ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2586/18 от 06.12.2018 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Рязань 06 декабря 2018 года

Советский районный суд города Рязани в составе:

председательствующего - судьи Прокофьевой Т.Н.,

при секретаре Богачевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» к Управлению Министерства юстиции РФ по Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л :

Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Управлению Министерства юстиции РФ по Рязанской области, мотивируя тем, что решением бюро Президиума Центрального Совета Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» (далее по тексту - Партия) от 20.03.2018 года было созвано общее собрание регионального отделения Партии в Рязанской области 24.03.2018 года, на котором были избраны руководящие и контрольно-ревизионные органы, председатель правления регионального отделения Партии в Рязанской области, а также уполномоченный представитель регионального отделения Партии в Рязанской области ФИО3 - для внесения изменений в сведения о юридическом лице – региональном отделении Партии в Рязанской области, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ). 02.04.2018 года ФИО3 представил административному ответчику заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице с необходимыми документами, на которое 14.06.2018 год административный ответчик направил ФИО3 сообщение об отказе в государственной регистрации изменений, ссылаясь на отсутствие сведений, подтверждающих полномочия лица на подпись заявления о внесении изменений и представление документов в Управление для регистрации в нарушение п.1 ст.18, п.5 ст.27 Федерального Закона от 11.07.2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» и на неверное указание в п.3.4 представленного заявления должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица: «председатель правления», что не соответствует положениям Устава политической партии и является нарушением п.п. «е» п.2 ст.21 Федерального Закона от 11.07.2001 года №95-ФЗ «О политических партиях». Административный истец считает указанное решение незаконным, поскольку требования, предусмотренные ст.18 Федерального Закона «О партиях», распространяются только на случай государственной регистрации регионального отделения политической партии, а не на случаи государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о региональном отделении политической партии, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы регионального отделения политической партии. Специальный порядок, содержащий требования к подписанию заявления о внесении таких изменений, названным законом не предусмотрен. ФИО4, избранный председателем правления регионального отделения Партии в Рязанской области сроком на 4 года на основании решения общего собрания регионального отделения Партии в Рязанской области от 24.03.2018 года, является уполномоченным лицом, имеющим право действовать от имени регионального отделения партии без доверенности и был вправе подписывать заявление о внесении изменений. Должность ФИО4 в п.3.4 заявления о внесении изменений была указана правильно – «председатель правления», а слова «регионального отделения» - является лишь указанием на то, в структурном подразделении какого вида должностное лицо занимает должность. Полагая, что оспариваемым решением нарушаются права и законные интересы регионального отделения партии, в том числе по осуществлению полномочий председателя правления партии ФИО4, связанных с проведением выборов и референдумов, просила признать незаконным и отменить решение Управления Министерства юстиции по Рязанской области об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц – региональном отделении политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области, выраженное в сообщении от 14.06.2018 года № <данные изъяты>; обязать Управление Министерства юстиции по Рязанской области устранить нарушения прав и законных интересов регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области путем принятия решения о направлении в регистрирующий орган поданного ФИО3 заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц – региональном отделении политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области и соответствующих документов.

В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, просил о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного производства).

Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд также не направил, в письменном возражении на административное исковое заявление, ссылаясь на ст.ст.18, 27, п.1 ст.15, п.2.1 ст.20 Федерального Закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», п.34 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 года №, п.1 ст.10 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», указал, что порядок, предусмотренный для внесения изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, такой же, что предусмотрен для государственной регистрации региональных отделений партии. Поскольку при подаче документов о внесении соответствующих документов не были представлены полномочия лица, на их подачу, а также ввиду того, что указанная в заявлении о внесении изменений должность заявителя не соответствует его должности, согласно Уставу партии, заявителю было отказано в государственной регистрации изменений, а в последующем - 14.06.2018 года Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений на основании п.п. «в» п.2 ст.20 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку не были устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации изменений.

Суд, посчитав возможным, на основании положений ст. 150 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 года № 129-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 10 данного Закона предусмотрено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Так, в частности, согласно п.1 ст.15 Федерального закона «О политических партиях» от 11.07.2001 года № 95-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон о партиях), политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации.

В силу п.2 ст.15 того же Закона решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Таким федеральным уполномоченным органом, согласно п.п.1 п.1, пп. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации") является Министерство юстиции РФ.

Внесение в Единый государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, равно как региональном отделении политической партии является государственной услугой, порядок предоставления которой регулируется Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденном приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 года № 455.

