ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-258/2022 от 29.07.2022 Малодербетовского районного суда (Республика Калмыкия)

дело №2а-258/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2022 года село Малые Дербеты

Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Дьяконовой Л.В.

при секретаре судебного заседания Ходжиковой А.В.,

с участием помощника прокурора Малодербетовского района

Республики Калмыкия Куцаева Д.М.,

представителя административного ответчика Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействие и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг,

у с т а н о в и л:

Прокурор Малодербетовского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Администрация Малодербетовского РМО), с указанным административным иском, мотивируя следующим, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о предоставлении государственных и муниципальных услуг. По результатам проверки установлено, что Администрацией Малодербетовского РМО в нарушение действующих положений закона в ходе изучения сайта предоставления государственных (муниципальных) услуг по адресу: https://pgu.rk08.ru/#/ не обеспечена в полной мере возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с перечнем следующих муниципальных услуг в электронной форме: «Оформление архивных справок»; «Предоставление информации из реестра муниципального имущества»; «Назначение и выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»; «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет»; «Предоставление градостроительного плана земельного участка»; «Выдача разрешения на вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста»; «Предоставление градостроительного плана земельного участка»; «Предоставление разрешения на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций». Указанное свидетельствует о ненадлежащем контроле административного ответчика за соблюдением требований федерального законодательства, непринятия мер по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронном виде. Администрация Малодербетовского РМО выявленные нарушения по представлению прокуратуры района от 30 марта 2022 года об устранении нарушений федерального законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» не устранила. В связи с чем просит признать бездействие Администрации Малодербетовского РМО незаконным, обязать Администрацию Малодербетовского РМО устранить нарушения федерального законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечить в полной мере возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности следующих муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с перечнем вышеперечисленных муниципальных услуг в электронной форме.

Прокурор Куцаев Д.М. в судебном заседании изменив предмет требования, указав на принятие Администрацией Малодербетовского СМО мер по организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме «Оформление архивных справок»; «Назначение и выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»; «Предоставление градостроительного плана земельного участка»; «Предоставление разрешения на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций», просив, возложить обязанность на административного ответчика принять меры по предоставлению в электронной форме оставшихся муниципальных услуг.

Представитель административного ответчика Администрации Малодербетовского РМО ФИО1 в судебном заседании административный иск не признала, ссылаясь на то, что по итогам реализации распоряжения Правительства Республики Калмыкия №182-р, которым утвержден Перечень массовых социально значимых государственных услуг Республики Калмыкия, подлежащих переводу в электронный формат, Администрацией Малодербетовского РМО осуществлен перевод на предоставление в электронной форме следующих муниципальных услуг: «Информационное обеспечение физических и юридических лиц на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, предоставление архивных справок, архивных выписок и копий архивных документов»; «Выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ»; «Выдача градостроительного плана земельного участка»; «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование такого разрешения». Таким образом, Администрацией Малодербетовского РМО была обеспечена возможность предоставления вышеназванных муниципальных услуг в электронной форме. Оставшиеся муниципальные услуги «Предоставление информации из реестра муниципального имущества», «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет», «Выдача разрешения на вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста» вошли в третью очередь государственных и муниципальных услуг, перевод в электронный формат которых будет осуществлен Правительством Республики Калмыкия в 2022 года за счет средств федерального бюджета. Заявленные в иске как необходимые для перевода в электронный вид муниципальные услуги в 2021 году длительное время не были востребованы гражданами и организациями. Обратила внимание на то, что с учетом ограниченности местного бюджета расходование денежных средств на невостребованные заявителями услуги является неэффективным. В связи с чем просила учесть вышеуказанные обстоятельства.

Суд, выслушав объяснения стороны по делу и прокурора, изучив материалы дела, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.

На основании указанного пункта названного Федерального закона Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.

Одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции является внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов РФ, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственной электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг (пп. «в» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции).

Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя, с целью исключения возможности установления коррупционной связи.

