ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2581/18 от 09.10.2018 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2А-2581/18РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

09 октября 2018 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.,

при секретаре Сапач А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ларина Николая Владимировича к Администрации г. Ростова-на-Дону, Прокуратуре Ленинского района г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Департамент транспорта г. Ростова-на-Дону об оспаривании постановлений Администрации г. Ростова-на-Дону,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Ларин Н.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ года после публикации в газете «Ростов официальный», в соответствии с Уставом г. Ростова-на-Дону вступило в законную силу «Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону № 611 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Ростове-на-Дону на ДД.ММ.ГГГГ годы». Данное постановление носит нормативный характер, затрагивающие интересы неустановленного круга лиц, в том числе административного истца, как жителя г. Ростова-на-Дону, а так же: экономические и социальные. Указанное постановление нарушает законные права граждан, в том числе и административного истца, а так же вынесено с нарушением действующего законодательства. Так, оспариваемое постановление числилось на интернет-портале городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года как действующее в нарушении ст. 42 Устава города Ростова-на-Дону. Согласно п. 1 ст. 2 Закона Ростовской области от 29 декабря 2016 года № 940-ЗС «О перечне муниципальных образований, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным», проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным в муниципальном образовании «Город Ростов-на-Дону» в целях, указанных в части 3 статьи 46 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом. Настоящий областной закон устанавливает перечень муниципальных образований, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, предусмотренных соответственно частями 1 и 4 статьи 24-1 областного закона от 28 декабря 2005 года № 436-3C «О местном самоуправлении в Ростовской области», проекты муниципальных нормативных правовых актов городского округа «Город Ростов-на-Дону», а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в перечень, предусмотренный частью 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городского округа «Город Ростов-на-Дону» и является обязательным. В свою очередь областной закон от 28 декабря 2005 года № 436-3C «О местном самоуправлении в Ростовской области» соответствует Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Порядок проведения оценки предусмотрен Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 27 апреля 2015 года № 312 «Об утверждении порядка проведения оценки регулирующего воздействие проектов муниципальных нормативных правовых актов г. Ростова-на-Дону и порядка проведения экспертизы муниципального нормативных правовых актов г. Ростова-на-Дону». Данный порядок соответствует ч. 6 ст. 7 и ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2015 года), статьей 24.1 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 года № 436-3C «О местном самоуправлении в Ростовской области» (ред. от 25.12.2014 года), утверждённой решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.02.2015 года № 807 «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов». Согласно действующему порядку, на официальном интернет-портале (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ производилась поэтапная видеосъемка интернет-портала <данные изъяты>) городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону <данные изъяты> отсутствует информация, предусмотренная в соответствии с постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ и вышеуказанных законодательных актов, а именно: Уведомление о подготовке проекта нормативного правового акта, определение возможных способов решения проблемы и их обсуждение в рамках предварительных публичных консультаций. На официальном портале на странице «Обсуждение проектов» (<данные изъяты> расположена информация заголовок документа: Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Ростове-на-Дону на ДД.ММ.ГГГГ годы, период обсуждения ДД.ММ.ГГГГ года - ДД.ММ.ГГГГ года, срок обсуждения 10 дней, что полностью противоречит Постановлению Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении порядка проведения оценки регулирующего воздействие проектов муниципальных нормативных правовых актов г. Ростова-на-Дону и порядка проведения экспертизы муниципального нормативных правовых актов г. Ростова-на-Дону»: «3.5. Срок проведения публичных консультаций устанавливается разработчиком с учетом степени регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, но не может составлять менее: 45 рабочих дней - для проектов нормативных правовых актов высокой степени регулирующего воздействия; 30 рабочих дней - для проектов нормативных правовых актов средней степени регулирующего воздействия; 15 рабочих дней - для проектов нормативных правовых актов низкой степени регулирующего воздействия.». Проект нормативного правового акта, составление сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия и их обсуждение в рамках публичных консультаций. На официальном портале на странице «Обсуждение проектов» <данные изъяты> расположена информация заголовок документа: Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Ростове-на-Дону на ДД.ММ.ГГГГ годы, в графе «итог обсуждения» числится на одобрении куратором. Также на официальном портале Администрации г. Ростова-на-Дону полностью отсутствует информация, предусмотренная законодательством, а именно на официальном портале отсутствует страница «Оценка регулирующего воздействия» <данные изъяты>), соответственно, отсутствует доступ и открытая информация, предусмотренная Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 27 апреля 2015 года № 312 «Об утверждении порядка проведения оценки регулирующего воздействие проектов муниципальных нормативных правовых актов г. Ростова-на-Дону и порядка проведения экспертизы муниципального нормативных правовых актов г. Ростова-на-Дону»: Заключение об оценке регулирующего воздействия; Плана проведения экспертизы; Уведомление об экспертизе и публичные консультации по нормативному правовому акту; заключение экспертизы. Таким образом, нарушен Закон Ростовской области от 29 декабря 2016 года № 940-ЗС «О перечне муниципальных образований, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным». Административный истец полагает, что обжалуемым Постановлением нарушены законодательные акты, имеющие большую юридическую силу, в том числе Федеральный закон от 17.17.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановление Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также принципы предусмотренные постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года . В результате вступление в законную силу Постановления от ДД.ММ.ГГГГ года из городской маршрутной сети по регулярной перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом с ДД.ММ.