Дело № 2а-2590/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2017 года город Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Солдатовой Ю.Ю.,
при секретаре Зиявудиновой А.А.,
с участием представителя административного истца заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбникова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей установить и описать границы особо охраняемой природной территории, направлению в орган кадастрового учета текстового и графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, перечня координат характерных точек его границ,
у с т а н о в и л:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 39 КАС, обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным бездействия Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по установлению и описанию в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>, с указанием перечня координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории; о возложении на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанностей в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>, подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>; о возложении на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанностей после установления и описания в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>, направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>, перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский».
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проводимой по обращению председателя <данные изъяты> проверки по факту нарушения режима использования особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ) регионального значения государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский» установлено, что в нарушение установленного решением Исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273 разрешенного режима использования указанного ООПТ, в лесном массиве, на территории государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский» расположены туристические стоянки и палатки, осуществляется стоянка автотранспорта, имеются следы лесных кострищ. Данные нарушения допускаются приезжающими на отдых в лесной массив на берег озера Селигер гражданами (неорганизованными туристами), которые неправомерно осуществляют действия по использованию ООПТ. Решением Исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273 создана особо охраняемая природная территория регионального значения государственный природный заказник «Муравьиный заказник Полновский», характеризующийся как лесной массив площадью <данные изъяты> с комплексами гнезд рыжих лесных муравьев.
Отношения в сфере особо охраняемых природных территорий регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.
Из анализа ст. 24 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ следует, что создание особо охраняемой природной территории включает в себя: объявление природных объектов и комплексов государственным природным заказником, утверждение границ и определение режима особой охраны территорий государственного природного заказника.
В ходе проверки выявлен факт отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости о границах указанных выше государственных природных заказниках как об особо охраняемой природной территории.
Проверка показала, что в нарушение ст. 7, 8, 32, 44 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, ст. 20 ФЗ «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78-ФЗ, п. 6 ст. 56 ЗК РФ, ст. 131 ГК РФ, Приказа Минприроды России от 19.03.2012 № 69, до настоящего времени границы указанной выше особо охраняемой природной территории не установлены и не описаны, сведения об указанных границах не внесены в единый государственный реестр недвижимости. Данные обстоятельства способствуют тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования и особо охраняемых природных территориях. При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями и особо охраняемыми природными территориями возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с нарушением их режима и отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно ст. 1 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией.
Статьей 20 Устава Тверской области, утвержденного постановлением Законодательного собрания Тверской области от 05 ноября 1996 года № 436, Губернатор Тверской области является высшим должностным лицом области, возглавляет Правительство Тверской области и руководит его работой.
В силу подп. «б» ч. 11 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 26 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. В соответствии с ч. 4 ст. 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Статья 13 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» закрепляет полномочия Правительства Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования, к которым относится в том числе: создание (образование) особо охраняемых природных территорий регионального значения и обеспечение их охраны, обеспечение организации регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области (Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденное Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года №90-пп). В силу Положения Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области с учетом изменений в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, осуществляет функции, в том числе: обеспечение проведения комплексного экологического обследования территории, которой предполагается присвоить статус особо охраняемой природной территории регионального значения; взаимодействие с федеральными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по вопросам создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий; подготовку предложений Правительству Тверской области по созданию, изменению и упразднению особо охраняемых территорий регионального и местного значения Тверской области; ведение государственных кадастров особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Кроме того, Министерство осуществляет государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Таким образом, обязанность установить границы указанных выше особо охраняемых природных территорий регионального значения, подготовить документы, отображающие в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы государственного природного заказника регионального значения «Муравьиный заказник «Полновский» на территории Осташковского района, а также предоставить в орган регистрации прав документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы указанных ООПТ возложены на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой Министру природных ресурсов и экологии Тверской области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона на основании того, что в государственном кадастре недвижимости сведения о границах особо охраняемой природной территории регионального значения – ГПЗ «Муравьиный заказник Полновский» как особо охраняемой природной территории, отсутствуют, режим охраны не определен, предоставленные полномочия по сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий должным образом не реализуются. Из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на представление следует, что исполнение требований прокуратуры возможно только при выделении дополнительных денежных средств. Таким образом, меры, направленные на устранение нарушений закона, Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области не приняты, установление границы особо охраняемой территории – ГПЗ «Муравьиный заказник Полновский» в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона.
Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие, отчуждение и использование территорий расположения природных объектов в целях, противоречащих установленному для особо охраняемых природных территорий режиму. Непринятие мер административными ответчиками нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Определением Центрального районного суда г. Твери от 23 октября 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования «Мошенское сельское поселение» и Министерство лесного хозяйства Тверской области.
