ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2599/2017 от 18.10.2017 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело №2а-2599/2017

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2017 года город Симферополь

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:председательствующего - судьи Кучеренко Н.В.,при секретаре – Оплачко А.Е.,

с участием административного истца – Бестаева Ш.В.,

и представителей административных ответчиков – Голубевой О.В., Велиева Р.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Бестаева Шота Васильевича к Совету министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании ликвидации Регионального центра по гидрометеорологии не соответствующей законодательству Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения об утверждении ликвидационного баланса,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Бестаев Ш.В. обратился первоначально в суд с гражданским иском к Совету министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым о признании ликвидации Регионального центра по гидрометеорологии не соответствующей законодательству Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения об утверждении ликвидационного баланса, о взыскании убытков, возникших вследствие вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействий) Совета министров Республики Крым, о взыскании морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что истец работал в Региональном центре по гидрометеорологии в Республике Крым, однако, на основании распоряжения Совета министров №1484-р от 23.12.2014г. приказом Регионального центра по гидрометеорологии в Республике Крым (далее - РЦГМ в РК) №8 к от 08.03.2015г. истец уволен со службы в связи с ликвидацией организации с выплатой выходного пособия. При увольнении с истцом был произведён расчет, но не в полном объёме, решениями суда в его пользу взысканы денежные суммы в определённом размере. Истцом в адрес председателя ликвидационной комиссии Центра направлялись письма с требованием произвести оплату по решениям судов, однако, в ответ поступило письмо №320 от 13.05.2015г., в котором требования истца не удовлетворены. Впоследствии, в связи с прекращением Центра, как юридического лица, эти денежные суммы истцу так и не были выплачены, исполнительные производства окончены в связи с ликвидацией этого лица.

При этом, как указывает истец в обоснование иска, принимая решение о ликвидации РЦГМ в РК, ответчик Совет министров нарушил законодательство Российской Федерации, а именно: ст. 61 п.2 ГК РФ - не обосновал причину ликвидации Центра, правильно было бы - реорганизовать. Также, истец обращался Министерство экологии и природных ресурсов РК с просьбой произвести причитающиеся ему выплаты в связи с увольнением из РЦГМ в РК, однако, в ответе истцу было отказано.

Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 25.08.2015г. №740-р утвержден ликвидационный баланс РЦГМ в РК, организация прекратила существование в полном объёме, вопреки имеющимся долгам, не включающим надлежащие выплаты работникам РЦГМ в РК в соответствии с действующим законодательством РФ, чем истцу причинён материальный ущерб.

В связи с чем, обращаясь в суд, истец окончательно просил признать ликвидацию Регионального центра по гидрометеорологии в РК не соответствующей законодательству Российской Федерации, признать недействительным распоряжение №799-9 Совета министров РК об утверждении ликвидационного баланса Регионального центра по гидрометеорологии в РК, имеющего долги на момент утверждения баланса, взыскать с ответчика Совета министров РК убытки в размере 44 062 рублей, возникшие вследствие вреда причинённого в результате незаконных действий (бездействий) Совета министров РК при ликвидации и утверждении ликвидационного баланса Регионального центра по гидрометеорологии в РК, не включившего надлежащие выплаты работникам центра при его ликвидации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, взыскать с ответчиков: Совета министров РК, Министерство экологии и природных ресурсов РК, УФССП по РК солидарно моральный вред в размере 500 тыс. рублей.

Определением суда от 22.08.2017г. исковые требования Бестаева Ш.В. к Совету министров РК, Министерству экологии и природных ресурсов РК в части о признании ликвидации Регионального центра по гидрометеорологии не соответствующей законодательству Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения об утверждении ликвидационного баланса, в рамках гражданского дела №2-1437/2017 выделены в отдельное производство для рассмотрения в порядке КАС РФ.

Административный истец Бестаев Ш.В. в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить. При этом, уточнил свои требования, указав на описку в номере оспариваемого распоряжения, которое просит признать недействительным, просил признать недействительным именно распоряжение №740-р Совета министров РК об утверждении ликвидационного баланса Регионального центра по гидрометеорологии в РК имеющего долги на момент утверждения баланса.