ГГГГ года будут отменены отдельные городские регулярные автобусные маршруты, работающие в режиме общественного транспорта - маршрутное такси (МТ), а именно: <данные изъяты>. Согласно Федеральному закону № 220 от 13.07.2015 года (ред. от 29.12.2017 года) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ года) ст. 11 п. 1 муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа. Соответственно, документом основанием является Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 15.02.2017 года № 107 «Об организации регулярных перевозок пассажиров, ручной клади и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городе Ростове-на-Дону» в соответствии со ст. 3.1. установление, изменение, отмена муниципального маршрута регулярных перевозок осуществляются Департаментом при наличии одного из следующих оснований: по результатам обследования пассажиропотока; в связи с изменением корреспонденции поездок населения города; при проведении мероприятия по оптимизации маршрутной сети; по обращению об установлении или изменении муниципального маршрута регулярных перевозок юридического лица или индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять или осуществляющих перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок; по обращению граждан об установлении или изменении муниципального маршрута регулярных перевозок; по результатам обследования улично-дорожной сети и/или объектов транспортной инфраструктуры, расположенных по муниципальному маршруту регулярных перевозок.». Административный истец полагает, что для отмены регулярного муниципального маршрута может служить п. 4 ст. 3.1, т.е. отказ отдельного хозяйствующего субъекта (юридического лица, индивидуального предпринимателя, задействованных и осуществляющих регулярные пассажирские перевозки на муниципальных маршрутах), основанная на экономической рентабельности при осуществлении хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия. Однако открытая информация в сети Интернет, в т.ч. и на сайтах Администрации г. Ростова-на-Дону и Департамента транспорта г. Ростов-на-Дону о данных обращениях с стороны транспортных компаний - отсутствует, что даёт полагать о полном отсутствии таких обращений со стороны предприятий перевозчиков, обслуживающих в настоящее время вышеуказанные маршруты. Отмена вышеуказанных маршрутов должна состояться ДД.ММ.ГГГГ, как указано в постановлении . В соответствии с Постановлением «3.5. Департамент обязан уведомить об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу» сведения об уведомлениях перевозчиков отсутствуют в открытом доступе (в т.ч. на интернет-портале <данные изъяты>), даёт основания полагать о их фактическом отсутствии. «3.6. Правовой акт Департамента о принятии решения об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней со дня уведомления о принятом решении юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, и должен содержать основание для принятия решения в соответствии с пунктом 3.1 Положения» - отсутствие правового акта Департамента в открытом доступе (в т.ч. на интернет-портале www.rostov-gorod.ru), даёт основания полагать о нарушении процедуры отмены маршрута. Согласно Постановлению : «3.2. Установление, изменение, отмена муниципального маршрута регулярных перевозок осуществляется на основании правового акта Департамента.». Однако такой правовой акт Департамента отсутствует, что делает ничтожным документ планирования согласно Постановления в части отмены вышеуказанных маршрутов. В соответствии с постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года «Об установлении тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте городского сообщения» с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ года. 3. Установить тарифы на регулярные перевозки 1 пассажира в г. Ростове-на-Дону: - автобусами с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок за 1 поездку в размере - 24,00 рублей. В соответствии с постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону «маршрутное такси» классифицировано как общественный транспорт. Таким образом, регулярные перевозки в режиме «маршрутного такси» нужно квалифицировать, как перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Однако постановление не предусматривает услугу, предусмотренную ФЗ № 220 ст. 3 п. 18 регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки. осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком. Согласно Постановлению отменяемые с ДД.ММ.ГГГГ года отдельные городские регулярные автобусные маршруты, работающие в режиме общественного транспорта - маршрутное такси (МТ), будут заменены на регулярные автобусные маршруты, работающие в режиме общественного транспорта - автобусы большой и средней вместимости. Однако предоставление услуги по перевозке пассажиров, ручной клади и багажа автомобильным транспортом в режиме общественного транспорта - маршрутное такси и автобусы большой, средней вместимости, принципиально отличаются по качеству предоставляемой услуги и ее востребованностью. Административный истец полагает, что единоличное решение Администрации г. Ростова-на-Дону, согласно Постановлению лишает его, а также неопределённый круг лиц из жителей г. Ростова-на-Дону право выбора, т.е. умоляет их права предусмотренные: ст. 16. закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 (ред. 18.04.2018 года) «О защите прав потребителей», а также п. 1 ст. 421 ГК РФ, т.е. навязывает услугу пользованием автобусами большой, средней вместимости. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд признать недействующим Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Ростове-на-Дону на ДД.ММ.ГГГГ годы», как не соответствующее действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу. Таким образом, единоличное решение Администрации г. Ростова-на-Дону, согласно Постановлению № 611 лишает истца, а также неопределённый круг лиц из жителей г. Ростова-на-Дону право выбора, т.е. умоляет их права предусмотренные: ст. 16. закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ года (ред. 18.04.2018 года) «О защите прав потребителей», а также п. 1 ст. 421 ГК РФ, т.е. навязывает услугу пользованием автобусами большой, средней вместимости. На основании изложенного, административный истец просит суд признать недействующим Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Ростове-на-Дону на ДД.ММ.ГГГГ годы», как не соответствующее действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В ходе рассмотрения дела административным истцом были уточнены исковые требования, согласно которым просит суд признать недействующими Постановление Администрации города Ростова-на-Дону о внесении изменений в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Ростове-на-Дону на ДД.ММ.ГГГГ годы, как не соответствующее действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу в части; Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Ростове-на-Дону на ДД.ММ.ГГГГ годы», как не соответствующее действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В судебное заседание явился административный истец Ларин Н.В., административные исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону Тищенко О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать, по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Департамента транспорта г. Ростова-на-Дону Гусаков Ю.Ю., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание явился, административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

