ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-257/2022 от 03.08.2022 Мариинско-посадского районного суда (Чувашская Республика)

УИД 21RS0011-01-2022-000280-90

Дело № 2а-257/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Никитина Д.И., при секретаре судебного заседания Петровой Е.В., с участием представителя административного истца - помощника прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Дударенко Е.В., представителя административного ответчика - главы администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Отякова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (далее - прокурор, истец) обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, выразившегося в неустранении нарушений требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации здания котельной «Шоршелы», трубы металлической дымовой расположенных по адресу: Чувашская Республика, с.Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д.18, и возложении на администрацию Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обязанности устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности путем проведения ремонтных работ здания котельной «Шоршелы», трубы металлической дымовой расположенных по адресу: Чувашская Республика, с.Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д.18.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории Мариинско-Посадского района осуществляет деятельность Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунальных услуг Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района (далее - МУП ЖКУ «Шоршелы»). В соответствии с договором от 20 декабря 2017 года, заключенным между администрацией Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и МУП ЖКУ «Шоршелы», за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество: котельная «Шоршелы» с кадастровым номером , здание насосной станции каптажа с кадастровым номером , реконструкция очистных сооружений производительностью 400 м3/сутки. Также установлено, что лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности у МУП ЖКУ «Шоршелы» отсутствует. Решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 29 мая 2020 года по делу № 2-183/2020 на МУП ЖКУ «Шоршелы» возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. По состоянию на июль 2022 года решение суда не исполнено. Согласно заключениям экспертиз промышленной безопасности № 16/Ф/2019 и № 17/Ф/2019 здание котельной МУП ЖКУ «Шоршелы» и труба металлическая дымовая не полностью соответствуют промышленной безопасности. Также указанными заключениями экспертиз определен перечень мероприятий, после проведения которых объекты экспертиз будут соответствовать требованиям промышленной безопасности. Непроведение работ по ремонту здания котельной и трубы металлической дымовой препятствует получению МУП ЖКУ «Шоршелы» лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Истец с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района, выразившееся в неустранении нарушений требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации здания котельной «Шоршелы», трубы металлической дымовой, расположенных по адресу: Чувашская Республика, с.Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д.18, и возложить на администрацию Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обязанность устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности путем проведения ремонтных работ здания котельной «Шоршелы», трубы металлической дымовой, расположенных по адресу: Чувашская Республика, с.Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д.18.

В судебном заседании представитель административного истца Дударенко Е.В. уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в административном иске доводам, полагая необходимым установить срок для выполнения ремонтных работ здания котельной «Шоршелы» до 31 декабря 2022 года и трубы металлической дымовой до начала отопительного сезона, то есть до 1 октября 2022 года.

Административный ответчик в лице администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики согласился с исковыми требованиями, указав при этом на небольшой срок для выполнения ремонтных работ трубы металлической дымовой, сославшись на необходимость в последующем обращения в суд с ходатайством о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Заинтересованные лица - МУП ЖКХ Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и Приволжское управление Ростехнадзора в Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) судсчитает возможным рассмотрение дела без участия неявившихся заинтересованных лиц.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, в том числе органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Как следует из установленных по делу доказательств, настоящий иск инициирован прокуратурой района после проведенной проверки в связи с неустранением указанных в заключениях экспертиз промышленной безопасности нарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ, ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу п.4 ч.1, ч.3 ст.14, п.4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ).

Согласно ст.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

На основании п.1 ч.1, ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Из содержания ч.5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, в том числе организовывать наладку принадлежащих им тепловых сетей, обеспечивать качество теплоносителей, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

В силу ст.7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основные здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформация недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Таким образом, организация в границах городского округа теплоснабжения и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, обеспечивающих принятие своевременных надлежащих мер по содержанию, сохранности и ремонту муниципальной собственности, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения сельского поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления сельского поселения в пределах своих полномочий,

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории Мариинско-Посадского района осуществляет деятельность МУП ЖКУ «Шоршелы».

Заключенным между администрацией Шоршелского сельского поселения и МУП ЖКУ «Шоршелы» договором от 20 декабря 2017 года за последним на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, в том числе котельная «Шоршелы» с кадастровым номером , расположенная по адресу: Чувашская Республика, Мариинско-Посадский район, с.Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д.18 (л.д.67-78).

Согласно п. 2 акта приема-передачи муниципального имущества закрепленное за МУП ЖКУ «Шоршелы» в соответствии с названным договором имущество является собственностью муниципального образования «Шоршелское сельское поселение Мариинско-Посадского района Чувашской Республики» (л.д.72).

Как отмечено административным истцом в соответствии с Уставом МУП ЖКУ «Шоршелы», утвержденным постановлением администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района от 1 декабря 2017 года № 201, МУП ЖКУ «Шоршелы» является коммерческой организацией, не наделенным правом собственности на имущество, закреплённым за ним на праве хозяйственного ведения.

