Дело №2а-2594/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2016 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Аскольд» к архивному отделу Приморского края о признании предписания незаконным,
установил:
ОАО «Аскольд» обратилось в суд с административным исковым заявлением к архивному отделу Приморского края о признании незаконными пунктов 2 и 3 предписания № от дата, указав в обоснование заявленных требований, что основанием для вынесения предписания является приказ Министерства культуры РФ от дата№, который был опубликован дата, вступил в силу с дата и действует только в отношении тех обстоятельств, которые возникли после введения его в действие. С учетом этого, полагает, что п. 2 оспариваемого предписания не распространяет свое действие на дела организации до дата. Пункт 3 предписания не подлежит применению, так как не входит в период действия Правил организации, хранения, комплектования и учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных приказом №. Кроме того, указывает, что создание архива является правом, а не обязанностью экономических субъектов, о чем указано в п. 1.4 Правил. Порядок хранения документов экономический субъект устанавливает самостоятельно.
В судебном заседании представитель ОАО «Аскольд» ФИО3 на заявленных требованиях настаивала.
Представители архивного отдела Приморского края ФИО4 и ФИО5 полагали заявленные требования необоснованными, представили письменный отзыв на административный иск, в котором указали, что до вступления в силу Правил, утвержденных приказом №, действовали Основные правила работы ведомственных архивов, утвержденные приказом Главархива СССР от дата№, в соответствии с разделами 4.1, 7.4 которых ОАО «Аскольд» обязано было ежегодно проводить работу по оформлению дел, составлению и утверждению описей дел по личному составу в установленном порядке. На основании представленных документов в ходе проверки было установлено, что в ОАО «Аскольд» архива нет, но ответственные лица за архив назначены.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа от дата№ начальника архивного отдела Приморского края проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Аскольд» на предмет соблюдения юридическим лицом обязательных требований законодательства в области архивного дела.
Согласно акту проверки № от дата выявлены нарушения требований разделов II, IV, V Правил организации, хранения, комплектования и учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных приказом Министерства культуры РФ от дата№.
На основании указанного акта проверки юридическому лицу выдано предписание № от дата, в соответствии с пунктом 2 которого для устранения выявленных нарушений предписано составить номенклатуру дел организации и утвердить в установленном порядке; пунктом 3 предписания на ОАО «Аскольд» возложена обязанность по проведению архивно-технической обработки дел поличному составу организации, созданию описи дел по личному составу организации за дата годы и утверждению в установленном порядке. Установлен срок исполнения предписания – до дата.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено административным ответчиком в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий, предоставленных данному органу.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об архивном деле в Российской Федерации" контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 Положения об архивном отделе Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 06.08.2007 № 216-па, архивный отдел в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять условия хранения, комплектования, учета и использования архивных документов в архивных учреждениях края и организациях.
В соответствии с изменениями, внесенными постановлением администрации Приморского края от 03.07.2012 № 181-па в п. 9 указанного Положения, архивный отдел Приморского края имеет право выдавать предписания об устранении нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Приморского края об архивном деле.
Пунктами 16,17,19 раздела III Административные процедуры Административного регламента архивного отдела Приморского края, утвержденного приказом архивного отдела Приморского края от 26.12.2011 № 43, установлен порядок осуществления административных действий – проведение выездной проверки, составление акта проверки, выдача предписания.
Нарушений порядка проведения проверки, оформления ее результатов и порядка выдачи предписания судом не установлено. Факт отсутствия номенклатуры дел и описи дел по личному составу в организации за 1992-2012 годы, а также не проведения архивно-технической обработки дел административным истцом не оспаривался.
Доводы административного истца о незаконности п.п. 2,3 оспариваемого предписания со ссылкой на факт вступления приказа Министерства культуры Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 526 "Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях" в законную силу с 21.09.2015 не могут быть признаны состоятельными, поскольку до момента вступления в силу вышеназванного приказа на территории Российской Федерации подлежали применению Основные правила работы ведомственных архивов, утвержденные приказом Главархива СССР от 5 сентября 1985 г. N 263, которые также предусматривали обязанность организаций по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов.
Поскольку на момент проведения проверки и вынесения предписания – 15.10.2015 приказ Министерства культуры Российской Федерации от 31.03.2015 N 526 являлся вступившим в законную силу, административным ответчиком правомерно в оспариваемых пунктах предписания указано на нарушение разделов II, IV, V Правил, утвержденных названным приказом.
Доводы административного истца о том, что порядок хранения документов юридическим лицом устанавливается самостоятельно, поскольку создание архива является правом, а не обязанностью организации, что следует из п. 2 ст. 13 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об архивном деле в Российской Федерации", не влияют на выводы суда о законности оспариваемых пунктов предписания.
Действительно, исходя из положений ч. 2 ст. 13 Федерального закона "Об архивном деле" создание архивов в целях хранения образовавшихся в процессе деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности, является правом организаций.
Между тем, обязанность по созданию архива предписанием № от дата на ОАО «Аскольд» не возлагалась, напротив, из материалов дела следует, что административным истцом самостоятельно осуществляется хранение архивных документов, соответствующими распоряжениями уполномоченных должностных лиц ОАО «Аскольд» назначены лица, ответственные за архив предприятия, во исполнение Правил, утвержденных приказом № 526 от 31.03.2015, создана экспертная комиссия, которой предписано в своей работе руководствоваться Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле".
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об архивном деле" государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 данного Федерального закона.
Таким образом, при наличии на предприятии архивной документации, в том числе в случае фактического создания архива в виде накопления в определенном месте архивных документов, принятии решения уполномоченными органами предприятия о назначении лиц, ответственных за ведение архива, сохранность архивных документов должна быть обеспечена в соответствии с требованиями законодательства об архивном деле.
Поскольку нарушений действующего законодательства при вынесении оспариваемого предписания, а также нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца судом не установлено, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ОАО «Аскольд» к архивному отделу Приморского края о признании предписания незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 11.04.2016.
Судья Т.А. Михайлова