В судебное заседание явилась помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалева А.А., полагала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Заслушав доводы и пояснения административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, мнение прокурора, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из приведенного выше положения действующего процессуального закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.

Пунктом 9 статьи226 КАС РФпредусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного делаобоспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересыадминистративногоистца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующееадминистративноеисковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемогодействия(бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия(бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 11 указанной нормы закона закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемыедействия(бездействие).

Частью 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказыватьнезаконностьоспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересыадминистративногоистца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которыеадминистративныйистец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в целях формирования муниципальной нормативно-правовой базы, необходимой для реализации положений, установленных Федеральным законом от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону был подготовлен проект постановления Администрации города Ростова-на-Дону «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Ростове-на-Дону на ДД.ММ.ГГГГ годы», которым определены мероприятия, направленные на развитие регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом общего пользования в границах муниципального образования «Город Ростова-на-Дону».

В соответствии с подп. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 3 федерального закона № 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

Согласно ч. 4 статьи 2 федерального закона № 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.

Порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Ростове-на-Дону утвержден постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года .

Согласно части 1 ст. 48 Устава города Ростова-на-Дону глава Администрации города издает в пределах своей компетенции постановления и распоряжения Администрации города, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования государственными и муниципальными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и населением.

Частью 2 ст. 48 Устава города Ростова-на-Дону правовые акты главы Администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами, издаются в форме Постановлений Администрации города.

В соответствии с п. 1.2 постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 19.02.2016 года № 150 «Об утверждении Порядка подготовки правовых актов Администрации города Ростова-на-Дону» постановления Администрации города Ростова-на-Дону издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Постановления Администрации города Ростова-на-Дону могут быть нормативными (если его положениями устанавливаются правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений) и ненормативными.