Представители административных ответчиков Совета министров РК по доверенности – Голубева О.В., Министерства экологии и природных ресурсов РК по доверенности – Велиев Р.Ш. иск не признали, считая его необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п.62 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом, следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Судом установлено, что до 17.03.2014г. Автономная Республика Крым входила в состав государства Украины.

Постановлением Государственного совета Республики Крым №1745-6/14 от 17.03.2014 года провозглашено о независимости Крыма.

Согласно ст.ст. 1, 9, 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014г., Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего договора. Законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Настоящий Договор временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты ратификации. Ратифицирован Договор 21.03.2014 года.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст. 7 вышеуказанного Закона №6-ФКЗ, Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Согласно ст. 10 этого же Закона, функционирование государственных и местных учреждений, предприятий и организаций на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляется с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1.3. Постановления Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 №1837-6/14 «О национализации территориальных органов, предприятий и имущества сферы управления Министерства экологии и природных ресурсов и иных государственных органов, предприятий, расположенных на территории Республики Крым» национализировано в собственность Республики Крым имущество Государственной организации Министерства чрезвычайных ситуаций Украины, расположенной на территории Республики Крым: Регионального центра по гидрометеорологии в Автономной Республике Крым (местонахождение: 95034, г. Симферополь, ул. Б. Хмельницкого, д. 27, ЕГРПОУ 22274933).

При этом, как установлено, согласно требованиям статьи 3 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», участниками деятельности гидрометеорологической службы являются: федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальные органы и организации.

В связи с чем, учитывая, что в качестве самостоятельного юридического лица вышеуказанный Центр в Республике Крым функционировать не мог, поскольку это бы противоречило вышеуказанному Закону о существовании в субъектах РФ именно территориальных органов вышеуказанной федеральной службы, как пояснил в суде представитель ответчика Совета министров, 23.12.2014г. издано распоряжение №1484-р «О ликвидации Регионального центра по гидрометеорологии в Республике Крым», которым определено: ликвидировать Региональный центр по гидрометеорологии в Автономной Республике Крым (местонахождение: 295034, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Б. Хмельницкого, д.27, ЕГРПОУ 22274933); создать ликвидационную комиссию Регионального центра по гидрометеорологии в Республике Крым. Данным распоряжением утвержден и председатель этой ликвидационной комиссии.

При этом, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 №2733-р образовано новое юридическое лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», которое отнесено к ведению Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В дальнейшем, на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 28.04.2015 №371-р «О передаче имущества» имущество, находящееся на балансе Регионального центра по гидрометеорологии в Автономной Республике Крым, передано в безвозмездное пользование Федеральному государственному бюджетному учреждению «Крымское управление по гидрометеорологии мониторингу окружающей среды».

В соответствии со ст.81 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым и обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым. Порядок деятельности Совета министров Республики Крым определяется утверждаемым им регламентом.

Согласно ч.1 ст. 84 Конституции РК, Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения.

Согласно ст.83 Конституции РК, Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым.

Ч.3 ст.2 Закона РК от 08.08.2014 №46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» определены полномочия Совета министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым.

В соответствии с п.1, 2 статьи 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения. Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.

Таким образом, как установлено, административный ответчик Совет министров, издавая распоряжение о ликвидации вышеуказанного Центра действовал в соответствии с предоставленными ему полномочиями и способом, предусмотренном законом, в т.ч. ст.ст. 83, 84 Конституции РК, ст.ст. 2, 28, 41 Закона РК от 29.05.2014 года №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», ст. 2 Закона РК от 08.08.2014 года №46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым».

На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 23.12.2014г. №1484-р, приказом №8/к от 02.03.2015г. Регионального центра по гидрометеорологии в АРК истец Бестаев Ш.В. был уволен по п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.

Согласно п.п. 3, 4 ст.62 Гражданского кодекса РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Согласно п.п. 1,2 ст.61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Также, в соответствии с п.п. 1, 5, 6 ст.63 ГК РФ, ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Судом установлено, что по итогам проведенных ликвидационной комиссией вышеуказанного Центра мероприятий, составлен ликвидационный баланс учреждения Региональный центр по гидрометеорологии в РК. Как указали ответчики в суде, что нашло свое подтверждение в ходе исследования его содержания - нулевой. То есть, сведений о наличии задолженности по выплате каких либо денежных сумм уволенным работникам Центра, в том числе, перед истцом, баланс не содержит.

