ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-257/19 от 21.06.2019 Хорольского районного суда (Приморский край)

Решение в окончательной форме изготовлено 21.06.2019.

Дело № 2а-257/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2019 года с. Хороль

Хорольский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Горпенюк О.В.

при секретаре Редьковой Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Хорольского района к администрации Хорольского муниципального района о признании недействующими пунктов 1, 2, 3, 3.1 постановления администрации Хорольского муниципального района от 25.10.2018 № 749 «О внесении изменений в постановление администрации Хорольского муниципального района от 20.02.2014 № 133 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района и введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района»

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хорольского района обратился в суд с административным иском к администрации Хорольского муниципального района об оспаривании пунктов 1, 2, 3, 3.1 постановления администрации Хорольского муниципального района от 25.10.2018 № 749 «О внесении изменений в постановление администрации Хорольского муниципального района от 20.02.2014 № 133 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района и введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района», просил признать их недействующими.

Свои требования прокурор мотивирует следующим. 25.10.2018 администрацией Хорольского муниципального района принято постановление № 749 «О внесении изменений в постановление администрации Хорольского муниципального района от 20.02.2014 № 133 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района и введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района». Пунктом 1 указанного постановления установлено признать утратившими силу с 01.01.2019: п. 5 постановления администрации Хорольского муниципального района от 20.02.2014 № 133 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района и введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района»; абз. 2 п. 5 Разъяснений о порядке установления компенсационных выплат в муниципальных учреждениях Хорольского муниципального района, утвержденных постановлением № 133. Пунктом 2 постановления № 749 от 25.10.2018 перечень видов стимулирующих выплат в муниципальных учреждениях Хорольского муниципального района, утвержденный постановлением № 133, дополнен п. 4 следующего содержания: «Доплата за работу в сельской местности». Пунктом 3 внесены в Разъяснения о порядке установления стимулирующих выплат в муниципальных учреждениях Хорольского муниципального района, утвержденные постановлением № 133 следующие изменения: 3.1. п. 2 дополнен словами «,привлечение работников к работе в сельской местности». Ссылаясь на положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ч. 4 ст. 8, ч. 1 ст. 129, ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ, п. 2.6.2 приказа Департамента образования и науки Приморского края № 1543-а от 07.12.2018 «Об утверждении примерного Положения об оплате труда педагогических работников муниципальных образовательных организаций Приморского края», распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018гг.» считает пункты 1, 2, 3, 3.1 постановления противоречат действующему законодательству и подлежат признанию недействующими, поскольку изменение систем стимулирования будет включать упразднение постоянных выплат, формально классифицировать как стимулирующие, но реально не мотивирующих работников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с возможностью перераспределения средств на увеличение окладов работников и на реальные выплаты стимулирующего характера. Стимулирующие выплаты осуществляются в целях поощрения работника за выполненную работу и стимулирования его к качественному результату труда, но не за работу в то или иной местности. Считает, что внесенными изменениями администрация уравняла граждан, работающих в сельской местности и в городских населенных пунктах, что является дискриминацией работников, ущемляет их права и законные интересы, то есть затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе членов семьи, которые в результате полноценного необеспечения не могут утратить часть совокупного дохода.

В судебном заседании, помощник прокурора Нишонов Р.А. подержал заявленные требования, по доводам, изложенным в заявлении, дополнительно сославшись на Закон РСФСР от 21.12.1990 № 438-1 «О социальном развитии села», пояснил, что принятое администрацией постановление также противоречит данному закону.

Администрация Хорольского муниципального района в судебном заседании в лице своего представителя Поляковой С.Ф., действующей на основании доверенности, имеющей высшее юридическое образование, по существу требований прокурора возразила, представила письменный отзыв на иск. Считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению. В соответствии с постановлением № 133 доплата за работу в сельской местности отнесена к стимулирующей выплате, что не противоречит действующему законодательству. Поскольку ни федеральным законодательством, в том числе, ни Трудовым кодексом РФ, ни законодательными актами или иными нормативными правовыми актами Приморского края не предусмотрена доплата за работу в сельской местности, а также не определено к какой выплате относится доплата за работу в сельской местности и не определен исчерпывающий перечень компенсационных выплат и стимулирующих выплат, администрацией Хорольского муниципального района в соответствии с постановлением № 133 правомерно доплата за работу в сельской местности отнесена к стимулирующей выплате с целью поощрения и стимулирования к работе в сельской местности, поскольку определение системы оплаты труда, в том числе определение перечня доплат и разъяснений по вопросу их выплат относится к компетенции администрации Хорольского муниципального района, при этом отнесение данной выплаты к стимулирующим никак не ущемляет права и интересы работников муниципальных учреждений, зарплата которых с 01.01.2019 повысилась на 15%.