В соответствии с п. 3 Порядка подготовки документа планирования Документ планирования регулярных перевозок разрабатывается Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону и утверждается нормативным правовым актом Администрации города Ростова-на-Дону на срок не менее чем пять лет.

Административный истец указывает, что имело место нарушение процедуры принятия документа планирования, выразившееся в не проведении оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта.

Согласно ч. 3 ст. 46 федерального закона № 131-ФЗ проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением: проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, заменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы; проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

Ч. 5 ст. 46 федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.

Частью 1 ст. 24.1 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 года № 436-3C «О местном самоуправлении в Ростовской области» предусмотрены положения, аналогичные ч. 3 ст. 46 федерального закона № 131-ФЗ.

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.02.2015 года № 807 «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов» Администрация города Ростова-на-Дону наделена полномочиями по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности и утверждению порядка проведения такой оценки.

Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 27.04.2015 года № 312 утвержден Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов города Ростова-на-Дону.

Таким образом, оценка регулирующего воздействия проводится только в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Документ планирования не относится к такой категории нормативных правовых актов.

Из содержания данного документа видно, что он не предусматривает новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, не создает избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, не содержит положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов, а лишь содержит сведения о планируемых мероприятиях в сфере организации перевозок граждан автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно части 4 статьи 48 Устава города Ростова-на-Дону правовые акты главы Администрации города нормативного характера вступают в силу со дня их официального опубликования в газете «Ростов официальный», ненормативные правовые акты - со дня их подписания, если иное не указано в самих правовых актах.

Оспариваемое постановление было опубликовано в газете «Ростов официальный» от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается административным истцом в исковом заявлении.

П. 2 оспариваемого постановления предусмотрено вступление его в силу со дня его официального опубликования.

В постановлении Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года городская маршрутная сеть общественного транспорта представлена в соответствии с результатами научно-исследовательских работ по разработке схемы маршрутной сети общественного транспорта города Ростова-на-Дону, выполненными Донским государственным техническим университетом на основании муниципального контракта с Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года .

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», руководствуясь постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 19.02.2016 года № 150 «Об утверждении порядка подготовки правовых актов Администрации города Ростова-на-Дону», проведена независимая антикоррупционная экспертиза проекта.

Проект был размещен на официальном Интернет-портале Ростовской-на-Дону городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года. Срок обсуждения проекта составлял 10 дней, срок окончания проведения независимой антикоррупционной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ года. Указанные обстоятельства подтверждаются административным истцом распечатками страниц официального сайта Администрации города Ростова-на-Дону.

Заключений независимых экспертов к проекту на официальный Интернет-портал, а также инициатору проекта не поступало.

Таким образом, постановление Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Ростове-на-Дону на ДД.ММ.ГГГГ годы» принято с соблюдением требований действующего законодательства РФ.

Частью 1 статьи 208 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В обоснование административного иска ФИО1 указывает, что оспариваемый нормативный акт нарушает его права, свободы и законные интересы как жителя г. Ростова-на-Дону, умаляет его личные права как пассажира при пользовании общественным транспортом.

Между тем, административным истцом не указано на применение в отношении него оспариваемого правового акта, доказательств такого применения материалы дела не содержат.

Субъектом отношений, которые регулирует оспариваемый правовой акт, административный истец также не является ввиду следующего.

Оспариваемый правовой акт, в соответствии с пп 27 п. 1 ст. 3 Федеральным законом от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - нормативный правовой акт исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции уполномоченных органов местного самоуправления. Как видно из содержания оспариваемого правового акта, он определяет планируемые установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов, сроки этих действий, а также связанные с этим сроки проведения конкурсов среди перевозчиков.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 220-ФЗ, п. 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозчиками могут являться юридические лица либо индивидуальные предприниматели. Таким образом, оспариваемый правовой акт не устанавливает каких-либо прав и обязанностей в отношении пассажиров, пассажиры не являются субъектами регулируемых им отношений.

Юридическим же лицом либо индивидуальным предпринимателем административный истец не является, на это не ссылается и соответствующих доказательств не представил.

В нарушение указанной нормы, а также пункта 4 части 2 статьи 209 КАС РФ административным истцом не указаны сведения о том, что ФИО1 является субъектом регулируемых оспариваемым правовым актом отношений.

Более того, сам административный истец, обосновывает незаконность оспариваемого нормативного акта тем, что он «не позволяет перевозчикам заблаговременно подготовиться к участию в открытом конкурсе».