Ответчиком Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, как установлено, подготовлен проект распоряжения Совета министров РК «Об утверждении ликвидационного баланса». На основании предоставленных документов, распоряжением Совета министров Республики Крым от 25.08.2015г. №740-р утвержден ликвидационный баланс Регионального центра по гидрометеорологии РК, и соответственно, данное юридическое лицо прекратило свою деятельность.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ликвидация Регионального центра по гидрометеорологии в РК проведена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, решение об утверждении ликвидационного баланса Регионального центра по гидрометеорологии в РК принято Советом министров РК в пределах полномочий в соответствии с компетенцией, предоставленной законом и иными нормативными правовыми актами, без превышения полномочий, которые не использованы вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества.

Ссылки истца на то, что ликвидация Регионального центра по гидрометеорологии является не соответствующий законодательству РФ в силу того, что в пояснительной записке к проект распоряжению Совета министров РК «О ликвидации Регионального центра по гидрометеорологии» в п.4 о Финансово-экономических основаниях указано о том, что «проект не требует дополнительных расходов бюджета Республики Крым», не является основанием для признания данного Распоряжения незаконным, с учетом требований ФКЗ от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в части урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации. Кроме того, в силу того, что данным Распоряжением принято решение о ликвидации юридического лица, после чего, в результате работы самой ликвидационной комиссии устанавливается соответствующий объём требований кредиторов и осуществляются необходимые выплаты.

Доводы административного истца о том, что ответчики знали о наличии задолженности Регионального центра по гидрометеорологии в РК перед истцом на основании решений суда, однако, в нарушение действующего законодательства, приняли решение об утверждении ликвидационного баланса Центра, суд считает необоснованными, поскольку, как установлено, предоставленный ответчикам ликвидационный баланс такой задолженности перед истцом не содержит. Кроме того, как установлено, соответствующие исполнительные листы выданы истцу уже 03.08.2015г. и 15.09.2015г. соответственно, были предъявлены истцом в Федеральную службу судебных приставов по Республике Крым для принудительного исполнения. Сведения об информировании административных ответчиков о том, что предоставленный ликвидационный баланс не соответствует действительности у административных ответчиков, как установлено, отсутствовали.

Иные приведенные стороной истца доводы и ссылки в судебном заседании, в том числе, имеющуюся переписку председателя ликвидационной комиссии Центра о необходимости выделения дополнительных денежных средств для выплаты кредиторам в процессе ликвидации Центра, суд также считает несостоятельными и такими, что не имеют правового значения по делу в рамках настоящего предмета оспаривания. При этом, следует отметить, что такая указанная переписка датирована до предоставления административным ответчикам ликвидационного баланса Центра.

Таким образом, непосредственно, всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, проверив их имеющимися в деле доказательствами, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности, взвешенности и справедливости, суд пришёл к выводу о том, что административные ответчики доказали законность и обоснованность своих решений и действий, в пределах полномочий, предусмотренных законом, в предусмотренные законом сроки и способом. В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении иска в полном объёме.

Кроме того, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска является пропуск истцом срока обращения в суд с настоящим административным иском.

Так, в соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.8 вышеуказанной статьи предусмотрено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как установлено, судом, о распоряжении Совета министров о ликвидации Центра и о фактическом прекращении Центра, как юридического лица, истцу стало известно ещё в 2015 году, что подтверждается материалами дела и что он сам не оспаривал в суде. Однако, с иском в суд об оспаривании распоряжений Совета министров и процедуры ликвидации Центра истец обратился лишь 15.03.2017г. Фактических и правовых оснований для восстановления пропущенного истцом трехмесячного срока обращения в суд – не имеется.

В соответствии со ст.ст. 111, 112, 114 КАС РФ, в связи с отказом в удовлетворении исковых требований, судебные расходы по делу взысканию с ответчика не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 14, 45, 38, 62, 64, 150, 175-180 КАС Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Бестаева Шота Васильевича к Совету министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании ликвидации Регионального центра по гидрометеорологии не соответствующей законодательству Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения об утверждении ликвидационного баланса – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Н.В. Кучеренко

Решение суда принято в окончательной форме 23 октября 2017 года.