, принимались Советом Фонда.

В соответствии с требованиями части 15 статьи 5 Федерального Закона № 151-ФЗ, в случае утраты юридическим лицом, в наименовании которого содержится словосочетание «микрокредитная компания» статуса микрофинансовой организации, данное юридическое лицо обязано исключить из своего наименования словосочетание «микрокредитная компания» в течение тридцати рабочих дней со дня исключения сведений о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций.

В связи с исключением Фонда из реестра Микрофинансовых организаций, Советом Фонда ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о принятии нового наименования Фонда: «Фонд поддержки малого предпринимательства <данные изъяты>». Кроме того, был изменен основной вид деятельности, так как Фонд потерял право заниматься микрофинансовой деятельностью, т.е выдавать микро займы субъектам малого предпринимательства.

Представитель административного ответчика - директор Фонда поддержки малого предпринимательства <данные изъяты> - ФИО2 исковые требования признала, суду пояснила, что в связи с изменениями в действующее законодательство, возникла необходимость в увеличении штата сотрудников Фонда и необходимость приобретения дорогостоящего программного обеспечения. Собственных средств на указанные цели в Фонде нет, поэтому было принято решение о переуступке прав требований по действующим договорам Фонда Микрокредитной компании Фонд развития предпринимательства <данные изъяты>. Заключен договор о переуступке прав требований и перечислены свободные целевые денежные средств. ДД.ММ.ГГГГ Центральным Банком Российской Федерации принят приказ об исключении Фонда из государственного реестра. Несмотря на это, в соответствии с заключенным ДД.ММ.ГГГГ соглашением между МКУ Администрация МО «<данные изъяты>» и МКК Фонда развития предпринимательства <данные изъяты> в районе продолжена работа по реализации мероприятий, предусмотренных муниципальной программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «<данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ».

Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (часть 2).

В силу части 1 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Судом установлено, что Фонд поддержки малого предпринимательства <данные изъяты> зарегистрирован и начал свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Уставом Фонда, утвержденным распоряжением главы администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Фонд поддержки малого предпринимательства <данные изъяты>, является не имеющей членства некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность по поддержке и развитию малого предпринимательства в <данные изъяты> РБ. Учредителем Фонда является Муниципальное казенное учреждение Администрация МО «<данные изъяты>» <данные изъяты>. Высшим коллегиальным органом управления Фондом является Совет Фонда.

Основной деятельностью Фонда является аккумулирование денежных средств, для поддержки малого и среднего предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства <данные изъяты>.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ Фонд поддержки малого предпринимательства <данные изъяты> является действующим юридическим лицом.

Как следует из материалов дела, в связи с новыми требованиями к микрокредитным компаниям, и, в частности, к формированию ими резервов на возможные потери по займам, а также в связи с переходом с ДД.ММ.ГГГГ на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, недостаточностью собственных средств для выполнения поставленных задач, Советом Фонда принято решение об уступке прав требований по договорам займа МКК Фонд развития предпринимательства г<данные изъяты>.

Во исполнение принятого решения, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между МКК Фонд поддержки малого предпринимательства <данные изъяты> и МКК Фонд развития предпринимательства <данные изъяты> (цессионарий) заключены договоры уступки прав требования, согласно которым последний принял все права требования к заемщикам по восьми договорам займа, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ на счет МКК Фонд развития предпринимательства <данные изъяты> перечислены целевые денежные средства.

ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о выходе Фонда из государственного реестра микрофинансовых организаций, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ Центральным банком РФ принят приказ об исключении Фонда из государственного реестра.

ДД.ММ.ГГГГ Советом Фонда принято решение о ликвидации Фонда в связи с невозможностью достижения целей Фонда.

В соответствии со п. 10 Устава деятельность Фонда может быть прекращена путем ликвидации.

Согласно статье 18 Федерального закона от N 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении.

Согласно требованиям п. 5 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

В силу ст. 21 указанного Федерального закона от N 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоммерческих организациях», п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Принимая во внимание исследованные судом обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что ликвидация Фонда поддержки малого предпринимательства <данные изъяты> обусловлена объективной невозможностью продолжения его деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, цели Фонда, для которых он был создан, не могут быть достигнуты, в связи с чем, удовлетворяет исковые требования о ликвидации Фонда с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности по причине невозможности достижения цели фонда.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 262-265 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявленные требования.

Ликвидировать некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства <данные изъяты> (ОРГН , ИНН ) в качестве юридического лица с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности Фонда по причине невозможности достижения его цели.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца с момента его вынесения.

Судья Бичурского районного суда Т.И. Перелыгина