ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-258/2022 от 28.06.2022 Ибресинского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-258/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 июня 2022 года

п.Ибреси

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Козлова В.А.,

с участием прокурора Ибресинского района ФИО3,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме,

Установил:

Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики обратился в суд с административным иском к Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме на том основании, что в ходе проведенного прокуратурой района мониторинга исполнения администрацией Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации», по результатам которой установлены нарушения.

Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» («Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», утвержденного президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности протоколом от 28.05.2019 №9 являются: предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление. Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде. Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.

Согласно ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В силу подп.1,2 п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. В соответствии с подп.2 п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 1.2 ч.4 ст.29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, предусмотрено обеспечение реализации не позднее 01.07.2012 органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. Согласно Распоряжению от 17.12.2009 № 1993-р переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 г.

Мониторингом прокуратурой района установлено, что администрацией селского поселения в нарушение указанных требований законодательства возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме не обеспечена. В частности, на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru» информация о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденным Распоряжением от 17.12.2009 №1993-р, предоставляемых в электронном виде администрацией Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, в электронной форме отсутствует.

28.03.2022 в адрес администрации сельского поселения направлялось представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого конкретные меры не приняты, по истечении месячного срока с момента направления представления нарушения не устранены.

Просил признать незаконным бездействие администрации Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru». Воложить обязанность на администрацию Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, в электронной форме в соответствии со сводным перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

В судебном заседании представитель административного истца – прокурор Ибресинского района Чувашской Республики ФИО3 заявленные административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился не представив уважительных причин неявки, и суд, с учетом мнения заявителя, рассматривает исковые требования без них.

Выслушав представителя административного истца и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно справке старшего помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, проведенным мониторингом установлено, что администрациями всех 13 сельских (шгородского) поселений Ибресинского района возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме не обеспечена. В частности, на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru» информация о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденным Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р, предоставляемых в электронном виде администрациями поселений Ибресинского района Чувашской Республики, в электронной форме отсутствует

Прокурором Ибресинского района Чувашской Республики в адрес Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг ().

Согласно сообщения главы Ширтанского сельского поселения Ибресинского района от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления прокуратуры об устранении нарушений законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, обесепечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме. На федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru» размещена информация о предоставлении муниципальных услуг (л).

Из справки старшего помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что проведенным мониторингом установлено, что на данную дату нарушения не устранены, информация о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденным Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р, предоставляемых в электронном виде органами местного самоуправления Чувашской Республики, в электронной форме отсутствует ().

Судом изучен скрин-шот портала государственных услуг Российской Федерации администрации Ибресинского района Чувашской Республики (), выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ администрации Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики ().

Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» («Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», утвержденного президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности протоколом от ДД.ММ.ГГГГ являются: предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление. Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде. Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.

Согласно ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В силу подп.1,2 п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. В соответствии с подп.2 п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 1.2 ч.4 ст.29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, предусмотрено обеспечение реализации не позднее 01.07.2012 органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде и установлено, что переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен быть окончен в 2013 г.

Как видно, 28 марта 2022 года прокуратурой Ибресинского района в адрес администрации сельского поселения направлялось представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого конкретные меры не приняты, по истечении месячного срока с момента направления представления нарушения не устранены.

Суд приходит к выводу, что администрацией Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики в нарушение указанных требований законодательства возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме не обеспечена. В частности, на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru» информация о предоставлении муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденным Распоряжением от 17.12.2009 №1993-р, предоставляемых в электронном виде администрацией Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, в электронной форме отсутствует.

При установленных обстоятельствах административные исковые требования прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

Решил:

Признать бездействие администрации Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

Возложить обязанность на администрацию Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, в электронной форме в соответствии со сводным перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р, посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца через Ибресинский районный суд Чувашской Республики.

Судья

Решение07.07.2022