ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2583/2016 от 28.12.2016 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 2а–2583/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2016 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи: Лысых Е.Н.,

при секретаре: Сукач Е.В., с участием:

представителя административного истца Чмир Н.А.,

представителя административного ответчика Чемисова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Томской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области о признании незаконным бездействия и понуждении обеспечить регулярные пассажирские перевозки,

установил:

Заместитель прокурора Томской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области (далее – Департамент), указывая, что прокуратурой области была проведена проверка исполнения Департаментом законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, которая показала отсутствие надлежащей организации транспортного обслуживания населения. Установлено, что в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Томской области, размещенный на официальном сайте Департамента, включены:

- под регистрационным номером 46 межмуниципальный маршрут регулярных перевозок под наименованием «Томск-Каргасок» с порядковым номером маршрута 559, дата начала осуществления регулярных перевозок - 07.05.2009 г., лицо, осуществляющее перевозки - ОАО «Томскавтотранс»;

- под регистрационным номером 24 межмуниципальный маршрут регулярных перевозок под наименованием «Томск - Спасо-Яйское» с порядковым номером маршрута 502, дата начала осуществления регулярных перевозок 07.06.2009, лицо, осуществляющее перевозки – ОАО «Томскавтотранс»;

- под регистрационным номером 6 межмуниципальный маршрут регулярных перевозок под наименованием «Томск - Копылово» с порядковым номером маршрута 130, дата начала осуществления регулярных перевозок 17.05.1999, лицо, осуществляющее перевозки – ОАО «Томскавтотранс».

Вместе с тем перевозки по указанным маршрутам не осуществляются: по маршрутам № 559 и № 502 – с сентября 2015 г., № 130 – более трех лет. Действенных мер по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по указанным маршрутам Департаментом не предпринимается, тем самым нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, гарантированные Конституцией РФ. Ссылаясь на нормы Конституции РФ, Федерального закона «О прокуратуре РФ», Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», административный истец просит бездействие Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области по не обеспечению регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам № 559 «Томск - Каргасок», № 502 «Томск - Спасо-Яйское», № 130 «Томск-Копылово» незаконным; обязать Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области обеспечить регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам № 550 «Томск-Каргасок», № 502 «Томск - Спасо – Яйское», № 130 «Томск – Копылово».

Представитель административного истца Чмир Н.А., явившись в судебное заседание, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении. Дополнительно пояснил, что бездействие Департамента заключается в отсутствии на протяжении длительного времени межмуниципальных транспортных перевозок населения Томской области по маршрутам № 559 «Томск-Каргасок», № 502 «Томск - Спасо-Яйское», № 130 «Томск-Копылово».

Представитель административного ответчика Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области Чемисов В.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования заместителя прокурора Томской области не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях, полагает, что Департаментом были своевременно приняты все необходимые и зависящие от него меры для восстановления пассажирских транспортных перевозок по межмуниципальным пригородным маршрутам № 502 «Томск - Спасо-Яйское», № 559 «Томск-Каргасок», № 130 «Томск-Копылово», однако, все предпринятые меры не дали должного эффекта в силу фактически сложившихся обстоятельств по указанным маршрутам. Так, на маршруте «Томск - Спасо-Яйское» выявлены недостатки автомобильной дороги, влияющие на безопасность движения транспортных средств по ней, которые до настоящего времени не устранены не смотря на наличие соответствующего предписания. Ввиду роста нелегальных перевозок на маршруте № 559 «Томск-Каргасок» в результате бездействия контролирующих органов – УГИБДД УМВД России по Томской области организовать регулярные пассажирские перевозки по данному маршруту также не представляется возможным. Данная проблема неоднократно озвучивалась на комиссиях по безопасности дорожного движения с участием УГАДН и ГИБДД по Томской области, Департамент неоднократно обращался с просьбой принять меры по пресечению нелегальных перевозок пассажиров и багажа, однако, никаких мер контролирующими органами принято не было. В настоящее время между Департаментом и ОАО «Томскавтотранс» заключено дополнительное соглашение от 01.12.2016 к договору на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа от 04.04.2007 г. № 112, предметом которого является организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному пригородному маршруту № 130 «Томск-Копылово».

Представитель заинтересованного лица ОАО «Томскавтотранс» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения иска уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не известил.

Руководствуясь ст. 292 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ст.46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

В соответствии с частью 1 статьи27Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Подпунктом «б» ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 12 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 23.04.2012 N 34-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Законом Томской области от 29.12.2015 № 216-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области» на органы исполнительной власти Томской области, определяемые Губернатором Томской области, возложены полномочия по организации регулярного транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении.

Согласно подп. 12 п. 9 Положения о Департаменте транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 09.01.2013 № 1, Департамент организует транспортное обслуживание населения воздушным, внутренним водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Томской области в пределах полномочий органов государственной власти Томской области.

Как следует из материалов дела 28 октября 2015 г. в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций поступило обращение Типсиной Н.Н. по вопросу возобновления пассажирских перевозок по межмуниципальному междугородному маршруту № 559 «Томск-Каргасок».

По результатам проведенной прокуратурой Томской области проверки по указанному обращению было установлено, что пассажирскоетранспортноесообщение отсутствует по маршрутам № 502 «Томск - Спасо-Яйское» с сентября 2015 г., № 559 «Томск-Каргасок» с сентября 2015 г., № 130 «Томск-Копылово» более трех лет.

Данное обстоятельство в судебном заседании представителем Департамента не оспаривалось, подтверждается материалами проверки, ответом Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 19.09.2016 г. на имя начальника Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Томской области.

