Дело №2а-2583/2019 28 октября 2019 года
в г.Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием представителя административного истца – помощника Тосненского городского прокурора Николаева Р.И.,
представителя административного ответчика ФИО1,
при помощнике судьи Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тосненского городского прокурора к администрации Никольского городского поселения об обязании принять меры к постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимости, установить зоны охраны объекта культурного наследия; по административному иску главы администрации Никольского городского поселения к Тосненской городской прокуратуре о признании недействительным представления;
установил:
Тосненский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области об обязании принять меры по постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи Братского захоронения советских воинов, погибших в 1941-1944 гг., расположенного по адресу: <...> уч.1 п; установить зону охраны объекта культурного наследия и зону охраняемого ландшафта вблизи объекта культурного наследия.
В обоснование административного иска указал, что Тосненской городской прокуратурой по результатам надзорных мероприятий в деятельности администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области выявлены нарушения законодательства об объектах культурного наследия, в части сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. Установлено, что на территории МО Никольское городское поселение Тосненского района Ленинградской области находится воинское захоронение, являющееся объектом культурного наследия: Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 гг., расположенное по адресу: <...> уч.1 п. Для указанного воинского захоронения не установлены и не разработаны зона охраны объекта культурного наследия и зона охраняемого ландшафта вблизи объектов культурного наследия воинских захоронений. Сведения о зарегистрированных в отношении воинских захоронений правах отсутствуют.
В соответствии со статьёй 6 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (далее – Закон N 4292-1) в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Статьёй 11 этого закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 установлен порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок). Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органов местного самоуправления городских и сельских поселений в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этих муниципальных образований. В силу п.13 ч.1 ст.14, п.9 ч.2 ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
В нарушение указанных требований законодательства администрацией поселения не принимаются меры к обеспечению надлежащего содержания расположенных на территории муниципального образования воинских захоронений, в том числе, по постановке указанного объекта культурного наследия в силу его бесхозяйности на учёт, с целью определения собственника; разработки зон охраны объектов культурного наследия и зон охраняемого ландшафта вблизи объектов культурного наследия. 15.06.2019 за N 7-55-2019 в адрес администрации поселения было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
22.07.2019 от главы администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области поступил ответ на представление, согласно которому представление прокуратуры рассмотрено 17.07.2019 и отклонено, то есть меры, направленные на устранение нарушений законодательства в установленный законом срок, приняты не были, законные требования прокурора не исполнены.
Непринятие указанных выше мер создает возможность утраты вышеназванного объекта культурного наследия, нарушает права граждан на обеспечение сохранности объектов культурного наследия, предусмотренные п.1 ст.7 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Закон N 73-ФЗ); имеются основания для обращения с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц от имени прокурора (л.д.31-34).
В одно производство с административным делом по вышеуказанному административному иску было объединено административное дело по административному иску главы администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области к Тосненской городской прокуратуре Ленинградской области о признании недействительным представления от 15.06.2019 №07-55-2019 «Об устранении нарушений федерального законодательства».
В обоснование административного иска глава администрации поселения указал, что указанные в представлении нарушения отсутствуют. В соответствии с приказом комитета по культуре Ленинградской области от 27 февраля 2019 г. N 01-03/19-106 «Об установлении границ территории и предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 гг.» по адресу: <...> уч.1 п» братское захоронение является объектом культурного наследия регионального значения. Установлены перечни координат поворотных точек границ территории объекта культурного наследия, предмет охраны, режим использования. Отделу по осуществлению полномочий Ленинградской области в сфере объектов культурного наследия департамента государственной охраны поручено направить копию приказа в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации прав. Таким образом, комитет по культуре своим приказом обязывает подконтрольное структурное подразделение осуществить постановку объекта на кадастровый учёт и зарегистрировать право собственности на указанный объект.
В соответствии с п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в соответствующих Приложениях к данному Постановлению, передаются в государственную собственность краёв, областей и республик в составе Российской Федерации, а до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности. Таким образом, если указанный прокурором объект является памятником истории и культуры регионального значения, он должен быть передан в государственную собственность Ленинградской области, а до такой передачи является федеральной собственностью. Не оформление соответствующими государственными органами и должностными лицами соответствующих прав не может свидетельствовать о выбытии соответствующих объектов из государственной собственности и служить основанием для их признания бесхозяйными.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом не регулируются. Законом Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" не предусмотрена возможность признания воинских захоронений – могил бесхозяйными и передачи их в чью-либо собственность.