Выслушав стороны, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Аналогичная норма содержится в части 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

В силу ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: в том числе и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, администрация Хорольского муниципального района вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.

Судом установлено, что постановлением администрации Хорольского муниципального района от 20.02.2014 № 133 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района и введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района» (далее постановление № 133) введена отраслевая система оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района, а также утверждены:

Положение об отраслевых системах оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района. Перечень видов компенсационных выплат в муниципальных учреждениях Хорольского муниципального района. Разъяснения о порядке установления компенсационных выплат в муниципальных учреждениях Хорольского муниципального района. Перечень видов стимулирующих выплат в муниципальных учреждениях Хорольского муниципального района. Разъяснения о порядке установления стимулирующих выплат в муниципальных учреждениях Хорольского муниципального района. Положение о порядке и размерах оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений Хорольского муниципального района.

Также судом установлено, что администрацией Хорольского муниципального района Приморского края 25.10.2018, принято постановление № 749 «О внесении изменений в постановление администрации Хорольского муниципального района от 20.02.2014 № 133 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района и введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района» (далее - постановление № 749 от 25.10.2018), которое обнародовано путем размещения на информационном стенде, в здании расположенном по адресу: <адрес>, а также размещено на официальном сайте администрации и вступило в силу в соответствии с п. 8 указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление принято администрацией Хорольского муниципального района Приморского края в порядке определенном ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Уставом Хорольского муниципального района Приморского края, утвержденного решением Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 21.06.2005 № 84 (с изменениями).

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена и не оспорена.

Пунктом 1 оспариваемого постановления установлено, признать утратившими силу с 01.01.2019:

п. 5 Постановления №133;

абз.2 п. 5 Разъяснений о порядке установления компенсационных выплат в муниципальных учреждениях Хорольского муниципального района, утвержденных постановлением № 133.

Пунктом 2 постановления № 749 от 25.10.2018 установлено, что перечень видов стимулирующих выплат в муниципальных учреждениях Хорольского муниципального района, утвержденный постановлением № 133, дополнить п. 4 следующего содержания: «4. Доплата за работу в сельской местности».

Пунктом 3 постановления № 749 от 25.10.2018 внесены в Разъяснения о порядке установления стимулирующих выплат в муниципальных учреждениях Хорольского муниципального района, утвержденные постановлением № 133, следующие изменения: 3.1. п. 2 дополнить словами «,привлечение работников к работе в сельской местности».

Оспаривая данные нормы, прокурор исходил из того, что надбавка к заработной плате для работников, осуществляющих трудовую деятельность в сельской местности, не может являться одним из видов стимулирующих выплат, в связи с тем, что данная надбавка является компенсационной, так как выполнения работ производиться в условиях, отклоняющихся от нормальных в сельском населенном пункте. Выплата надбавки за работу в сельской местности как стимулирующей является дискриминацией, ущемляет права и законные интересы всех вероятных работников организаций (как работающих в настоящее время, так и принимаемых на работу), то есть затрагивает права и законные интересы неопределённого круга лиц, в том числе членов семьи, которые в результате не полноценного обеспечения могут утратить часть совокупного дохода.

Ссылка прокурора в заявлении и в судебном заседании на противоречие оспариваемых положений нормам Трудового кодекса РФ не принимается во внимание по следующим основаниям.

Статьей 37 Устава Хорольского муниципального района Приморского края к полномочиям администрации Хорольского муниципального района отнесено определение размеров и условий оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений Хорольского муниципального района.

Трудовым законодательством не установлены надбавки за работу в сельской местности. Федеральным законодательством не определено к какой выплате относится доплата за работу в сельской местности и не определен исчерпывающий перечень компенсационных и стимулирующих выплат.

В свою очередь ст. 144 Трудового кодекса РФ все виды доплат, надбавок, премий относит к стимулирующим выплатам.

