Дело № 2а-257/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никулина М.О.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в г. Ухте
19 января 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Римарева Романа Вадимовича о признании незаконными действий должностных лиц ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми,
установил:
Римарев Р.В., отбывая уголовное наказание в ФКУ УФСИН России по Республике Коми, просит признать действия (бездействие) должностных лиц незаконными по факту не отправления почтовой корреспонденции, а также привлечь виновных лиц к административной ответственности.
В обоснование указал, что ходатайствовал об отправке корреспонденции в адрес УФСИН России по Волгоградской области за счет средств исправительного учреждения в связи с отсутствием денежных средств на своём лицевом счете. Заявление с конвертом приняты 24.11.2020 начальником отряда .... при этом не была предоставлена расписка в получении обращения, однако 26.11.2020 корреспонденция возвращена по причине того, что корреспонденция, адресованная в УФСИН России по Волгоградской области, подлежит направлению за счет средств отправителя. Административный истец полагает, что данными действиями нарушены его права, поскольку совершены вопреки пункту 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Определением суда от 17.12.2020 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, начальник исправительного учреждения Саранча А.Е., начальник ... ВРсО Зайченко А.А.
Административный истец довел до суда свои требования в административном иске, также представил дополнения к нему, предмет и основание административного иска остаются неизменными, соответственно, лишенному свободы лицу была обеспечена возможность реализации его процессуальных прав, закрепленных статьей 45 КАС РФ.
Представитель административного ответчика в предварительном судебном заседании с требованиями не согласилась, указывала, что УФСИН России по Волгоградской области и начальник данного управления не являются вышестоящим органом УИС и его должностным лицом, которому возможно направление обращений осужденных за счет исправительного учреждения.
После рассмотрения вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание, суд признал административное дело подготовленным и назначил судебное разбирательство непосредственно после окончания предварительного судебного заседания.
В соответствии с частью 7 статьи 150 КАС РФ, поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, и их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, суд рассмотрел административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства (глава 33 КАС РФ).
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Римарев Р.В. отбывает наказание в ФКУ УФСИН России по Республике Коми и 24.11.2020 начальнику отряда Зайченко А.Д. передал заявление с просьбой об отправке корреспонденции, адресованной начальнику УФСИН России по Волгоградской области, при этом расписка в получении обращения должностным лицом не предоставлена Римареву Р.В. Корреспонденция 26.11.2020 возращена должностным лицом ввиду того, что обращение в УФСИН России по Волгоградской области подлежит отправке за счет отправителя.
Данные обстоятельства не оспариваются представителем административного ответчика.
В силу статьи 226 КАС РФ для признания оспариваемого действия (бездействия) незаконным, необходимо установить его несоответствие требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 4 статьи 15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
В абзаце 2 пункта 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, также указано, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.
При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм) (абзац 3 пункта 58 Правил).
По данным бухгалтерии ФКУ УФСИН России от 01.12.2020 на лицевом счете Римарева Р.В. не имеется денежных средств, доказательства того, что 24.11.2020 у осужденного имелись денежные средства для отправки корреспонденции стороной административного ответчика не представлено и не оспаривается. Суд исходит из того, что на дату передачи отправляемой корреспонденции у Римарева Р.В. не имелось денежных средств на лицевом счете.
В таком случае отправка корреспонденции Римарева Р.В. в вышестоящий орган уголовно-исполнительной системы, которым является УФСИН России по Волгоградской области, должны осуществляться согласно абзацу 3 пункта 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Довод представителя административного ответчика о том, что адресованные заявления в УФСИН России по иному субъекту РФ подлежат направлению за счет средств самого осужденного, суд отклоняет, поскольку он не соответствует нормам действующего законодательства ввиду следующего.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (часть 1 статьи 78 Конституции РФ).
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года
№ 1314 (далее - Положение), установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения).
В пункте 1 Положения об УФСИН России по Волгоградской области (приложение № 35), утвержденного приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года
№ 518, указано, что Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний.
