дело № 2а-2581/2017
Мотивированное решение изготовлено 04.12.2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Громовой А.Ю.,
при секретаре Попутниковой В.И.,
с участием административного истца - помощника Ярославского природоохранного прокурора Каримовой Д.П.,
представителя административного ответчика администрации Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района по доверенности Королевой Л.С.,
представителя заинтересованного лица ООО «Озерный край» по доверенности Симоненко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 28 ноября 2017 года административное дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района о признании незаконным разрешений на строительство,
установил:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района о признании незаконными и отмене выданных администрацией Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района разрешений на строительство ООО «Озерный край».
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при организации и проведении берегоукрепительных, дноуглубительных работ и работ по изменению берегов ручья <данные изъяты> в районе <адрес>.
Работы с ДД.ММ.ГГГГ проводятся ООО «<адрес>» на основании разрешений на строительство № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных администрацией Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района. Наименование объекта капитального строительства – «Берегоукрепление р. <данные изъяты> 1 этап (<адрес>)». Также ответчиком на земельные участки с кадастровыми номерами № выданы градостроительные планы от ДД.ММ.ГГГГ На проект строительства берегоукрепления получено положительное заключение государственной экспертизы в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ
В ходе реализации проекта по строительству берегоукрепления осуществляется расширение русла и изменение берегов ручья <данные изъяты>.
Из анализа градостроительных планов № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных на вышеуказанные земельные участки, в перечень основных и вспомогательных видов разрешенного использования не входит строительство берегоукреплений, которое неразрывно связано с воздействием на берег водного объекта. Выдача разрешения на строительство берегоукрепления р. <данные изъяты> на территории земельных участков предполагает, что эти участки непосредственно примыкают к водному объекту и береговой полосе либо относятся к землям водного фонда. Вместе с тем зона водных объектов на данных земельных участках отсутствует, равно как и береговая полоса. Такой вид использования как «каналы, пруды, водоемы» включен в перечень условно разрешенных видов использования земельных участков. Однако, разрешение на условно разрешенный вид использования ООО «Озерный край» не выдавалось.
С учетом того, что р. <данные изъяты> и его береговая полоса отсутствует на территории названных земельных участков, и тем более в районе д. Обухово, до которой планируется обустроить берегоукрепление, фактически под видом берегоукрепления проводятся работы по дноуглублению, расширению и удлинению русла ручья.
В судебном заседании помощник Ярославского природоохранного прокурора Каримова Д.П. исковые требования поддержала в полном объеме, а также письменные пояснения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 191). Дополнительно пояснила, что разрешение на строительство может быть выдано в случае, если градостроительным регламентом зоны, к которой отнесен соответствующий земельный участок, данные объекты строительства предусмотрены в перечне основных либо вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков. Согласно градостроительным планам земельных участков № правилами землепользования и застройки они отнесены к зоне Ж-1 (индивидуальной жилой застройки) и строительство таких объектов, как берегоукрепления, не предусмотрено ни в качестве основных, ни в качестве вспомогательных видов разрешенного использования участков.
Представитель ответчика администрации Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района по доверенности Королева Л.С. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что на выделенных земельных участках ручей <данные изъяты> не протекает, а имеется заболоченная местность, работы по осушению и благоустройству которой проводит ООО «Озерный край». Понятие «берегоукрепление» использовано условно, фактически такие работы не проводятся, т.к. отсутствует на местности водный объект.
Представитель заинтересованного лица ООО «Озерный край» по доверенности Симоненко А.С. в судебном заседании исковые требования прокурора просил оставить без удовлетворения, поддержал письменные пояснения на иск (л.д. 77), пояснив, что разрешение на строительство выдано администрацией поселения законно, новый водный объект ООО «Озерный край» не создан, работы по изменению берегов и дна ручья <данные изъяты> не проводятся.
Представитель заинтересованного лица - Управления Росприроднадзора по Ярославской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил письменный отзыв на иск (л.д. 128).
Представитель заинтересованного лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление эксплуатации Рыбинского и шекснинского водохранилищ» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 184).
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы дела об административном правонарушении №, приходит к выводу об удовлетворении административного иска Ярославского межрайонного природоохранного прокурора.
Из материалов дела следует, что ООО «Озерный край» принадлежат на праве собственности земельные участки:
кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 146 755 кв.м.;
кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, Погорельский сельский округ, д. Овинчища, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 466 712 кв.м.;
кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 466 712 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Озерный край» получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий № по строительству объекта капитального строительства «Берегоукрепление р. <данные изъяты>. I этап (<адрес>) (л.д. 28).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Глебовского сельского поселения утверждены и выданы ООО «Озерный край» градостроительные планы вышеуказанных земельных участков № для размещения объекта капитального строительства (л.д. 16-28).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Глебовского сельского поселения выданы ООО «Озерный край» разрешения на строительство №, наименование объекта капитального строительства: «Берегоукрепление р. <данные изъяты> 1 этап (<адрес>)» (л.д. 10).