Из пояснений представителя Департамента следует, что отсутствие регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 559 не представляется возможным в связи с ростом «нелегальных перевозок», по маршруту № 502 - ввиду ненадлежащего состояния проезжей части дороги, выявленного в мае 2015 г. Вместе с тем Департаментом предпринимались меры к решению данных вопросов, в том числе путем выдачи предписания Главе администрации Томского района Томской области о ликвидации в кратчайшие сроки недостатков дорожного полотна у д. Спасо-Яйское, а также заключения дополнительного соглашения с ОАО «Томскавтотранс» на предмет организации транспортного обслуживаниям населения автомобильным транспортом общего пользование по межмуниципальному пригородному маршруту № 130 «Томск-Копылово»,

В подтверждение своих доводов об отсутствии бездействия со стороны Департамента при решении вопроса обеспечения регулярных транспортных перевозок по указанным маршрутам представителем административного ответчика в материалы дела представлены следующие документы:

- дополнительное соглашение от 02.12.2016 г. к договору на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа № 12 от 04.04.2007 г., заключенное между Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области с ОАО «Томскавтотранс» по вопросам регулярных перевозок пассажиров по маршруту № 1340 «Томск-Копылово»;

- договор № 173/16 от 19.12.2016 г. на право осуществления регулярных маршрутных перевозок и багажа автомобильным транспортом, заключенный между ОАО «Томскавтотранс» и ИП Ткачук А.П.;

- задание по количеству плановых рейсов по маршруту № 130;

- расписание движения автобусов по маршруту № 130;

- перечень автобусов, используемых для выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту № 130; требования к техническим и конструктивным характеристикам автобусов, используемых для выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа;

- решение внеочередного заседания Совета безопасности при Губернаторе Томской области и областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения;

- переписка между различными исполнительными органами государственной власти по вопросу принятию мер по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков, в том числе на маршруте «Томск-Каргасок»;

- фотоматериал в качестве сведений использования частных транспортных средств для осуществления «нелегальных перевозок», составленный Департаментом как приложение к итогам заседания областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения от 21.07.2016 г.

- сообщение Врио начальника отдела МВД РФ по Томскому району от 27.05.2015 г., в котором указано, что на участке дороги д. Спасо-Яйское при повседневном надзоре были выявлены недостатки дорожного полотна, напрямую влияющие на безопасность дорожного движения и создающие условия для совершения дорожно-транспортных происшествий, а именно на проезжей части дороги в гравийном покрытии многочисленные ямы, выбоины, колейность от 10 до 30 см., в связи с чем Главе администрации Томского района г. Томска выдано предписание о необходимости в кратчайшие сроки ликвидировать указанные недостатки, ОАО «Томскавтотранс» предложено прекратить перевозку пассажиров автобусным транспортом на период ремонта проезжей части.

Изучив указанные материалы, суд не находит оснований согласиться с доводами представителя Департамента об отсутствии бездействия, поскольку указанные документы свидетельствуют лишь о попытках создать условия для осуществления регулярных транспортных пассажирских перевозок.

Согласно ответу отдела Министерства внутренних дел РФ по Томскому району от 26.12.2016 г., направленного по запросу в адрес прокурора Томской области сообщается, что в ноябре 2015 г. отделением ГИБДД ОМВД России по Томскому району проводилась проверка состояния проезжей части автомобильной дороги подъезд к д. Спасо-Яйское, в ходе которой установлено, что дорога с гравийным покрытием, колейностей и неровностей не имеет, дефекты дорожного покрытия не установлены, что соответствует требованию ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Таким образом, несмотря на отсутствие других препятствий для восстановления пассажирского сообщения между пунктами Томск - Спасо-Яйское перевозка пассажиров по данному маршруту не осуществляется до настоящего времени.

Суд считает, что отсутствие регулярного пассажирского автотранспортного сообщения между другими населенными пунктами, такими, как Томск - Копылово, Томск - Каргасок говорит о том, что административным ответчиком не предпринимается достаточных мер (действенных) по реализации предоставленных ему законом полномочий по организациитранспортногообслуживания населения, что свидетельствует о бездействии административного ответчика в части исполнения таких полномочий.

Организация на указанных маршрутах «нелегальных перевозок» пассажиров частными лицами не может являться препятствием для организации Департаментом регулярных перевозок пассажиров муниципальным транспортом и говорит о востребованности данной услуги у населения. При этом, пользование пассажирами услугами нелегальных частных перевозчиков следует рассматривать как следствие некачественной организации работы в данном направлении исполнительных органов власти.

С учетом изложенного, суд полагает, что требования заместителя прокурора Томской области в части признания незаконным бездействия Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, выразившееся в не обеспечении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам № 559 «Томск-Каргасок», № 502 «Томск - Спасо-Яйское», № 130 «Томск-Копылово» и вменение обязанности Департаменту обеспечить такие перевозки по указанным маршрутам, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом суд считает необходимым на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу для выполнения Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области возложенной на них обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Томской области, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области о признании незаконным бездействия и понуждении обеспечить регулярные пассажирские перевозки удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области по ненадлежащему обеспечению регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам № 559 «Томск-Каргасок», № 501 «Томск - Спасо-Яйское», № 130 «Томск-Копылово».

Обязать Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам № 559 «Томск-Каргасок», № 501 «Томск - Спасо-Яйское», № 130 «Томск-Копылово».

Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий: Е.Н. Лысых