В силу п.31 Инструкции о порядке учёта, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры (приложение к Приказу Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203) мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, не переданных в пользование предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам и не находящиеся в их собственности (в том числе памятников, которые не могут быть использованы в практических целях), проводятся за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами.
Обязанности по осуществлению контроля за состоянием объектов культурного наследия и принятию мер к их сохранению возложены на соответствующие государственные органы охраны объектов культурного наследия (главы 6, 7 Федерального закона N 73-ФЗ) и лишь в отношении объектов культурного наследия местного значения – на соответствующие органы местного самоуправления (ст.9.3 Федерального закона N 73-ФЗ).
Братское захоронение по адресу: <...> уч.1 п, не является объектом культурного наследия местного значения.
Кроме того, прокурором в своём представлении необоснованно указано, что указанный им объект является недвижимой вещью по смыслу гражданского законодательства (статьи 225 и 130 ГК Российской Федерации). Обязанность органов местного самоуправления по содержанию воинских захоронений не ставится Законом в зависимость от их нахождения в чьей-либо собственности и соответственно от того, поставлены ли они на учёт в качестве бесхозяйных недвижимых вещей. Постановка воинских захоронений на учёт в качестве бесхозяйных недвижимых вещей сама по себе не может обеспечить надлежащий уход и содержание воинских захоронений.
Представление прокурора должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона (л.д.3-9).
В судебном заседании представитель административного истца Николаев Р.И. поддержал административный иск прокурора, административный иск главы администрации Никольского городского поселения не признал, пояснил, что Тосненской городской прокуратурой в ходе надзорных мероприятий установлено, что объект культурного наследия в городе Никольское является бесхозяйной вещью, что подтверждается ответами из соответствующих органов о том, что данный объект культурного наследия не находится ни в государственной, ни в региональной, ни в муниципальной собственности. Также представлен ответ из Тосненского отдела Управления Росреестра о том, что в ЕГРН данный объект не зарегистрирован, что подтверждает его бесхозяйность. В ходе проверки выявлено, что не установлена зона охраняемого ландшафта и зона охраны объекта культурного наследия, что входит в обязанности органа местного самоуправления на основании ст.11 Закона «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества». Считает, что администрацией Никольского городского поселения неправильно истолкован приказ комитета по культуре Ленинградской области о направлении документов в регистрационный орган. По мнению административного ответчика, объект культурного наследия должны поставить на кадастровый учет. Вместе с тем документы были направлены только для того, чтобы учесть этот объект, как объект культурного наследия регионального значения. При этом вопрос о регистрации права собственности в данном приказе комитета не ставился.
В судебном заседании представитель администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области и представитель главы данной администрации ФИО1 административный иск Тосненского городского прокурора не признала, поддержала административный иск главы администрации, пояснила, что в соответствии с Законом о прокуратуре представление должно содержать четкие требования прокурора. Если обратиться к представлению, то в нём просят в определенный срок привести всё в соответствии с законодательством и приводится перечень законодательства. В оспариваемом представлении нет четких требований. Полагает, что оно не отвечает даже по своей форме требованиям действующего законодательства. Неоднократно суды различных инстанций указывали, что прокурор не может требовать от руководителя органа местного самоуправления рассмотрения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности. В прокуратуру был дан ответ о том, что администрация отклоняет данное представление, потому что прокурор заблуждается. В статье 6 Закона 4292-1 от 14.01.1993 говорится о том, что органы местного самоуправления должны действовать в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Спустя 15 лет после принятия Закона 4292-1 был принят Закон 73-ФЗ, в статье 9.2 которого говорится, что установление зон охраны объектов культурного наследия относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Захоронение имеет статус регионального значения, а не местного. Уборка памятника производится силами администрации, школьников, ветеранских организаций. Никаких замечаний, нареканий по ненадлежащему содержанию и виду этого памятника не было. В настоящее время у администрации нет ни прав, ни обязанностей в отношении этого памятника.
В соответствии с п.3 ст.34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия – органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 4 областного закона Ленинградской области от 25 декабря 2015 г. N 140-оз "О государственной охране, сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ленинградской области" (в ред. от 26.07.2019) к полномочиям отраслевого органа исполнительной власти Ленинградской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - уполномоченный орган) относятся:
государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
установление требований к сохранению объектов культурного наследия регионального значения.