Оспаривая выданные разрешения на строительство, Ярославский межрайонный природоохранный прокурор ссылался на те обстоятельства, что выданные разрешения на строительство противоречат градостроительному регламенту зоны застройки. Согласно градостроительному плану земельные участки № отнесены к зоне Ж-1 (индивидуальной жилой застройки) и строительство таких объектов, как берегоукрепления, не предусмотрено ни в качестве основных, ни в качестве вспомогательных видов разрешенного использования участков. В случае, если данный вид использования земельных участков отнесен к условно разрешенным, предварительно должно быть получено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, процедура которого предполагает проведение публичных слушаний.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно частям 1, 2 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
По смыслу приведенных положений градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и об имеющихся в отношении его строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен участок.
Пунктом 1 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Правила землепользования и застройки Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области утверждены решением Муниципального Совета Глебовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно ст. 2 Правил землепользования и застройки разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Пунктом 2 и 3 ч. 1 ст. 9 Правил землепользования и застройки предусмотрено, что собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
В силу изложенного, при выдаче разрешения на строительство орган местного самоуправления должен руководствоваться требованиями градостроительных регламентов, с учетом разрешенного вида использования земельного участка.
Из положительного заключения экспертизы № на объект капитального строительства «Берегоукрепление р. <данные изъяты>. 1 этап (<адрес>)» следует:
«Раздел 3.2.3 Схема планировочной организации земельного участка
Планируемое к строительству берегоукрепительное сооружение расположено на левом и правом берегу реки <данные изъяты> в близи <адрес>.
Укрепление береговой линии на участке осуществляется путем строительства комплекса берегоукрепительных сооружений, с применением габионных конструкций – в соответствии с техническим заданием на проектирование.
На участке … предусматривается укрепление берега матрацами «Рено» толщиной 0,23 м и шириной 12 м в сечении, с формированием откосной части в русле реки…
Общая протяженность защищаемого участка составляет 1633,2м. Для выполнения работ по берегоукреплению выполняется сооружение временной дамбы длиной 77,0 м и шириной в основании 33,65м.»
«Раздел 3.2.5 Конструктивные и объемно-планировочные решения»
Укрепление береговой линии на участке осуществляется путем строительства комплекса берегоукрепительных сооружений, с применением габионных конструкций – в соответствии с техническим заданием на проектирование.».
В пункте 1.42 ГЭСН-2017. ГЭСН 81-02-42-2017. Государственные сметные нормативы. Государственные сметные нормы. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы. Сборник 42. Берегоукрепительные работы (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1038/пр) предусмотрено, что в сборнике 42 "Берегоукрепительные работы" содержатся сметные нормы на выполнение работ по креплению откосов речных гидротехнических сооружений и каналов, креплению откосов морских набережных и берегов, устройству морских оградительных сооружений.
Согласно градостроительных планов земельных участков разрешенным видом использования участков № является Ж1 – зона индивидуальной жилой застройки.
Однако ни основные, ни вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков не предполагают их использование для проведения работ по берегоукреплению.
Условно разрешенные виды использования земельных участков предусматривают возможность их использования под каналы, пруды и водоемы.
В соответствии с государственными сметными нормативами на указанных видах природных объектов производятся работы по берегоукреплению.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что ООО «Озерный край» за получением разрешения на использование земельных участков для условно разрешенного вида использования не обращалось, публичные слушания не проводились.
В силу изложенного, суд приходит к выводу, что администрацией Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района выданы разрешения на строительство ООО «Озерный край» № от ДД.ММ.ГГГГ с нарушением градостроительных норм, без учета градостроительных правил земельных участков и содержащихся в них видов разрешенного использования.
Таким образом, оспариваемые прокурором разрешения на строительство подлежат признанию недействительными и отмене, т.к. проведение работ по берегоукреплению на земельных участках, граничащих с водным объектом р. <данные изъяты>, затрагивает интересы неопределенного круга лиц в части прав на благоприятную окружающую среду.
Суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что работы по строительству капитального объекта «Берегоукрепление р. <данные изъяты>. 1 этап (<адрес>)» относится к строительству вспомогательных сооружений, включенных во вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется для строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Проектная документация зданий вспомогательного использования государственной экспертизе не подлежит.
Изложенная представителем ответчика правовая позиция не согласуется с установленными по делу обстоятельствами, в частности, из проектной документации и положительного заключения экспертизы не усматривается, что ООО «Озерный край» запланировано строительство вспомогательного сооружения, к которым не относятся работы по берегоукреплению.
Однако суд соглашается с доводами ответчика о том, что со стороны административного истца не представлено доказательств проведения ООО «Озерный край» дноуглубительных работ и работ по изменению берегов ручья <данные изъяты> в районе <адрес>. В силу изложенного по данному основанию административный иск Ярославского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ
решил:
Разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные администрацией Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района ООО «Озерный край» признать незаконными и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Ю. Громова