С целью реализации указанных основных направлений антикоррупционной политики государства принят Федеральный закон от 27 июля 2020 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2020 года №210-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (п.6 ст.4 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ).

В силу п.3 ст.5 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право в том числе на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

На основании п.п.2 п.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

В силу требований п. 1 ст. 11 названного Федерального закона государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Для обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре, создан Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) являющийся федеральной государственной информационной системой (далее - федеральный реестр).

Из содержания ч. 6 ст. 11 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» реестр муниципальных услуг содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании.

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).

Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года №861 «О Федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» предусмотрено, что формирование сведений об услугах (функциях) и представление их для размещения в федеральном реестре осуществляют федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги (исполняющие соответствующие функции), на основании утвержденных административных регламентов предоставления услуг (исполнения функций) и стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Так, из анализа указанных норм права следует, что сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, должны быть включены в реестр муниципальных услуг, для последующего включения их в федеральный реестр и составления административного регламента по каждой муниципальной услуге.

В п. 4 Положения о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» предусмотрено, что публикация на едином портале сведений из реестра муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления, входящих в состав федерального реестра, осуществляется оператором единого портала в электронной форме в течение 1 календарного дня со дня прохождения формально-логической проверки в соответствии с Правилами ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. №861.

При этом, перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются органами местного самоуправления, утверждается нормативным правовым актом представительного органа.

Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 года № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.

Данное Распоряжение направлено на реализацию перевода в электронный формат социально значимых услуг: информатизации сфер образования и науки, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности. Предусмотрен переход на предоставление услуг (функций) в электронном виде в пять этапов, последний из которых (пятый) заканчивается 1 января 2014 года и связан с обеспечением возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 29 названного Федерального закона административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Следовательно, органами местного самоуправления административные регламенты и реестры оказываемых или муниципальных услуг должны быть приняты не позднее июля 2013 года, поскольку некоторые положения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» вступили в законную силу 01 июля 2011 года.

При это, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выступает оператором федеральной государственной информационной системы.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25 декабря 2018 года № 409 утверждено положение о Министерстве цифрового развития Республики Калмыкия.

Так, министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Калмыкия и органами местного самоуправления, а также иными организациями по вопросам, относящимся к их компетенции.

В силу положений пункта 4.10 Положения Минцифры Республики Калмыкия осуществляют полномочия по ведению республиканских информационных систем «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Калмыкия» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Калмыкия».

Органам местного самоуправления рекомендовано при утверждении актов, определяющих порядок формирования и ведения региональных и муниципальных реестров услуг (функций) с использованием государственных и муниципальных информационных систем, в том числе порядок размещения в них сведений, сформировать перечни соответственно государственных и муниципальных услуг (функций), используемые в качестве классификатора таких услуг (функций) руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года №861 (пункт 5 названного Постановления).

Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236 утверждены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (далее - услуги) органами местного самоуправления.

В пункте 2 указанных Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о предоставлении государственных и муниципальных услуг. По результатам проверки установлено, что Администрацией Малодербетовского РМО в нарушение действующих положений закона в ходе изучения сайта предоставления государственных (муниципальных) услуг по адресу: https://pgu.rk08.ru/#/ не обеспечена в полной мере возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с перечнем следующих муниципальных услуг в электронной форме: «Оформление архивных справок»; «Предоставление информации из реестра муниципального имущества»; «Назначение и выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»; «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет»; «Предоставление градостроительного плана земельного участка»; «Выдача разрешения на вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста»; «Предоставление градостроительного плана земельного участка»; «Предоставление разрешения на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций». В адрес главы администрации Малодербетовского РМО прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» от 30 марта 2022 года. До настоящего времени выявленные нарушения в полном объеме не устранены.

Согласно акту осмотра сайта от 27 июня 2022 года, составленному помощником прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия, в ходе изучения сайта предоставления государственных (муниципальных) услуг по адресу: https://pgu.rk08.ru/#/ установлено, что Администрацией Малодербетовского РМО не обеспечена в полной мере возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с перечнем вышеуказанных муниципальных услуг в электронной форме.