Согласно статье 10 этого Закона решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе границ объединенной зоны охраны таких объектов культурного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются уполномоченным органом на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия при наличии заключения историко-культурной экспертизы.
Уполномоченным органом является Департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области.
В пп.4 п.1 ст.9.2 Закона 73-ФЗ указано, что порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, границах данных зон устанавливается постановлением Правительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, пунктом 4 которого определено, что состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия. 5. Решение о разработке проекта зоны охраны объектов культурного наследия принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении объектов культурного наследия федерального значения, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенных в Список всемирного наследия, – Министерством культуры Российской Федерации. 7. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Существует связь Закона 73-ФЗ, Постановления Правительства и Закона Ленинградской области, которые, по сути, повторяют одно и то же, все действия по охране указанного объекта относят к полномочиям органов государственной власти субъекта, так как данный памятник является объектом культурного наследия регионального значения. Приказами комитета по культуре Ленинградской области от 25.05.2016 утверждены административные регламенты. В частности, Административный регламент "Согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия", который распространяет свое действие на объекты культурного значения регионального значения. По данному регламенту орган местного самоуправления может быть заявителем только относительно памятника культурного наследия местного значения.
Исходя из вышеизложенного, установление зон охраны объектов культурного наследия на территории Ленинградской области (утверждение границ зон охраны объекта культурного наследия, режима использования земель и градостроительного регламента в границах данных зон) не находится в компетенции администрации Никольского городского поселения как органа местного самоуправления, в связи с чем предъявленное к данному лицу требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия не подлежит удовлетворению.
Ни один из этих законов не регулирует признание объектов культурного наследия бесхозяйным имуществом. В ответе комитета по культуре сказано, что данный памятник – это памятник истории. Соответственно, если это памятник истории, то на него распространяется 73 Закон, а в 73 Федеральном законе не говорится ни одного слова о необходимости признания бесхозяйным имуществом памятника истории регионального значения, находящегося на какой-либо территории. Бесхозяйным имуществом признаются здания, сооружения, теплотрассы, которые ни за кем не закреплены и находятся на территории муниципального образования. Письмо Минэкономразвития как раз и говорит о таких объектах, а не об объектах культурного наследия регионального значения. Всё, что связано с объектами культурного наследия регионального значения, установлено специальными законами.
В соответствии с п.5 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ зоны охраны объекта культурного наследия должны быть установлены в срок не более чем два года со дня включения в реестр такого объекта культурного наследия, применительно к которому в соответствии со статьей 34.1 настоящего Федерального закона устанавливается защитная зона. Исходя из времени издания комитетом по культуре Ленинградской области приказа от 27.02.2019 №01-03/19-106, которым данный объект только в феврале этого года включен в реестр объектов культурного наследия, срок для установления зоны охраны братского захоронения истечёт в феврале 2021 года, следовательно, требование об установлении зоны охраны в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу не соответствует нормам законодательства.
Требования прокурора об установлении зоны охраны и зоны охраняемого ландшафта, основанные на ч.1 ст.6 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", являются несостоятельными, поскольку в соответствии с вышеприведенным законодательством разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и установление таких зон входит в полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации; братское захоронение в г.Никольское является объектом культурного наследия регионального значения (л.д.107-111).
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица комитет по культуре Ленинградской области извещен о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д.84, 117, 126), представил отзыв на административное исковое заявление и объяснение в письменной форме, в которых указал, что решением Леноблисполкома от 16.05.1988 №189 Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-1944 гг., расположенное по адресу: <...> уч.1 п, поставлено на государственную охрану. В силу положений ст.64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" это братское захоронение является объектом культурного наследия регионального значения. Приказом комитета от 27.02.2019 №01-03/19-106 установлены границы территории и предмет охраны Памятника. Вид предмета охраны – мемориальное значение объекта. Статьей 47.3 названного Федерального закона установлены требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия. Эти требования распространяются на лиц, перечисленных в пункте 11 статьи 47.6 этого Закона: если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В силу п.6 ст.11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия наделены полномочиями по принятию мер, направленных на соблюдение собственниками и пользователями объектов культурного наследия обязанностей, предусмотренных указанным федеральным законом. Согласно подп.5 п.2 ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия. Реализация вышеуказанных положений на сегодняшний день комитетом не представляется возможной в связи с отсутствием информации о собственнике объекта (л.д.121-122).
