ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2594/2021 от 11.06.2021 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

К делу № 2а-2594/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Зубкова Г. А.,

при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,

с участием помощника прокурора Республики Адыгея Базарова Е.Н.,

представителя ответчиков – Совета народных депутатов МО «Город Майкоп» и Комиссии Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» по урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокуратуры Республики Адыгея к Совету народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» и Комиссии Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» по урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности о признании незаконным решения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратура Республики Адыгея обратилась в суд с административным иском к Совету народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» о признании незаконным решения. В обоснование иска указали, что по результатам проверки соблюдения антикоррупционного законодательства было установлено, что депутатом Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майко» (СНД МО «Город Майкоп») ФИО2 не принимались меры по предотвращению конфликта интересов.

Так, постановлением Территориальной избирательной комиссии города Майкопа от 10.09.2018 № 92/547-5 ФИО2 избран депутатом СНД МО «Город Майкоп» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №7.

Вместе с тем, депутатом СНД МО «Город Майкоп» ФИО2 в период с 10.09.2018 (с момента избрания депутатом) по настоящее время не принимались меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Так, было установлено, что на основании распорядительных документов главы МО «Город Майкоп» ФИО2 в период с 14.07.2015г. по настоящее время занимает должность директора МУП «Майкопводоканал» МО «Город Майкоп», в связи с чем с ним заключен трудовой договор, который от лица работодателя подписан главой органа местного самоуправления.

На основании трудового договора в период с октября 2018 г. по январь 2020 г. ФИО2 получал от работодателя ежемесячную заработную плату в размере 46 700 руб., а также на основании отдельных распоряжений главы МО «Город Майкоп» получил премиальные выплаты (ежемесячные и по итогам работы за год) в размере 343 627 руб. и материальную помощь в размере 140 100 руб.

Между тем, в соответствии с ч. 10 ст. 35, чч. 5, 5.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 1 ст. 25 Устава муниципального образования «Город Майкоп», утверждённого Решением СНД МО «Город Майкоп» от 19.04.2018 № 301-рс, глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (решения СНД МО от 30.05.2019 № 80 и 11.02.2020 № 143).

По мнению истца, в нарушение требований ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ, ФИО2 о возникшем конфликте интересов, выразившемся в личной заинтересованности при получении доходов в виде денежных средств от подконтрольного ему как депутату представительного органа главы муниципального образования, не уведомил СНД МО «Город Майкоп», каких-либо мер по предотвращению конфликта интересов не принимал, в связи с чем допустил существенные нарушения установленных антикоррупционным законодательством обязанностей, запретов и ограничений.

Из содержания Федерального закона № 273-ФЗ следует, что установленные им нормы права адресованы и являются обязательными для всех перечисленных в нем лиц, то есть и для депутатов, не обладающих правом единоличного принятия решений, к числу которых относится и ФИО2

В связи с несоблюдением ФИО2 установленных антикоррупционным законодательством обязанностей, запретов и ограничений прокуратура республики 28.02.2020 г. проинформировала СНД МО «Город Майкоп» в целях рассмотрения вопроса о досрочном прекращении им полномочий депутата органа местного самоуправления.

Согласно поступившему 28.04.2020 г. в прокуратуру республики ответу из представительного органа информация 23.04.2020г. рассмотрена на заседании Комиссии СНД МО «Город Майкоп» по урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности, которая пришла к выводу, что в действиях депутата ФИО2 отсутствует конфликт интересов (протокол № 2).

Посчитав указанное решение Комиссии СНД МО «Город Майкоп» по урегулированию конфликта интересов липами, замещающими муниципальные должности, необоснованным и незаконным, прокуратура обратилась в суд с соответствующим иском, в котором просила: - признать незаконным решение (протокол от 23.04.2020г. № 2) Комиссии СНД МО «Город Майкоп» по урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности об отсутствии конфликта интересов в действиях депутата ФИО2, и отменить его, а также обязать СНД МО «Город Майкоп» принять решение об ответственности депутата ФИО2 в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», чч. 7.1, 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Определением Майкопского городского суда от 30.09.2020г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Комиссия Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» по урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности.

В судебном заседании, в связи с принятием СНД МО «Город Майкоп» решения от 22.04.2021г. о прекращении полномочий ФИО2 в связи с отставкой, представитель истца отказался от иска в части обязания ответчика принять решение о его ответственности, в остальной части требования поддержал.

Представитель ответчиков против иска возражала, просила в его удовлетворении отказать виду необоснованности.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что иск Прокуратуры Республики Адыгея подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 в период с 14.07.2015г. по настоящее время занимает должность директора МУП «Майкопводоканал» МО «Город Майкоп», в связи с чем с ним заключен соответствующий трудовой договор, который от лица работодателя подписан главой органа местного самоуправления.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии города Майкопа от 10.09.2018г. № 92/547-5 ФИО2 избран депутатом СНД МО «Город Майкоп» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №7.

Прокуратурой Республики Адыгея была проведена проверка соблюдения депутатом СНД МО "Город Майкоп" ФИО2 требований антикоррупционного законодательства.

По результатам проверки орган прокуратуры пришел к выводу о наличии конфликта интересов, к предотвращению которого депутат ФИО2 мер не принял, в связи с чем, в адрес председателя СНД МО "Город Майкоп" направлена соответствующая информация для рассмотрения вопроса в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2

В ответ на информационное письмо председатель СНД МО "Горд Майкоп" ФИО3 направил прокурору выписку из протокола заседания Комиссии от 23 апреля 2020 года, согласно которому члены Комиссии проголосовали за отсутствие конфликта интересов при осуществлении полномочий ФИО2 и против наличия личной заинтересованности ФИО2, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Как указывает истец, на основании трудового договора, в период с октября 2018 г. по январь 2020 г., ФИО2 получал от работодателя (главы МО «Город Майкоп») ежемесячную заработную плату в размере 46 700 руб., а также на основании отдельных распоряжений главы получил премиальные выплаты (ежемесячные и по итогам работы за год) в размере 343 627 руб. и материальную помощь в размере 140 100 руб.

Считают, что поскольку в силу положений ст. ст. 35, 36 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ч. 1 ст. 25 Устава муниципального образования «Город Майкоп, глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования, то в данном случае имеется конфликт интересов, выразивший в личной заинтересованности ФИО2 при получении доходов в виде денежных средств от подконтрольного ему как депутату представительного органа главы муниципального образования. При этом сам ФИО2 не уведомил об этом СНД МО «Город Майкоп» и каких- либо мер по предотвращению конфликта интересов не предпринял.

Удовлетворяя в части исковые требования прокуратуры Республики Адыгея суд исходит из следующего.

В силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно требованиям ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 1, 2 ст. 10 ФЗ-273).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо из числа, указанных выше, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Оно обязано уведомить о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 10.1 ст. 40 вышеуказанного закона полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Полномочия представительного органа регламентированы ст. 35 вышеназванного закона, а также определяются уставом муниципального образования.

Согласно Уставу муниципального образования "Город Майкоп", утв. Решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 19 апреля 2018 г. N 301-рс структуру органов местного самоуправления составляют: Совет народных депутатов, Глава муниципального образования, Администрация муниципального образования, Контрольно-счетная палата муниципального образования "Город Майкоп", обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава администрации подконтролен и подотчетен Совету.

Депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Материалами дела подтвержден факт наступления последствий в виде получения ФИО2 дохода, в том числе премиальных выплат и материальной помощи на основании отдельных распоряжений главы муниципального образования, что может свидетельствовать о наличии конфликта интересов.

Таким образом, ФИО2 обязан был сообщить в комиссию Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" по урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Однако данная обязанность не была им исполнена.

При этом, представительный орган местного самоуправления, достоверно зная о внесенном прокуратурой Республики Адыгея района представлении и нарушениях со стороны ФИО2 антикоррупционного законодательства, влекущих досрочное прекращение его полномочий, принял незаконное решение, чем были нарушены основные принципы антикоррупционной политики, в результате чего ФИО2 избежал предусмотренных законодательством мер юридической ответственности.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований в части признания незаконным решения (протокол от 23.04.2020г. №2) Комиссии Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» по урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности об отсутствии конфликта интересов в действиях депутата ФИО2

В части требований истца об отмене указанного решения суд считает необходимым отказать, поскольку действующее процессуальное законодательства в спорном случае не предусматривает такую форму защиты права как отмену (наряду с признанием незаконным) решения комиссии представительного органа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

Р Е Ш ИЛ:

административный иск прокуратуры Республики Адыгея к Совету народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» и Комиссии Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» по урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности о признании незаконным и отмене решения - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение (протокол от 23.04.2020г. №2) Комиссии Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» по урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности об отсутствии конфликта интересов в действиях депутата ФИО2

В удовлетворении остальной части иска прокуратуры Республики Адыгея – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 18.06.2021г.

Председательствующий -подпись- Г.А. Зубков

Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2020-003996-63

Подлинник находится в материалах дела № 2а-2594/2021 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.