Решением № 1 Собрания депутатов Малодербетовского РМО от 7 марта 2019 года утвержден перечень муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия.

На основании Перечня массовых социально значимых государственных услуг Республики Калмыкия и муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат, утвержденного распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 17 июня 2021 года №182-р, указанные прокурором в административном иске муниципальные услуги значатся с указанием на их перевод в электронный формат в третью очередь государственных и муниципальных услуг.

При этом, согласно пункту 4 требований к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года №861, сведения, размещаемые исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на региональных порталах, должны быть тождественны сведениям, представляемым ими для размещения в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

Вместе с тем, на региональном портале государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых в Республике Калмыкия URL с адресом: https://pgu.rk08.ru/#/ во вкладке «Реестр», а также на официальном сайте Администрации Малодербетовского РМО отсутствуют сведения об утвержденном реестре муниципальных услуг предоставляемых Малодербетовским РМО в электронной форме.

Отсутствие утвержденного реестра муниципальных услуг, а также порядка его формирования и ведения административным ответчиком не оспаривается.

Кроме того, во вкладке «Малодербетовского РМО РК» подраздела «органы местного самоуправления» раздела «Каталог услуг» отсутствует перечень муниципальных услуг оказываемых ответчиком в электронной форме.

Вместе с тем, пунктом 5 требований к региональному порталу государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых в Республике Калмыкия установлено, что для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием региональных порталов должно быть обеспечена:

а) возможность подачи заявителем в электронной форме заявления о предоставлении услуги и иных документов, необходимых для получения услуги (далее соответственно - заявление, документы);

б) доступность для копирования и заполнения в электронной форме заявлений и документов;

в) возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения заявления, поданного в электронной форме с использованием регионального портала;

г) возможность получения заявителем результатов предоставления услуги в электронной форме, за исключением случаев, когда предоставление результатов услуги в такой форме запрещено федеральным законом;

д) возможность уплаты заявителем в электронной форме государственной пошлины или иной платы за предоставление услуг, осуществляемой посредством взаимодействия регионального портала с информационной системой Федерального казначейства.

Аналогичные требования установлены в пунктах 12-19 постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года №236 «Об утверждении требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг».

Так, в нарушение указанных требований при переходе по ссылке, отсутствует возможность получения муниципальной услуги в электронной форме, поскольку отсылки к заполнению запроса на предоставление услуги в электронной форме на едином портале, образцы заполнения электронной формы запроса на сайте не имеется.

При этом, автоматический переход к заполнению электронной формы запроса на региональном портале услуг, либо на официальном сайте Администрации Малодербетовского РМО также отсутствует.

Таким образом, сформировать запрос и иные документы, необходимые для предоставления, имеющихся услуг для последующего направления в орган исполняющий посредством портала или официального сайте граждане и иные лица не имею возможности.

Указанные обстоятельства, послужили основанием для направления в адрес административного ответчика представления от 30 марта 2022 года об устранении допущенных нарушений.

При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих об исполнении представления прокурора в материалах дела не имеется, суду не представлено.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что административным ответчиком не осуществлен полный комплекс мер направленных на реализацию возможности получения неопределенным кругом лиц первоочередных муниципальных услуг в электронной форме посредством использования регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых в Республике Калмыкия, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц получателей муниципальных услуг, а также создает препятствие для реализации прав граждан, которые могут повлечь нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.

Кроме того, до настоящего времени нарушения действующего законодательства административным ответчиком не устранены, что сторонами не оспаривалось.

Определяя срок, в течение которого подлежат совершению определенные действия суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению и объема совершенных на настоящее время административным ответчиком действий, находит обоснованным срок – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг - удовлетворить.

Обязать Администрацию Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия принять меры по организации предоставления в электронной форме следующих муниципальных услуг: «Предоставление информации из реестра муниципального имущества»; «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет»; «Выдача разрешения на вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста», в срок 3 (три) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий: Судья Л.В. Дьяконова

Копия верна: Судья Л.В. Дьяконова