Определением Центрального районного суда г. Твери от 08 ноября 2017 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация МО «Осташковский район» Тверской области.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддерживал и просил их удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительство Тверской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Согласно представленному отзыву на административное исковое заявление Правительство Тверской области с требованиями не согласно, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
В административном исковом заявлении не указано, в какой доле каждый из административных ответчиков должен исполнить действия, направленные на устранение предполагаемого бездействия, и какие конкретные действия каждый из ответчиков должен совершить. Полномочия, указанные в пункте 6 статьи 13 закона Тверской области от 02.08.2011 № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» переданы уполномоченному исполнительному органу. В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп, в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, Министерство осуществляет, в том числе, обеспечение проведения комплексного экологического обследования территории, которой предполагается присвоить статус особо охраняемой природной территории регионального значения; рассмотрение документов и материалов, обосновывающих необходимость создания, изменения и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведение государственных кадастров особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения; взаимодействие с федеральными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по вопросам создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий. Исходя из закрепленных за ответчиками полномочий, к компетенции Правительства Тверской области, по сути, относится принятие в установленном порядке, на основании представленных Министерством материалов и документов, постановления об утверждении границ и паспорта особо охраняемой природной территории. Все иные действия относятся к полномочиям Министерства. Только после выполнения Министерством мероприятий по установлению границ особо охраняемой природной территории может потребоваться принятие соответствующего нормативного правового акта Правительства Тверской области. В рамках полномочий ответчиков, действия Правительства Тверской области по исполнению решения суда могут быть совершены только после выполнения соответствующих действий Министерством. Необходимость принятия Правительством Тверской области постановления об утверждении границ и паспорта особо охраняемой природной территории может быть определена только после установления и описания Министерством границ указанной особо охраняемой природной территории (если изменится площадь, либо иные физические характеристики особо охраняемой природной территории).
Особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу ФЗ от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до 30 декабря 2013 года. ГПЗ «Муравьиный заказник Полновский» образован решением исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273. Поскольку ГПЗ «Муравьиный заказник Полновский» уже создан суду возможно руководствоваться лишь постановлением Правительства Тверской области от 12.04.2012 № 162-пп «О Порядке изменения и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения».
В соответствии с Порядком органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, заинтересованные в изменении и упразднении ООПТ, подают в Министерство заявление об изменении или упразднении ООПТ. Министерство вправе самостоятельно реализовать инициативу изменения или упразднения ООПТ и осуществить подготовку необходимых материалов для изменения или упразднения ООПТ. Рассмотрение вопросов, связанных с изменением ООПТ, осуществляется комиссией при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в Тверской области (далее - Комиссия), Положение о которой и ее состав утверждаются Правительством Тверской области. С учетом заключения Комиссии Министерство в течение 5 рабочих дней со дня подписания соответствующего заключения принимает решение о возможности или невозможности изменения или упразднения ООПТ и направляет письменный ответ органу государственной власти, органу местного самоуправления, подавшему заявление о создании ООПТ, о принятом решении. В случае принятия решения о возможности изменения или упразднения ООПТ Министерство в течение 30 рабочих дней готовит: а) представление в Правительство Тверской области об изменении или упразднении ООПТ; б) проект изменений, вносимых в положение об ООПТ (для памятников природы регионального значения - паспорт), в случае ее изменения; в) проект постановления Правительства Тверской области об изменении или упразднении ООПТ, а также об утверждении изменений в положение об ООПТ (для памятников природы регионального значения - паспорт) в случае ее изменения. Проект постановления Правительства Тверской области об изменении или упразднении ООПТ, а также об утверждении изменений в положение об ООПТ (для памятников природы регионального значения - паспорт) подлежит обязательной государственной экологической экспертизе. Принятие Правительством Тверской области постановления об изменении или упразднении ООПТ является основанием для внесения сведений об изменении или упразднении ООПТ в кадастр особо охраняемых природных территорий Тверской области в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, принятие Правительством Тверской области нормативного акта об установлении границ ГПЗ «Муравьиный заказник Полновский» потребуется только в том случае, если в ходе установления границ данного ООПТ Министерством будут установлены основания для изменения ООПТ. В случае отсутствия таких оснований, сведения о границах ООПТ будут внесены в государственный кадастр недвижимости (составную часть Единого государственного реестра недвижимости) на основе решения исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273. Разработка проекта постановления Правительства Тверской области об изменении ООПТ (утверждении границ и паспорта ООПТ) также относится к компетенции Министерства. Поскольку Министерством на сегодняшний день не представлено сведений о выполнении работ по установлению и описанию границ ГПЗ «Муравьиный заказник Полновский», Правительство Тверской области не может исполнить какие-либо из требуемых прокурором действий в рамках закрепленных полномочий, поскольку данные действия могут быть совершены Правительством Тверской области только после выполнения соответствующих действий Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области и при условии, что в ходе установления Министерством границ ООПТ возникнет основание для изменения ООПТ.
