ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-258/21 от 27.04.2021 Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан)

дело № 2а-258/21

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижнекамск 27 апреля 2021 года

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Булатова И.Х., при секретаре судебного заседания Галяутдиновой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС № 11 по РТ) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.

В обоснование требований указано, что административный ответчик имеет в собственности транспортные средства марки Skoda Roomster р/з ..., которые являются объектом налогообложения по транспортному налогу. Административным истцом исчислен налог по автомобилю марки ...1...... и в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомления об уплате налога ... от .... В целях досудебного урегулирования спора административному ответчику направлено требование об уплате налога и пени ... от ..., однако задолженность им не погашена. ... мировым судьей судебного участка ... по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности. ... определением мирового судьи судебного участка ... по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан вышеуказанный судебный приказ отменен, в связи с поступлением возражения от должника. С учетом поступивших квитанций об уплате налога и пени, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за ... в размере 2994 рубля и пени в размере 39 рублей 62 копейки, всего 3033 рубля 62 копейки.

Представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности в судебном заседании требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, поскольку налоговым органом транспортный налог по принадлежащему ему автомобилю марки Газель 172461 р/з ... как грузовому автомобилю, тогда как указанный автомобиль, который предназначен для перевозки грузов относится к категории легковых автомобилей. Транспортный налог за 2017 - 2018 годы им был уплачен как за легковой автомобиль.

Представитель заинтересованного лица УФНС по РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, отложить разбирательство не просили, представили письменный отзыв, в котором просили рассмотреть дело без их участия, просили иск удовлетворить, поскольку согласно сведениям из УГИБДД МВД по РТ, транспортное средство марки ГАЗ 172461 р... относится к типу транспортных средств N1 «Автомобили грузовые», в связи с чем транспортный налог за ... года исчислен налоговым органом правильно исходя из ставки налога, предусмотренной для грузовых транспортных средств.

Представитель заинтересованного лица УГИБДД МВД по РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, возражений не представили, отложить разбирательство не просили.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 357 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных статьей 48 НК РФ.

Согласно статье 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям, содержащимся в ГИБДД, административный ответчик имеет в собственности транспортные средства марки: 1). Skoda Roomster р/з ... года выпуска, дата возникновения права собственности – ...; 2). 172461, VIN ..., р/з ... года выпуска, дата возникновения права собственности – ....

Указанные транспортные средства являются объектами налогообложения по транспортному налогу.

В этой связи, налоговым органом исчислен транспортный налог:

... рублей, в том числе за транспортное средство марки Skoda Roomster р... рублей, за транспортное средство марки 172461 р/з ...;

за ... рублей, в том числе за транспортное средство марки Skoda Roomster р/з ..., за транспортное средство марки ....

... в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление ..., однако административным истцом транспортный налог за транспортное средство марки 172461 р... уплачен частично по ... – 2018 годы соответственно.

В целях досудебного урегулирования спора административному ответчику ... направлено требование об уплате налога за ... (2495 – 998 х 2) и пени 39 рублей 62 копейки за транспортное средство марки 172461 ...

Однако до настоящего времени административным ответчиком задолженность по налогу и пеням не погашена, допустимых и достоверных доказательств подтверждающих уплату налогов и пеней, суду не представлено, расчет задолженности по транспортному налогу за 2017 – 2018 годы, не оспорен.

... мировым судьей судебного участка ... по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу.

... определением мирового судьи судебного участка ... по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан вышеуказанный судебный приказ отменен, в связи с поступлением возражения от должника.

Совокупность вышеприведенных норм права и установленных по делу обстоятельств дают суду основания для удовлетворения требований МРИ ФНС России № 11 по РТ к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени в полном объеме.

Доводы административного ответчика о том, что транспортное средство марки 172461 (Газель) р/з ... является легковым и налоговый орган ошибочно применил к транспортному средству налоговую ставку – 25, являются необоснованными по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пункт 1 статьи 359 НК РФ).

Согласно статье 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории и срока полезного использования транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утверждены Приказом ФНС России от 17 сентября 2007 года N ММ-3-09/536), предусмотрены показатели «тип транспортного средства» и «назначение (категория) транспортного средства».

Предусмотренное главой 28 «Транспортный налог» НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08 ноября 1968 года (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.

Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Согласно разделу 2 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России», утвержденных Приказом МВД России от 26 июня 2018 года N 399, при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта Российской Федерации от 01 апреля 1998 года N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.

Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 года, в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в приложении 3 к данному Приказу).

В третьей строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства, согласно вышеназванному Положению, указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран» и т.п.

Аналогично в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пунктом 2.2.2 раздела 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля).

По смыслу приведенных выше требований закона и иных нормативно-правовых актов следует, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.

В случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о типе транспортного средства или разногласий с налогоплательщиками налоговые органы наделены правом по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 «О введении паспортов транспортных средств».

Как следует из материалов дела, административный истец, для целей налогообложения применяя к транспортному средству марки 172461 ... налоговую ставку - 25, руководствовался сведениями, которые были представлены органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Так, из представленной в МРИ ФНС № 11 по РТ из УГИБДД МВД по РТ информации следует, что вид транспортного средства марки ... – «Автомобили грузовые».

При этом, согласно паспорту данного транспортного средства в графе «наименование (тип ТС)» указано – автофургон.

Из содержания письма ООО «Объединенный инженерный центр» (ГАЗ группа) от ... фактически следует, что транспортное средство марки 172461, VIN ... относится к типу грузовых транспортных средств (N1).

В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пункта 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» - легковой автомобиль; «7» - фургоны; «9» - специальные.

Из вышеуказанного следует, что административный истец правомерно применил к транспортному средству марки 172461 р/з ... налоговую ставку – 25, поскольку данное транспортное средство фактически относится к типу грузовых транспортных средств. Расчет транспортного налога административного ответчика за ... годы налоговым органом произведен в соответствии с требованиями закона и составляет за 2017 ..., которые полностью ФИО1 не уплачены.

Ранее принятый судебный акт от ... по административному делу ...а... по требованиям ФИО1 о признании незаконным действия МРИ ФНС № 11 по РТ по перерасчету транспортного налога ..., исходя из положений статьи 64 КАС РФ, правового значения по данному административному делу не имеет, поскольку принят в отношении иного предмета административного спора, что также подтверждается определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от ... по вышеуказанному административному делу.

Учитывая данные обстоятельства, а также отсутствие доказательств полного исполнения административным ответчиком предусмотренной законом обязанности по уплате транспортного налога по транспортному средству марки 172461 р/... задолженность ФИО1 по транспортному налогу за ... копейки подлежат взысканию в судебном порядке.

Кроме того, в силу статьи 114 КАС РФ с административного ответчика в доход Муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей, от уплаты которой, административный истец был освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени удовлетворить полностью.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: ... пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ... по Республике Татарстан задолженность по транспортному налогу за налоговый период ....

Взыскать с ФИО1 в доход Муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» госпошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.

Судья И.Х. Булатов