Таким образом, администрацией Хорольского муниципального района правомерно доплата за работу в сельской местности отнесена к стимулирующей выплате с целью поощрения и стимулирования к работе квалифицированных специалистов в сельской местности, поскольку определение системы оплаты труда, в том числе определение перечня доплат и разъяснений по вопросу их выплат относится к компетенции администрации Хорольского муниципального района. Кроме того, суд считает, что работа в сельской местности не является работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также не является работой в особых климатических условиях, как на то указывает прокурор.

Ссылка прокурора на приказ департамента образования и науки Приморского края от 07.12.2018 № 1543-а «Об утверждении примерного Положения об оплате труда педагогических работников муниципальных образовательных организаций Приморского края» и Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018гг.» носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер и могут при разработке муниципальных нормативных правовых актов лишь учитываться.

Более того, указанный приказ департамента образования и науки Приморского края принят в целях совершенствования системы оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций Приморского края, в то время как постановление № 133 устанавливает оплату труда работников всех муниципальных учреждений Хорольского муниципального района.

Давая оценку утверждению административного истца о том, что доплату за работу в сельской местности необходимо отнести к надбавкам компенсационного характера в соответствии с Законом РСФСР от 21.12.1990 № 438-1 «О социальном развитии села», суд исходит из следующего.

Возможность установления специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим на селе, повышенных на 25 процентов окладов и тарифных ставок по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях, была предусмотрена ст. 22 Закона РСФСР от 21.12.1990 № 438-1 «О социальном развитии села».

Как следует из преамбулы данного Закона, основной задачей вводимого правового регулирования было привлечение квалифицированных специалистов для работы в сельской местности. Повышение на 25 процентов окладов и тарифных ставок по сравнению со ставками специалистов, занимающихся теми же видами деятельности в городских условиях, предусматривалось для всех специалистов предприятий, учреждений, организаций независимо от вида и формы собственности.

Как следует из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.10.2009 № 1128-О-О, повышение окладов и тарифных ставок за работу в сельской местности носило строго целевое назначение и было мерой временного характера, введенной в целях обеспечения приоритетного развития агропромышленного комплекса и социальной сферы села.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 1 ст. 156)Закон РСФСР «О социальном развитии села» был признан утратившим силу с 01.01.2005. Таким образом, законодатель, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, счел задачи, поставленные при введении в действие правового регулирования о повышении окладов, тарифных ставок специалистов, работающих в сельской местности, выполненными.

Вместе с тем, п. 1 ст. 153 указанного выше Федерального закона предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона, то есть указанные законоположения закрепляют принцип действия нового механизма предоставления социальных гарантий в рамках длящихся правоотношений и предусматривают реализацию права на компенсации, льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, к числу которых повышение на 25 процентов окладов и тарифных ставок за работу в сельской местности не относится.

При таких обстоятельствах, учитывая указанные нормы права и правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, права работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района на компенсации, льготы и гарантии, в условиях нового механизма предоставления социальных гарантий не нарушены.

Кроме того, из пояснений в судебном заседании представителя административного ответчика, следует, что отнесение доплаты за работу в сельской местности к стимулирующей выплате не привело к уменьшению заработной платы работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района, выплачиваемой до 01.01.2019 при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Напротив, с 01.01.2019 увеличены оклады всех работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района, а педагогических работников - значительно. В среднем заработная плата работников муниципальных учреждений с 01.01.2019 увеличилась на 15%.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором нормативные положения не отменяют и не умаляют закрепленные законодательством о труде права работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района, не снижают установленный федеральным законодательством уровень предоставленных им трудовых гарантий, ввиду чего правовых оснований для удовлетворения административного заявления прокурора Хорольского района не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований прокурора Хорольского района о признании недействующими пунктов 1, 2, 3, 3.1 постановления администрации Хорольского муниципального района Приморского края от 25.10.2018 № 749 «О внесении изменений в постановление администрации Хорольского муниципального района от 20.02.2014 № 133 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района и введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района» (с изменениями от 27.02.2014 № 158, 08.07.2014 № 598, 26.09.2014 № 831, 31.10.2014 № 967, 17.02.2015 № 119, 21.09.2016 № 431, 03.02.2017 № 108, 16.05.2018 № 323) отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Хорольский районный суд Приморского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья /подпись/

<данные изъяты>

<данные изъяты>