Правительство Тверской области полагает, что в заявленной редакции требования прокурора не могут быть удовлетворены, так как в случае их удовлетворения судебный акт будет нарушать принцип обязательности и вытекающий из него принцип исполнимости судебных актов. В случае удовлетворения исковых требований ответчики при исполнении решения суда в соответствии с действующим нормативным регулированием должны провести комплекс необходимых мероприятий, направленных на установление и описание границ памятника природы, в том числе, работы по комплексному экологическому обследованию и постановке (на основании материалов комплексного экологического обследования) на государственный кадастровый учет границ памятника природы. Площадь ООПТ, определенная по результатам комплексного экологического обследования, может быть как больше, так и меньше площади, указанной в резолютивной части решения суда. Указание в решении суда конкретной площади памятника природы (которая в силу объективных факторов не могла не измениться с 1986 года) ставит исполнение решение суда под условие (зависимость от полученных результатов комплексного экологического обследования), что не соотносится с принципом безусловности судебного акта. При этом отсутствие указания на такую площадь не создает чрезмерного усмотрения для ответчиков, так как материалы комплексного экологического обследования в соответствии с требованиями ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» подлежат проверке путем проведения государственной экологической экспертизы.
В дополнениях к отзыву Правительство Тверской области просит суд в случае принятия решения об удовлетворении административного искового заявления прокурора установить срок исполнения обязанности по установлению и описанию границ ООПТ — не менее 6 месяцев. Данный срок необходим Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области в целях соблюдения сроков заключения государственных контрактов на комплексное экологическое обследование ООПТ, проведение кадастровых работ, приемки результатов данных работ.
Представитель административного ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву на административное исковое заявление Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области не согласно с требованиями по следующим основаниям.
Признаки бездействия по установлению границ ООПТ со стороны Министерства отсутствуют. Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области и согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп, осуществляет функции по обеспечению проведения комплексного экологического обследования территории, которой предполагается присвоить статус особо охраняемой природной территории регионального значения, а также подготовку предложений Правительству Тверской области по созданию, изменению и упразднению ООПТ регионального и местного значения в Тверской области. Финансовое обеспечение для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение Министерства на 2017 год и плановые 2018 и 2019 годы не может обеспечить проведение комплексного экологического обследования и постановку на государственный кадастровый учет ООПТ, в отношении которых уже есть судебные решения (58 ООПТ регионального значения), а также Заказника, указанного в административном исковом заявлении Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры, денежные средства на них не заложены в региональном бюджете, в связи с чем у Министерства отсутствуют признаки бездействия в данном направлении. Решением Исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усилении их охраны» в Осташковском районе был создан заказник «Муравьиный заказник Полновский». На момент принятия вышеуказанного решения Исполнительного комитета документы, устанавливающие и описывающие границы указанного ООПТ, отсутствовали, в данном решении не содержатся описания местоположения ООПТ, а указывается только район - Осташковский. Действовавшим на момент объявления Заказника законодательством было предусмотрено наличие документов, отображающих на картах землеустройства данной территории с особыми условиями использования. Ни в архивных документах Министерства и Правительства Тверской области, ни в документах Государственного архива Тверской области, ни в документах государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, каких-либо сведений о границах ООПТ и её расположения на местности не содержится. Вывод о том, что ООПТ не было создано в установленном порядке, а фактически процесс её создания был лишь начат, путем объявления соответствующей территории таковой, но не завершен, подтверждается и исковым заявлением прокурора, где говорится о том, что создание особо охраняемой природной территории включает в себя: объявление природных объектов и комплексов памятниками природы; утверждение границ и определение режима особой охраны территорий памятников природы; создание охранной зоны. Оснований говорить, о том, что Заказник создан, на сегодняшний день не имеется.
Федеральный законодатель не урегулировал вопрос установления и описания границ памятников природы и природных заказников, которые были созданы (признаны таковыми) до вступления в силу ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», и сведения (документы) о границах которых отсутствуют, ограничившись установлением общей нормы об обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждать границы и определять режим особой охраны территории памятников природы, находящихся в их ведении (пункты 2 и 3 статьи 26 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Применительно к рассматриваемому делу нормативное регулирование указанного вопроса присутствует в нормативном акте Тверской области. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Тверской области от 10.02.2015 № 64-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от 12.04.2012 № 163-пп», установление и описание границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, созданных (признанных таковыми) до дня вступления в силу ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» осуществляется на основании материалов комплексного экологического обследования территории. Создание, указанной ООПТ на сегодняшний день не завершено, в связи с чем, ответчикам в случае удовлетворения исковых требований при исполнении решения суда необходимо будет руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, регулирующими данные правоотношения, что, в свою очередь, предполагает в целях определения и установления границ ООПТ проведение комплексного экологического обследования, которое включает в себя сбор, изучение и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах в местах предполагаемого расположения особо охраняемой природной территории, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей установление границ памятника природы.