Согласно ст.5 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (в редакции от 19.07.2018) воинские захоронения подлежат государственному учёту. На территории Российской Федерации их учёт ведётся органами местного самоуправления. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления. Статьёй 6 этого Закона установлено, что сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления. В силу статьи 2 данного Закона одной из основных форм увековечения памяти погибших при защите Отечества является сохранение и благоустройство воинских захоронений. Согласно п.1 ст.3 того же Закона объекты культурного наследия отдельные захоронения относятся к виду памятники (л.д.125-126).
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области извещен о времени и месте судебного разбирательства, не направил в суд своего представителя (л.д.112-113, 118).
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, огласив отзыв и объяснение заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
В силу п.1 ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (л.д.126-129).
В силу статьи 4 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Статьей 48 этого же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п.1).
В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п.п.3, 4 ст.9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Согласно п.1 ст.34 этого же Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Согласно абз.2 п.3 этой же статьи решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия – органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 4 областного закона Ленинградской области от 25 декабря 2015 г. N 140-оз "О государственной охране, сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ленинградской области" (далее – областной закон от 25 декабря 2015 г. N 140-оз) к полномочиям отраслевого органа исполнительной власти Ленинградской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - уполномоченный орган) относятся:
государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
установление требований к сохранению объектов культурного наследия регионального значения.
Согласно статье 10 этого же Закона решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе границ объединенной зоны охраны таких объектов культурного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются уполномоченным органом на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия при наличии заключения историко-культурной экспертизы.
Пунктом 4 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ установлено, что порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Положение).
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения.
Согласно п. 15 Положения на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.
17. Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты вступления в силу решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия копию указанного решения в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным решением, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Судом установлено, что на территории муниципального образования Никольское городское поселение Тосненского района Ленинградской области по адресу: <...> уч.1 п расположено Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-1944 гг., принятое на государственную охрану решением Леноблисполкома от 16.05.1988 №189 (л.д.97-100). Братское захоронение имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
27 февраля 2019 года комитетом по культуре Ленинградской области издан приказ N 01-03/19-106 «Об установлении границ территории и предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 гг.» по адресу: <...> уч.1 п», которым установлены границы территории данного объекта культурного наследия с указанием перечня координат поворотных (характерных) точек; режим использовании территории объекта и предмет охраны. Отделу по осуществлению полномочий Ленинградской области в сфере объектов культурного наследия департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области предписано обеспечить внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; направление копии настоящего приказа в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный законодательством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (л.д.18-23, 40-45, 101-106).
Территория вышеуказанного братского захоронения представляет собой прямоугольник размерами 43,3 м на 20,3 м, центральным элементом является обелиск из гранита на гранитном постаменте, на территории размещено 25 мемориальных досок с фамилиями павших воинов.
Тосненским городским прокурором советником юстиции Григоряном Д.К. в адрес главы администрации Никольского городского поселения ФИО2 внесено представление от 15.06.2019 N 07-55-2019 «Об устранении нарушений федерального законодательства», в котором указано, что для Братского захоронения советских воинов, погибших в 1941-1944 гг., расположенного по адресу: <...> уч.1 п, не установлены и не разработаны зона охраны объекта культурного наследия и зона охраняемого ландшафта вблизи объектов культурного наследия воинских захоронений; сведения о зарегистрированных в отношении воинских захоронений правах отсутствуют. Далее в представлении приведены нормы законодательства (те же самые, что и в административном исковом заявлении) и делается вывод, что администрацией Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области не принимаются меры к обеспечению надлежащего содержания расположенных на территории муниципального образования воинских захоронений, в том числе в части принятия бесхозяйных объектов на учёт и разработки зон охраны объектов культурного наследия и зон охраняемого ландшафта вблизи объектов культурного наследия.
Прокурор потребовал: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя Тосненской городской прокуратуры (о дате и времени рассмотрения представления заблаговременно уведомить его); принять меры к устранению указанных в представлении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, в установленный законом месячный срок; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации, ответственных за изложенные в представлении нарушения; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Тосненскую городскую прокуратуру в установленных законом месячный срок в письменной форме с предоставлением ответа, протокола рассмотрения, приказов о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности (л.д.11-13).
На совещании при главе администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, на котором присутствовали должностные лица администрации, 17 июля 2019 г. представление было рассмотрено, признано необоснованным и отклонено (л.д.15-17, 37-39).