Также проведенной проверкой исполнения законодательства о промышленной безопасности по адресу: Чувашская Республики, Мариинско-Посадский район, с.Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д.18 (здание котельной) выявлено, что кровля здания котельной МУП ЖКУ «Шоршелы» имеет трещины в покрытии по всей площади; отмостка, расположенная по периметру здания имеет следы разрушения, отсутствует плотное примыкание к стене здания по всему зданию (внутри) имеются участки замачивания(следы протечек). Журнал технического состояния здания, Журнал наблюдения за осадками здания, Журнал плановых осмотров устройств молниезащиты здания на момент проверки не представлены.

Данный факт подтвержден актом проверки от 31 мая 2022 года, составленным в присутствии главы Шоршелского сельского поселения Отякова А.Н. и главного инженера МУП ЖКУ «Шоршелы» ФИО (л.д. 6-7).

Административным истцом также представлены фотоматериалы отраженных в акте проверки дефектов (л.д. 8-65).

Согласно изготовленным в 2019 году заключениям экспертиз промышленной безопасности № 16/Ф/2019 рег. № 44-3С-04432-2019 на здание котельной МУП ЖКУ «Шоршелы» и № 17/Ф/2019 рег. № 44-3С-04439-2019 на сооружение на опасном производственном объекте III класса опасности - труба металлическая дымовая (Н=20,0 м), эксплуатируемой в котельной МУП ЖКУ «Шоршелы», объекты экспертиз не полностью соответствуют промышленной безопасности. При этом также указано, что после проведения определенного экспертизами перечня мероприятий, объекты экспертиз будут соответствовать требованиям промышленной безопасности.

Проведенными 31 мая и 8 июля 2022 года проверками установлено, что указанные в заключениях экспертиз промышленной безопасности нарушения не устранены, ремонтные работы здания котельной «Шоршелы» и трубы металлической дымовой не проведены.

Кроме того, по решению Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 29 мая 2020 года на МУП ЖКУ «Шоршелы» возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

По состоянию на июль 2022 года решение суда не исполнено ввиду непроведения ремонтных работ здания котельной «Шоршелы» и трубы металлической дымовой.

Здание котельной «Шоршелы» и труба металлическая дымовая, находящиеся в ведении администрации Шоршелского сельского поселения, являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающими теплоснабжение жилых помещений и объектов социальной сферы.

Таким образом, административный ответчик как орган местного самоуправления обязан своевременно предпринимать меры, направленные на содержание и ремонт систем теплоснабжения.

На основании изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия администрации Шоршелского сельского поселения и необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора в части возложения на администрацию Шоршелского сельского поселения обязанности по организации ремонтных работ здания котельной «Шоршелы» и трубы металлической дымовой, поскольку непроведение ремонтных работ названных объектов существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, а организация теплоснабжения в силу закона возлагается на администрацию Шоршелского сельского поселения.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

При таких обстоятельствах, учитывая характер правоотношений, объем работ, подлежащих выполнению, особенности бюджетного процесса, суд приходит к выводу, что срок для устранения нарушений, предложенный прокурором, отвечает требованиям разумности, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района как собственника нежилого помещения здания котельной «Шоршелы», трубы металлической дымовой, расположенных по адресу: Чувашская Республика, с.Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д.18, выразившееся в неустранении нарушений требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации здания котельной «Шоршелы», трубы металлической дымовой расположенных по адресу: Чувашская Республика, с.Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д.18.

Обязать администрацию Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района как собственника нежилого помещения здания котельной «Шоршелы» устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности путем проведения ремонтных работ здания котельной «Шоршелы», расположенного по адресу: Чувашская Республика, с.Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д.18, а именно:

- выполнить ремонт кровли нежилого помещения котельной «Шоршелы», расположенного по адресу: Чувашская Республика, с. Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д. 18;

- выполнить ремонт отмостки нежилого помещения котельной «Шоршелы», расположенного по адресу: Чувашская Республика, с. Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д. 18, с обеспечением плотного примыкания к зданию;

- выполнить ремонт участков замачивания плит нежилого помещения котельной «Шоршелы», расположенного по адресу: Чувашская Республика, с. Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д. 18, с удалением продуктов замачивания, выполнением защитного покрытия (побелка, окраска) в срок до 31 декабря 2022 года.

Обязать администрацию Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района как собственника нежилого помещения здания котельной «Шоршелы» устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности путем проведения ремонтных работ сооружения на опасном производственном объекте III класса опасности - трубы металлической дымовой, эксплуатируемой в котельной «Шоршелы», расположенного по адресу: Чувашская Республика, с. Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д. 18, а именно:

- проведение работ по выправлению крена ствола дымовой трубы с привлечением специализированной организации;

- выполнить антикоррозийную защиту по всей длине ствола трубы;

- выполнить крепления и фундаменты оттяжек согласно типовому проекту;

- выполнить восстановительный ремонт бетонной отмостки и фундамента в срок до 01 октября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.

Судья Д.И. Никитин

Мотивированное решение составлено 12 августа 2022 года.

Решение29.08.2022