Министерство считает, что в заявленной редакции требования прокурора не могут быть удовлетворены, так как в случае их удовлетворения судебный акт будет нарушать принцип обязательности и вытекающий из него принцип исполнимости судебных актов. Указание в решении суда конкретной площади ООПТ (которая в силу объективных факторов не могла не измениться с 1986 года) ставит исполнение решение суда под условие (зависимость от полученных результатов комплексного экологического обследования), что не соотносится с принципом безусловности судебного акта. При этом отсутствие указания на такую площадь не создает чрезмерного усмотрения для ответчиков, так как материалы комплексного экологического обследования в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» подлежат проверке путем проведения государственной экологической экспертизы.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Мошенское сельское поселение» письменно просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, оставив решение по делу на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Осташковский район» письменно просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора полагает подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Министерства лесного хозяйства Тверской области, извещенные о месте и времени надлежащим образом, не явились.
С учетом мнения представителя истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В целях защиты прав неопределенного круга лиц в силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор наделен правом обращения в суд. При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что прокурор правомерно обратился в суд в соответствии со ст. 39 КАС РФ в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии с пунктами "в", "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 ФЗ от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Статья 25 названного Федерального закона определяет памятник природы как уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объект естественного и искусственного происхождения (пункт 1), и устанавливает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения (пункт 2).
Указанный Федеральный закон в статье 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6, 7).
Аналогичную норму содержит статья 6 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 26 ФЗ от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Судом установлено, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которой было установлено, что границы особо охраняемой природной территории - государственный природный заказник «Муравьиный заказник Полновский» в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены и не описаны, сведения об указанных границах не внесены в государственный кадастр недвижимости как об особо охраняемой природной территории.
Государственный природный заказник «Муравьиный заказник Полновский» был признан государственным памятником природы местного значения на основании решения исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 30 июля 1986 года № 273 и представляет собой лесной массив площадью <данные изъяты> с комплексами гнезд рыжих лесных муравьев. Копия данного решения представлена в материалы дела.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 16 января 2017 года № 9-кв утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Тверской области в 2017 году, в число которых включен памятник природы регионального значения - государственный природный заказник «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>.
Статьей 58 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно ч. 2 ст. 7 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости; реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества; реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий; реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
В кадастр недвижимости вносятся, в том числе дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, а именно, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков (п. 6 ч. 5 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Статьей 32 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории (п. 10 ч. 1).
Согласно ч.ч. 18-20 ст. 32 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве". Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 9 части 1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких зон. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 12, 14 - 16 части 1, пунктом 4 части 3, частью 15 настоящей статьи, является описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, подготовленное в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" для описания местоположения границ объекта землеустройства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1, в части 3 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.
Согласно статье 1 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО "О Правительстве Тверской области" Правительство Тверской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией. Правительство Тверской области осуществляет на всей территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Тверской области.
В соответствии со статьёй 13 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО "О Правительстве Тверской области" Правительство Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования, создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственное управление и контроль в области организации и функционирования таких территорий, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
В силу положений Закона Тверской области от 08 декабря 2010 года № 108-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области" и Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 90-пп, установление и описание границ особо охраняемых природных территорий относится к компетенции Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.
Как следует из пункта 3 статьи 10 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что в нарушение выше проанализированных положений закона границы особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>, в установленном законом порядке не установлены, не описаны текстовое и графическое описания местоположения его границ, и перечень координат характерных точек границ в орган кадастрового учета не направлены.
Изложенное, с учетом компетенции административных ответчиков, свидетельствует о допущенном ими бездействии по неисполнению обязанностей, возложить которые на них решением суда требует прокурор.
Правомерность данного бездействия с учетом частей 9,11 статьи 226 КАС РФ доказывается административными ответчиками. Доказательств соответствия такого бездействия нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, суду не представлено.
Руководствуясь приведенными положениями законодательства, установив, что обязанность, возложенная на упомянутые органы исполнительной власти в силу закона, не исполнена, а отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях, и как следствие, прав неопределенного круга лиц на окружающую среду, суд полагает, что заявленные Осташковским межрайонным природоохранным прокурором требования подлежат удовлетворению с учетом компетенции каждого из административных ответчиков, указанной в нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность.
С учетом положений части 2 статьи 178 КАС РФ суд считает необходимым в части требования о возложении на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанностей по установлению и описанию в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>, подготовке перечня координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>, установить срок его исполнения – в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда. Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>, направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>, перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский».
Руководствуясь ст. ст.175-180, 226-228 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административный иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по установлению и описанию в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>, с указанием перечня координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории.
Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>,, подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>.
Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>, направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский», площадью <данные изъяты>, перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Муравьиный заказник Полновский».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Ю. Солдатова
Решение в окончательной форме принято 29 ноября 2017 года.
Председательствующий Ю.Ю. Солдатова