В адрес Тосненского городского прокурора было направлено сообщение от 17.07.2019 №178/01-05-05.01 о результатах рассмотрения представления с приложением протокола совещания при главе администрации N 16 от 17.07.2019, копия приказа комитета по культуре Ленинградской области от 27 февраля 2019 г. N 01-03/19-106 «Об установлении границ территории и предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 гг.» по адресу: <...> уч.1 п» (л.д.14, 36).
По сведениям Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом вышеуказанное братское захоронение в реестре государственного имущества Ленинградской области не учтено (сообщение от 16.08.2019 – л.д.55). Не учтено оно и в реестре федерального имущества, ведение которого МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области осуществляет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учёта федерального имущества» (л.д.56). В Едином государственном реестре недвижимости права на данный объект не зарегистрированы (сообщение Тосненского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области от 21.10.2019 – л.д.129). Комитет по культуре Ленинградской области также не располагает сведения о собственнике данного братского захоронения (сообщение от 07.10.2019 – л.д.120).
Указание в административном исковом заявлении о том, что комитет по культуре своим приказом обязывает подконтрольное структурное подразделение осуществить постановку объекта на кадастровый учёт и зарегистрировать право государственной собственности на братское захоронение в г.Никольское, не соответствует тексту приказа от 27 февраля 2019 года N 01-03/19-106. В орган регистрации прав направляется копия этого приказа, тогда как для постановки объекта на кадастровый учёт необходимо соответствующее заявление, межевой план.
Таким образом, Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 гг., по адресу: <...> уч.1 п, не находится ни в собственности Ленинградской области, ни в собственности Российской Федерации, ни в муниципальной собственности, то есть фактически данный памятник в соответствии со ст.225 ГК Российской Федерации является бесхозяйной недвижимой вещью.
В статье 9.3 Закона N 73-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к которым отнесены:
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;
государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Данные полномочия как вопросы местного значения также закреплены за органами местного самоуправления городского поселения пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно статье 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Вышеуказанными нормами закона определены полномочия органов местного самоуправления, в число которых также входит разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.
В соответствии со статьёй 6 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Данная норма закона является нормой не прямого действия, что следует из неё самой: охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта устанавливаются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Данный порядок определен нормами статьи 34 Закона N 73-ФЗ, статьи 10 областного закона Ленинградской области от 25 декабря 2015 г. N 140-оз, Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972.
Из статьи 10 областного закона от 25 декабря 2015 г. N 140-оз следует, что решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения утверждаются отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, которым является комитет по культуре Ленинградской области. Следовательно, на администрацию Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области судом не может быть возложена обязанность установить зону охраны объекта культурного наследия – братского захоронения в г.Никольское и зону охраняемого ландшафта вблизи объекта культурного наследия. Статья 6 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" администрацией Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области реализуется в соответствии с пунктом 17 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации путем размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия. Для этого необходимо соответствующее решение комитета по культуре Ленинградской области, которое до настоящего времени не принято.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что установлению зон охраны объекта культурного наследия предшествует разработка проекта зон охраны объекта культурного наследия, которая осуществляется физическими или юридическими лицами (п.3 Положения). Согласно пункту 7 Положения разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Рассмотрев выше компетенцию органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, суд не может согласиться с представлением Тосненского городского прокурора о том, что в нарушение требований законодательства администрацией Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области не принимаются меры к разработке зон охраны объектов культурного наследия и зон охраняемого ландшафта вблизи объектов культурного наследия; а также в части его требований: принять меры к устранению нарушений закона (то есть принять меры к разработке зон охраны объектов культурного наследия и зон охраняемого ландшафта вблизи объектов культурного наследия). В настоящее время братское захоронение в г.Никольское не находится в собственности муниципального образования Никольское городское поселение Тосненского района Ленинградской области и не относится к памятникам истории местного значения, поэтому у неё нет обязанности организовать разработку проекта зон охраны объектов культурного наследия. Данная обязанность имеется у комитета по культуре Ленинградской области, поскольку данный памятник имеет региональное значение.
Частью 2 статьи 227 КАС Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с положениями статьи 225 ГК Российской Федерации целями постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и установленный годичный срок состояния на таком учёте являются выявление правообладателей и притязаний заинтересованных лиц на такое имущество.
Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 гг., расположенное по адресу: <...> уч.1п, находится на территории муниципального образования Никольское городское поселение Тосненского района Ленинградской области, следовательно, обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, лежит на администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области. Поскольку иные государственные органы не наделены правом обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия; то отнесение его к категории регионального значения не имеет правового значения.
Братское захоронение в г.Никольское является недвижимым имуществом, поэтому к нему применимы положения статьи 225 ГК Российской Федерации. Поэтому возражения административного ответчика, заключающиеся в том, что вопрос о признании бесхозяйным имуществом памятника истории не урегулирован специальными законами об объектах культурного наследия, признаются судом несостоятельными.
Суд пришёл к выводу о том, что этой части администрацией Никольского городского поселения проявлено незаконное бездействие, представление Тосненского городского прокурора является законным и подлежит исполнению, поэтому возлагает на данный орган местного самоуправления обязанность обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия.
При определении срока исполнения решения суда суд учитывает необходимость проведения кадастровых работ, составления межевого плана, конкурсных процедур.
Как указано выше, непринятие администрацией Никольского городского поселения мер к разработке зон охраны объектов культурного наследия и зон охраняемого ландшафта вблизи объектов культурного наследия не образует незаконного бездействия, поэтому требование прокурора принять меры к устранению нарушений закона в части принятия мер к разработке зон охраны объектов культурного наследия и зон охраняемого ландшафта вблизи объектов культурного наследия не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного ответчика, которого принуждают к совершению действий, не обусловленных законом. В этой части представление прокурора признается судом не соответствующим закону.
Представление Тосненского городского прокурора в числе прочих содержит требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Между тем данное требование не соответствует приведенным положениям Закона о прокуратуре.
Частью первой статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания (часть вторая статьи 192 названного Кодекса).
Согласно статьям 57 - 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" решение вопроса о применении к государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 - 3 части 1 статьи 57 названного Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 названного Федерального закона, относится к компетенции представителя нанимателя и осуществляется в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Применение к государственному гражданскому служащему мер указанной ответственности является правом, а не обязанностью представителя нанимателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, а также требование представить приказы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности противоречат приведенным нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, поэтому признаются судом незаконными.
Согласно п.2 ст.24 Закона о прокуратуре при рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. Вместе с тем, как следует из материалов дела, представление было направлено в адрес конкретного должностного лица – главы администрации Никольского городского поселения. Требование прокурора уведомить его заблаговременно о времени рассмотрения представления, представить протокол рассмотрения не соответствуют закону. Прокурором не учтено, что администрация Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области также не является коллегиальным органом – местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (абз.2 ч.1 ст.37 ФЗ-131).
Признавая представление прокурора частично незаконным, суд возлагает на него обязанность устранить допущенные при составлении вышеуказанного представления нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Тосненского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать администрацию Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимости – Братского захоронения советских воинов, погибших в 1941-44 гг., расположенного по адресу: <...> уч.1п.
Установить срок исполнения решения суда не позднее 1 апреля 2020 года.
Административному ответчику сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд и Тосненскому городскому прокурору в течение одного месяца со дня истечения вышеуказанного срока.
Тосненскому городскому прокурору отказать в удовлетворении административного иска в части требований об обязании администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области установить зону охраны вышеуказанного объекта культурного наследия и зону охраняемого ландшафта вблизи объекта культурного наследия.
Административный иск главы администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области удовлетворить частично.
Признать незаконным представление Тосненского городского прокурора от 15 июня 2019 года №07-55-2019 «Об устранении нарушений федерального законодательства» в части указания, что в нарушение требований законодательства администрацией Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области не принимаются меры к разработке зон охраны объектов культурного наследия и зон охраняемого ландшафта вблизи объектов культурного наследия; а также в части требований: принять меры к устранению нарушений закона (то есть принять меры к разработке зон охраны объектов культурного наследия и зон охраняемого ландшафта вблизи объектов культурного наследия); уведомить заблаговременно городского прокурора о времени рассмотрения представления; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации, ответственных за изложенные в представлении нарушения; представить протокол рассмотрения, приказы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Обязать Тосненского городского прокурора устранить допущенные нарушения при составлении вышеуказанного представления, сообщить об исполнении решения по настоящему делу в данной части в суд и главе администрации Никольского городского поселения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (7 ноября 2019 года) путем подачи апелляционной жалобы или представления через Тосненский городской суд.
Судья: подпись