Из материалов дела усматривается, что:

13.06.2012года Министерством юстиции РФ принято решение о государственной регистрации политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость»; 21.06.2012 года сведения о государственной регистрации партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

12.09.2012 года Управлением Министерства юстиции РФ принято решение о государственной регистрации в качестве юридического лица регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость»; 13.09.2012 года сведения о государственной регистрации регионального отделения партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

20.03.2018 года на заседании Бюро Президиума Центрального Совета политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» (ранее – Российская партия пенсионеров за справедливость») принято решение, оформленное протоколом № о рекомендации к избранию на должность председателя Правления регионального отделения» политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области ФИО3

24.03.2018 года на общем собрании регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области в числе прочих принято решение, оформленное протоколом, об избрании на должность председателя Правления регионального отделения» политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области ФИО3 сроком на 4 года с досрочным прекращением полномочий бывшего председателя регионального отделения партии ФИО5, о принятии к работе регионального отделения партии Устава Партии с изменениями и дополнениями, внесенными IV съездом Партии.

ФИО4 обратился в Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области с заявлением от 30.03.2018 года о внесении указанных изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, с приложением комплекта документов, поступивших в Управление 02.04.2018 года.

Решением Управления Министерства юстиции РФ по Рязанской области от 18.04.2018 года № <данные изъяты>, принятым в пределах предоставленных ему полномочий, государственная регистрация изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, была приостановлена на основании п.п.2.1 ст.20 Федерального закона о политических партиях в соответствии с пунктом 5.1 статьи 15 настоящего Федерального закона на срок до 31 мая 2018 года при наличии основания для отказа в государственной регистрации регионального отделения политической партии, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 настоящей статьи.

14.06.2018 г. Управлением Министерства юстиции РФ по Рязанской области было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о Региональном отделении Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Рязанской области, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по основаниям, предусмотренным пп. «в» п.2 ст.20 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», а именно ввиду неустранения основания, вызвавших приостановление государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о Региональном отделении политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Рязанской области, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Проверяя законность и обоснованность данного решения, которое административным истцом оспорено в установленный ст.219 КАС РФ срок со дня, когда ему стало известно о его принятии, суд приходит к следующему.

Согласно п.2.1 ст.20 Федерального закона о политических партиях, государственная регистрация регионального отделения политической партии может быть приостановлена в соответствии с пунктом 5.1 статьи 15 настоящего Федерального закона при наличии основания для отказа в государственной регистрации регионального отделения политической партии, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 настоящей статьи.

В силу подпункта "б" пункта 2 настоящей статьи региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.

Как следует из оспариваемого решения, фактическим основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о Региональном отделении политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области послужило то, что не были устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о Региональном отделении политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области.

Так, фактическим основанием для приостановления государственной регистрации изменений в сведения, вносимые о региональном отделении политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области послужило то, что в представленных отделением документах отсутствуют сведения, подтверждающие полномочия лица на подпись заявления о внесении изменений и на представление документов Управление для регистрации в нарушение п.1 ст.18, п.5 ст.27 Федерального Закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и на неверное указание должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица: «председатель правления» в п.3.4 представленного заявления, что не соответствует положениям Устава политической партии и является нарушением п.п. «е» п.2 ст.2 Федерального Закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях.

Решением Советского районного суда г. Рязани от 05.07.2018 г. было отказано в удовлетворении административных исковых требований политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области о признании незаконным и отмене решения о приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, возложении обязанности по устранению нарушений. Указанным решением установлено, что заявителем при подаче заявления о внесении изменений в сведения о региональном отделении политической партии является уполномоченное политической партией, а не ее региональным отделением лицо, и, поскольку при предоставлении на регистрацию изменений документов, сведения о наличии полномочий у ФИО3, как представителя политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», отсутствовали, основания для приостановления государственной регистрации имелись. В заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице полное наименование должности ФИО3 в соответствии с Уставом партии не указано. Приведенные в решении суждения в данной части соответствуют обстоятельствам дела и основаны на нормах законодательства о государственной регистрации.

Апелляционным определением Рязанского областного суда от 24.10.2018 г. решение Советского районного суда г. Рязани от 05.07.2018 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» без удовлетворения.

Судом установлено, что 14.06.2018 года Управлением Министерства юстиции РФ по Рязанской области было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений на основании п.п. «в» п.2 ст.20 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку не были устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации.

С учетом изложенного суд полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, что, однако, не препятствует административному истцу повторно подать документы для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 295-298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» к Управлению Министерства юстиции РФ по Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в административную коллегию Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня его принятия.

Судья