В соответствии с пунктом 5.1 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 года № 30, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, как правило, создаются в качестве окружных, межрегиональных, региональных (в границах субъекта Российской Федерации), межрайонных, городских или районных органов. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти являются государственными органами, находящимися в его подчинении. Порядок организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти предусматривается в регламенте соответствующего федерального органа исполнительной власти. Осуществление части полномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации может быть передано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Из вышеизложенного следует, что УФСИН России по Волгоградской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти (ФСИН), не имеет статуса самостоятельного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, также не входит в состав Правительства РФ, поскольку в соответствии с положениями статьи 1 Федерального конституционного закона от 06 ноября 2020 года
№ 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти; в состав Правительства РФ входят его члены (статья 4 указанного Федерального конституционного закона).
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года
№ 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в уголовно-исполнительную систему входят: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган уголовно-исполнительной системы); также могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.
Следовательно, территориальный орган уголовно-исполнительной системы по субъекту является вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы по отношению к исправительным учреждениям, находящимся в пределах территории субъекта.
ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми не подчиняется УФСИН России по Волгоградской области, поскольку территориальный орган и исправительное учреждение располагаются в разных субъектах.
В тоже время, из положений Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, регламентирующих порядок осуществления осужденными переписки, не следует, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, могут быть адресованы исключительно в вышестоящий орган уголовно-исполнительной системы субъекта, на территории которого отбывает наказание осужденный, либо в ФСИН России.
С 2010 года реализовывается Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р, в разделе 4 которой предусматривается обеспечение права осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на беспрепятственное направление обращений.
Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.
Приняв во внимание цели и задачи Концепции с нормативным регулированием вопроса, суд считает, что норма, предоставляющая осужденному право направлять обращения за счет исправительного учреждения, подлежит применению также при адресации отправлений в территориальные федеральные органы исполнительной власти, поскольку последние составляют систему федеральных органов.
Исходя из вышеизложенного, действия (бездействие) должностных лиц ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, отказавших в направлении корреспонденции осужденного Римарева Р.В. в адрес УФСИН России по Волгоградской области, за счет исправительного учреждения, является незаконным, а требование Римарева Р.В. подлежащим удовлетворению.
Несмотря на то, что административный истец не лишен возможности повторно направить обращение, действия (бездействие) сотрудников исправительного учреждения нарушили право осужденного на своевременное обращение в государственный орган.
Также обоснован довод административного истца о том, что в принятии корреспонденции в адрес УФСИН России по Волгоградской области не выдана расписка.
Согласно абзацу 4 пункта 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, почтовые отправления, адресованные в вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы, не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.
Во всяком случае, стороной административного ответчика в нарушение положений статьи 226 КАС РФ не представлены доказательства принятия заявления Римарева Р.В. о направлении корреспонденции и выдачи ему расписки.
Среди прочего, Римарев Р.А. просит привлечь к административной ответственности виновных лиц.
Административный истец определяет, защищать ему или нет оспариваемое право (часть 1 статьи 4 КАС РФ), к кому предъявлять иск (пункт 3 части 2 статьи 125 КАС РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть 1 статьи 178 КАС РФ).
Исходя из этих положений процессуальных норм требование административного истца о привлечении виновных лиц исправительного учреждения к административной ответственности, в том виде, в котором оно заявлено, не подлежит удовлетворению, более того требование о привлечении к такой ответственности не подлежит разрешению в порядке оспаривания действий (бездействий) по правилам административного судопроизводства.
Обращения граждан, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях.
Административное исковое заявление о признании незаконными действий (бездействий), происходивших 24.11.2020, подано административным истцом 01.12.2020 через канцелярию исправительного учреждения, то есть в установленный срок.
Руководствуясь статьёй 227 КАС РФ, суд
решил:
Удовлетворить частично административное исковое заявление Римарева Романа Вадимовича.
Признать незаконным и нарушающим права Римарева Романа Вадимовича действия (бездействие) ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми по не отправлению корреспонденции, переданной 24 ноября 2020 года начальнику ... Зайченко Андрею Андреевичу, и адресованной в УФСИН России по Волгоградской области, за счет средств ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми.
Оставить без удовлетворения в оставшейся части административное исковое заявление Римарева Романа Вадимовича, в том числе о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий-