ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2583/20 от 14.05.2020 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-2583/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2020 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при помощнике Фролове А.Ф.,

с участием представителя административного истца помощника Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Красильниковой Е.Н.,

представителя административного ответчика Аристова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении лесоустройства путем таксации лесов на территории Мильковского лесничества Камчатского края, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Камчатский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении лесоустройства путем таксации лесов на территории Мильковского лесничества Камчатского края, возложении обязанности в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Мильковского лесничества Камчатского края. В обоснование иска указано на то, что Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее – Агентство) законодательства в области лесных отношений, в ходе которой установлено нарушение федерального законодательства в части лесоустройства в лесах. Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года №122, установлено, что периодичность проведения таксации лесов для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам, составляет 15 лет. Последнее лесоустройство Мильковского лесничества проводилось в 2004-2005 годах – 16 лет назад. Отсутствие таксации лесов не позволяет надлежащим образом спроектировать мероприятия по их охране, защите и воспроизводству, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Представитель административного истца Красильникова Е.Н. в судебном заседании уточнила административные исковые требования в части установления срока для устранения выявленных нарушений лесного законодательства, а именно просила возложить на Агентство обязанность провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Мильковского лесничества Камчатского края в срок до 31 декабря 2024 года. Поддерживая административный иск, пояснила, что длительное непроведение лесоустройства на территории земель лесного фонда, использование лесных участков без их проектирования, таксации и других актуальных материалов не позволяет с точностью осуществить установление границ лесотаксационных выделов, определить преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высоту и объемы древесины, лесорастительные условия, а также другие характеристики лесных ресурсов на территории Мильковского лесничества. В результате отсутствия по настоящее время лесоустройства в виде таксации лесов в участковых лесничествах Мильковского лесничества невозможно обеспечить соблюдение режима охраны указанной территории, установленных ограничений и запретов деятельности на этой территории, связанных с рубками лесных насаждений, провести весь комплекс необходимых работ по воспроизводству лесов, проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, обеспечить их надлежащую охрану и защиту, что ведет к утрате ценности этой территории для сохранения, восстановления природных комплексов, их компонентов и поддержания экологического баланса. Таксация лесов Мильковского лесничества проводилась в 2004 году. В соответствии с Лесоустроительной инструкцией таксация должна быть проведена не позднее 2019 года. Вместе с тем, проведение таксации запланировано в соответствии с Лесным планом Камчатского края на 2023-2024 годы. При этом Агентством не представлено доказательств невозможности своевременного исполнения возложенной обязанности. Ответчик не обращался за выделением финансирования на производство работ, до настоящего времени не заключен контракт с организацией для проведения таксации, что свидетельствует о допущенном бездействии.

Представитель административного ответчика Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края Аристов С.Н. требования административного иска не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на иск. Пояснил, что таксация Мильковского лесничества проводилась в 2004 году, в 2013 году не проводилась, указание на данное обстоятельство в письме от 14 декабря 2018 года ошибочно. Бездействия Агентством не допущено, поскольку закупка работ по лесоустройству путем таксации в Мильковском лесничестве будет планироваться в соответствии с Лесным планом Камчатского края, утвержденным Губернатором Камчатского края и согласованным с Федеральным агентством лесного хозяйства, которым установлены мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и их объемы на период 2019-2028 годов. Ввиду недостаточности выделяемого Федеральным агентством лесного хозяйства финансирования из федерального бюджета предусмотреть расходы на лесоустройство в выделяемом объеме субвенций на 2019, 2020 года не представлялось возможным. Приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года №496 утвержден порядок актуализации сведений таксации, который позволяет Агентству вносить изменения в Государственный лесной реестр, в том числе в части качественных и иных характеристик лесов и лесных ресурсов в границах лесничеств и лесных участков в соответствии с их фактическим состоянием, а также осуществлять мероприятия по охране и воспроизводству лесов. Государственный лесной реестр систематически актуализируется. У Агентства имеется актуальная документированная информация о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. При таких данных непроведение таксации лесов не препятствует проведению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, выполнению требований правил пожарной безопасности.

Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Учитывая, что административным истцом оспаривается длящееся бездействие, выразившееся в непроведении лесоустройства путем таксации лесов на территории Мильковского лесничества Камчатского края, при этом у административного ответчика сохраняется обязанность совершить указанное действие, срок обращения в суд с настоящим иском административным истцом не пропущен.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №318 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства».

В программе обозначено, что Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. №1989-р (далее - Стратегия), определены проблемы, сдерживающие развитие лесного комплекса в Российской Федерации, к числу которых относится низкая актуальность сведений о лесных ресурсах.

С учетом указанных проблем и системы целеполагания, установленной Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. №1724-р (далее - Основы государственной политики), Стратегия направлена на достижение целей в области лесного хозяйства и в области лесной промышленности.

Государственная политика в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» (далее – Программа) в соответствии с Основами государственной политики, в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1724-р, основывается, в том числе, на принципах признания и соблюдения прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах; соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов.

В ходе реализации Программы предусматривается обеспечить: в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса; в экологической сфере - благоприятную окружающую среду для граждан, сохранение биосферной роли лесов Российской Федерации и биологического разнообразия; в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие территорий.

Предполагается, что к 2024 году прогнозируемый рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины достигнет уровня государств - лидеров в этой сфере деятельности (Соединенные Штаты Америки, Канада и др.).

В целях эффективной реализации программно-целевого метода на всех уровнях лесоуправления в каждом субъекте Российской Федерации, осуществляющем переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются принятие и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации, охватывающих и учитывающих в полной мере все ключевые направления деятельности в области лесных отношений с учетом региональной специфики.

Программой предусматриваются меры по развитию приоритетных территорий Российской Федерации, в том числе Дальневосточного федерального округа.

Направления развития приоритетных территорий Российской Федерации в Программе сформированы исходя из необходимости опережающего развития и особенностей лесов на приоритетных территориях Российской Федерации. Леса Дальневосточного федерального округа рассматриваются как природный комплекс, характеризующийся значительными запасами древесины, технического, лекарственного сырья, недревесных продуктов леса.

На территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий Российской Федерации, осуществляется реализация основных мероприятий Программы, направленных на сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок, создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, а также на повышение продуктивности и качества лесов.

Существующая система мероприятий Программы включает в себя, в том числе, проведение мероприятий лесоустройства.

В силу статей 67, 68 Лесного кодекса полномочия Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Статьей 69.1 Лесного кодекса полномочия Российской Федерации предусмотрено, что таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса полномочия Российской Федерации в области лесных отношений по проведению на землях лесного фонда лесоустройства переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1.1 Положения об Агентстве лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, утвержденного постановление Правительства Камчатского края от 28.04.2011 №165-П (далее – Положение), Агентство является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим в Камчатском крае реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также водных биологических ресурсов, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и функции по реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю (надзору), по предоставлению государственных услуг, а также иные правоприменительные функции в области лесных отношений, в области охраны и использования объектов животного мира, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов на территории Камчатского края.

В силу пункта 7 части 2.1 Положения Агентство за счет субвенций из федерального бюджета проводит на землях лесного фонда лесоустройство, за исключением проектирования лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов.

Таким образом, обязанность по проведению таксации лесов на территории Камчатского края возложена на Агентство.

Частью 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122 (далее Лесоустроительная инструкция).

Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что периодичность проведения таксации лесов составляет:

а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет;

б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет;

в) для резервных лесов - 20 лет.

Пунктами 32, 33 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (далее - камеральные работы). В первый год проводятся подготовительные работы, во второй год в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности проводятся полевые работы. Лесоустроительная документация составляется при проведении камеральных работ по результатам подготовительных и полевых работ.

Как следует из материалов дела, Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Агентством законодательства в области лесных отношений.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с Приказом Рослесхоза от 09.12.2008 №379 «Об определении количества лесничеств на территории Камчатского края и установлении их границ» на территории Камчатского края земли лесного фонда состоят из 7 лесничеств: Атласовского, Быстринского, Елизовского, Ключевского, Корякского, Мильковского, Усть-Большерецкого.

Лесоустройство в Мильковском лесничестве, площадью 1 104,3 тыс.га, проводилось в 2004 году – более 15 лет назад.

Постановлением Губернатора Камчатского края №107 от 21.12.2018 утвержден Лесной план Камчатского края на 2019-2028 годы.

В соответствии с пунктом 4.11 Лесного плана Камчатского края на 2019-2028 годы большая часть лесов Камчатского края пройдена лесоустройством более 20 лет назад. На данный момент информация о количественных и качественных характеристиках лесных ресурсов устарела и ее недостаточно для целей планирования лесного сектора экономики. На предстоящий период на территории Камчатского края запланировано проведение лесоустроительных работ в Ключевском, Атласовском, Елизовском, Мильковском, Усть-Большерецком и Корякском лесничествах.

В соответствии с Приложением №28 к Лесному плану Камчатского края на 2019-2028 годы запланированы работы по таксации лесов Мильковского лесничества в 2023-2024 годах.

При этом в соответствии с пунктом 31 Лесоустроительной инструкции, устанавливающей периодичность проведения таксации лесов в 15 лет, таксация лесов на территории Мильковского лесничества должна была быть проведена в 2019 году, с учетом проведения последней в 2004 году.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что финансирование мероприятий по таксации лесов Мильковского лесничества в 2019 и 2020 годах не производилось, в связи с чем таксация не проводится, подготовительные мероприятия не проводятся. Конкретные мероприятия по финансированию и проведению таксации возможно будет осуществить не ранее 2024 года.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что в нарушение установленной пунктом 31 Лесоустроительной инструкции периодичности таксации лесов, Агентством в 2019 году не проведено и до настоящего времени не организовано проведение лесоустройства в Мильсковском лесничестве.

При этом ссылки представителя Агентства на отсутствие необходимых для проведения таксации лесов денежных средств не могут быть приняты во внимание, поскольку, объективно ничем не подтверждены. Более того, недостаточное финансирование мероприятий лесоустройства не может служить правовым основанием для невыполнения возложенных на Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края полномочий.

Частью 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Доказательств того, что в составе выделяемых Агентству субвенций не были заложены суммы на проведение таксации лесов Мильковского лесничества либо заложенных сумм было недостаточно для выполнения работ по таксации, в материалы дела не предоставлено, равно как доказательств того, что Агентство обращалось в установленном порядке с предложением о выделении субвенций на таксацию лесов Мильковского лесничества, и в предоставлении субвенций на данные мероприятия было отказано.

В материалы дела представлена копия письма Агентства от 14.12.2018 в адрес Федерального агентства лесного хозяйства, где Агентством было запрошено финансирование для проведения таксации в Ключевском и Атласовском лесничествах, при этом подобного запроса в отношении лесов Мильковского лесничества письмо не содержит.

С учетом того, что проведение таксации лесов отнесено к обязанностям Агентства, а отсутствие актуальной оценки лесного фонда является существенным препятствием для организации рационального использования лесов и выполнению требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу о том, что Агентством допущено незаконное бездействие.

На основании пункта 1 части 3, части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации способом восстановления права в данном случае будет являться возложение на Агентство обязанности в срок до 31 декабря 2024 года провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Мильковского лесничества Камчатского края.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Камчатского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, выразившееся в непроведении лесоустройства путем таксации лесов на территории Мильковского лесничества Камчатского края

Обязать Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Мильковского лесничества Камчатского края в срок до 31 декабря 2024 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Ю.Н. Степанова

Мотивированное решение составлено 28 мая 2020 года

УИД 41RS0001-01-2020-003240-35