ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2585/2021 от 03.09.2021 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-2585/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2021 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ерш Е.Н.,

при секретаре Листопадовой Е.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Оренбургского района Зайцевой О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о возложении обязанности по внесению изменений в схему водоснабжения и водоотведения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оренбургского района Оренбургской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере водоснабжения. В ходе проверки установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района от 26.12.2014 года № 169 утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.

В нарушение пп. «в», «д», «ж» п. 5 требований указанная схема не содержит обязательную информацию по балансу водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды, экологическим аспектам мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения, плановым значениям показателей развития централизованных систем водоснабжения.

Мероприятия по строительству инженерной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, указанные в разделе 4 схемы, не актуализированы. Последним этапом мероприятий указан 2018 год.

Кроме того, в нарушение пп. «п» п. 8 требований схема водоснабжения и водоотведения не содержит сведений о наименовании организаций, которые наделены статусом гарантирующих организаций.

Прокуратурой района 11.01.2021 года на решение Совета депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района от 26.12.2014 года № 169 принесен протест № 07-01-2021-8, который рассмотрен 31.03.2021 года на Совете депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района и удовлетворен.

Из ответа администрации МО Ленинский сельсовет от 20.04.2021 года № 342 следует, что должностными лицами администрации планируется заключение договора на выполнение проектных (изыскательских) работ схемы водоснабжения и водоотведения с единственным поставщиком.

До настоящего времени соответствующие изменения в схему водоснабжения органом местного самоуправления не внесены, действует схема с положениями, противоречащими требованиям федерального законодательства о водоснабжении. Действие противоречащего требованиям муниципального правового акта нарушает права граждан (абонентов), проживающих на территории муниципального образования, на доступность горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, препятствует развитию централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, так как не учитывает планируемое водопотребление абонентов на территориях застраиваемых жилыми домами, а также детского сада ЖК «Заречье» <адрес>.

Таким образом, конкретные меры по внесению вышеуказанных изменений в схему водоснабжения и водоотведения в установленный законом срок органом местного самоуправления не приняты, несмотря на принятые ранее меры прокурорского реагирования.

Уточнив исковые требования, просит суд признать схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, утвержденную решением Совета депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района от 26.12.2014 года № 169, противоречащей требованиям федерального законодательства о водоснабжении; признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по внесению изменений в схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении; обязать администрацию муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области внести изменения в схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении в срок до 01.03. 2022 года.

Определением суда от 19.08.2021 года в качестве заинтересованных лиц привлечены МП "Благострой", ООО "Нова".

Представитель административного истца помощник прокурора Зайцева О.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации МО Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, представитель заинтересованного лица МП "Благострой" в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ООО "Нова" в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Представил в суд отзыв на иск, в котором просил административные исковые требования удовлетворить.

Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя административного истца помощника прокурора Оренбургского района Зайцевой О.Р., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ст.12Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст.132 КонституцииРоссийской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена насозданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), и закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище (ч. 1 ст. 40).

Частью 1 ст.39 КАС РФустановлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. действовавшей до 27.05.2014) к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органом местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений. При этом, указанные схемы разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

По смыслу ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" схема водоснабжения является одним из основных документов, позволяющих утверждать инвестиционную программу мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" схемы водоснабжения и водоотведения поселений утверждаются органами местного самоуправления.

Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждены ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (далее - Требования).

Согласно п. 3, 4 Требований схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов загрязняющих веществ, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды. В схемах водоснабжения и водоотведения должны содержаться плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно п.5 ст.38 Закона № 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат: 1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; 2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; 3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; 4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.

Пунктом 5 Требований предусмотрено, что схема водоснабжения поселения, городского округа включает в себя следующие разделы: а) технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа; б) направления развития централизованных систем водоснабжения; в) баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды; г) предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; д) экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; е) оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения; ж) плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения.