Кроме того, в нарушение п. 5 ч. 2 ст. 209 КАС РФ административный истец не указал, какие именно его «права как пассажира при пользовании общественным транспортом» нарушены оспариваемым правовым актом.

Довод административного истца о несоответствии оспариваемого правового акта Закону № 220-ФЗ в связи с установлением сроков проведения конкурсных процедур в отношении перевозок пассажиров трамваями и троллейбусами не основан на законе.

Частью 9 статьи 39 Закона № 220-ФЗ установлено, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования указанного закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования указанного закона.

Осуществление перевозок пассажиров трамваями и троллейбусами осуществляется в буквальном соответствии с данной нормой. На момент вступления в силу Закона № 220-ФЗ порядок осуществления перевозок пассажиров трамваями и троллейбусами был определен договорами, заключенными с соответствующими предприятиями-перевозчиками. Данные договоры были заключены в соответствии с действовавшим на тот момент порядком организации перевозок. Сроки проведения конкурсных процедур в отношении перевозок установлены документом планирования в пределах сроков, определенных ч. 9 ст. Закона № 220-ФЗ.

Также суд считает несостоятельным довод административного истца о несоответствии оспариваемого правового акта Закону № 220-ФЗ в связи с, якобы, отсутствием в нем иных мероприятий (связанных с изменением технико-эксплуатационных условий), о которых Департамент транспорта города Ростова-на-Дону обязан уведомлять перевозчиков не менее чем за 180 дней.

Указанный срок в 180 дней установлен как 220-ФЗ (ч. 3 ст. 12, ч. 2 ст. 18), так и муниципальными правовыми актами (п. 2.7 Порядка подготовки документа планирования, утв. Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 19.04.2017 года № 318) лишь в случаях принятия решений об: изменении или отмене маршрута; изменения вида регулярных перевозок.

В отношении изменения технико-эксплуатационных условий 180-тидневный срок нормативными правовыми актами, административный истец таких актов не указывает.

Административным истцом не указано, на основании какого нормативно-правового акта он относит характеристики транспортного средства к технико-эксплуатационным условиям.

Довод административного истца о не указании в графе раздела III документа планирования планируемых дат проведения конкурсов также не основан на законе.

Так, в соответствии с ч.ч. 1, 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ, осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления либо иным муниципальным заказчиком муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Закон № 44-ФЗ).

Наряду с маршрутами регулярных перевозок по регулируемым тарифам уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (п. 1 ст. 17 Закона № 220-ФЗ). В этом случае конкурс проводится в порядке, установленном нормами Закона № 220-ФЗ (в частности, ст. 21 «Открытый конкурс»).

В полном соответствии с данными положениями Закона № 220-ФЗ в разделе III документа планирования предусмотрены: графы 3 и 4 («Дата начала процедуры заключения муниципального контракта в соответствии с 44-ФЗ от 05.04.2013» и «Дата начала действия муниципального контракта») - в отношении регулярных перевозок по регулируемым тарифам; графы 5 и 6 («Дата начала проведения открытого конкурса в соответствии с 220-ФЗ от 13.07.2015» и «Дата начала действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу»).

Поскольку организация перевозок по нерегулируемым тарифам на момент утверждения Постановления не планировалось, в графах 5 и 6 даты не указаны.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласност. 176КАСРФрешение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативно-правые акты соответствуют положениям действующего законодательства.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, в случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

ФИО2 стороной данное требование закона не выполнено. Административным истцом не представлено относимых и допустимых доказательств нарушения их прав, свобод и законных интересов оспариваемыми Постановлениями Администрации города Ростова-на-Дону о внесении изменений в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Ростове-на-Дону на ДД.ММ.ГГГГ годы, «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Ростове-на-Дону на ДД.ММ.ГГГГ годы».

Учитывая установленные судом фактические обстоятельства настоящего административного дела, а именно: соответствие Постановлений Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ года, требованиям закона, отсутствие нарушения прав и законных интересов ФИО1 оспариваемым Постановлениями, суд приходит к однозначному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного искового заявления ФИО1 в данном случае не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации г. Ростова-на-Дону, Прокуратуре Ленинского района г. Ростова-на-Дону об оспаривании постановлений Администрации г. Ростова-на-Дону – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2018 года.

Cудья Л.В. Захаренко