В силу п. 8 Требований раздел "Баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды" содержит: а) общий баланс подачи и реализации воды, включая анализ и оценку структурных составляющих потерь горячей, питьевой, технической воды при ее производстве и транспортировке; б) территориальный баланс подачи горячей, питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения (годовой и в сутки максимального водопотребления); в) структурный баланс реализации горячей, питьевой, технической воды по группам абонентов с разбивкой на хозяйственно-питьевые нужды населения, производственные нужды юридических лиц и другие нужды поселений и городских округов (пожаротушение, полив и др.); г) сведения о фактическом потреблении населением горячей, питьевой, технической воды исходя из статистических и расчетных данных и сведений о действующих нормативах потребления коммунальных услуг; д) описание существующей системы коммерческого учета горячей, питьевой, технической воды и планов по установке приборов учета; е) анализ резервов и дефицитов производственных мощностей системы водоснабжения поселения, городского округа; ж) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды на срок не менее 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов, рассчитанные на основании расхода горячей, питьевой, технической воды в соответствии со СНиП 2.04.02-84 и СНиП 2.04.01-85, а также исходя из текущего объема потребления воды населением и его динамики с учетом перспективы развития и изменения состава и структуры застройки; з) описание централизованной системы горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, отражающее технологические особенности указанной системы; и) сведения о фактическом и ожидаемом потреблении горячей, питьевой, технической воды (годовое, среднесуточное, максимальное суточное); к) описание территориальной структуры потребления горячей, питьевой, технической воды, которую следует определять по отчетам организаций, осуществляющих водоснабжение, с разбивкой по технологическим зонам; л) прогноз распределения расходов воды на водоснабжение по типам абонентов, в том числе на водоснабжение жилых зданий, объектов общественно-делового назначения, промышленных объектов, исходя из фактических расходов горячей, питьевой, технической воды с учетом данных о перспективном потреблении горячей, питьевой, технической воды абонентами; м) сведения о фактических и планируемых потерях горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке (годовые, среднесуточные значения); н) перспективные балансы водоснабжения и водоотведения (общий - баланс подачи и реализации горячей, питьевой, технической воды, территориальный - баланс подачи горячей, питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения, структурный - баланс реализации горячей, питьевой, технической воды по группам абонентов); о) расчет требуемой мощности водозаборных и очистных сооружений исходя из данных о перспективном потреблении горячей, питьевой, технической воды и величины потерь горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке с указанием требуемых объемов подачи и потребления горячей, питьевой, технической воды, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам с разбивкой по годам; п) наименование организации, которая наделена статусом гарантирующей организации.

В соответствии с п.15 Требований схема водоотведения включает в себя следующие разделы: а) существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа; б) балансы сточных вод в системе водоотведения; в) прогноз объема сточных вод; г) предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения; д) экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения; е) оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения; ж) плановые значения показателей развития централизованной системы водоотведения; з) перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.

Судом установлено, что истцом проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере водоснабжения, в ходе которой установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района от 26.12.2014 года № 169 утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.

В нарушение пп. «в», «д», «ж» п. 5 требований указанная схема не содержит обязательную информацию по балансу водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды, экологическим аспектам мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения, плановым значениям показателей развития централизованных систем водоснабжения. Мероприятия по строительству инженерной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, указанные в разделе 4 схемы, не актуализированы. Последним этапом мероприятий указан 2018 год.

Кроме того, в нарушение пп. «п» п. 8 требований схема водоснабжения и водоотведения не содержит сведений о наименовании организаций, которые наделены статусом гарантирующих организаций.

11.01.2021 года прокуратурой района принесен протест № 07-01-2021-8 на решение Совета депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района от 26.12.2014 года № 169, который рассмотрен 31.03.2021 года на Совете депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района и удовлетворен.

Из ответа администрации МО Ленинский сельсовет от 20.04.2021 года №342 следует, что должностными лицами администрации планируется заключение договора на выполнение проектных (изыскательских) работ схемы водоснабжения и водоотведения с единственным поставщиком.

До настоящего времени соответствующие изменения в схему водоснабжения органом местного самоуправления не внесены, действует схема с положениями, противоречащими требованиям федерального законодательства о водоснабжении. Действие противоречащего требованиям муниципального правового акта нарушает права граждан (абонентов), проживающих на территории муниципального образования, на доступность горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, препятствует развитию централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, так как не учитывает планируемое водопотребление абонентов на территориях застраиваемых жилыми домами, а также детского сада ЖК «Заречье» <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу о бездействии административного ответчика администрации МО Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской по внесению изменений в схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении.

В связи с изложенным, требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о возложении обязанности по внесению изменений в схему водоснабжения и водоотведения, подлежат удовлетворению.

Учитывая, что для внесения изменений в схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области потребуется значительное время, суд полагает возможным установить срок внесения изменений до 01.03.2022 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требованияпрокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - удовлетворить.

Признать схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, утвержденную решением Совета депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района от 26 декабря 2014 года № 169, противоречащей требованиям федерального законодательства о водоснабжении.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по внесению изменений в схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении.

Обязать администрацию муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области внести изменения в схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении в срок до 01 марта 2022 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е.Н. Ерш

Мотивированное решение изготовлено 17.09.2021 года.