РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2018 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
с участием помощника прокурора г. Иркутска Просекиной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2599/2018 по административным исковым заявлениям ФИО2 к администрации города Иркутска о признании нормативного правового акта недействующим в части, ФИО1 к администрации города Иркутска о признании нормативного правового акта недействующим в части
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с административным исковым заявлением в порядке главы 21 КАС РФ, к администрации города Иркутска, в котором просит признать постановление администрации города Иркутска от 30.06.2017г. № 031-06-639/7-1 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска» в недействующим части утверждения Порядка, за исключением раздела 2 Порядка «Выявление самовольно размещенных нестационарных торговых объектов» ввиду его несоответствия законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
Также, ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением в порядке главы 21 КАС РФ, к администрации города Иркутска, в котором просит признать постановление администрации города Иркутска от 30 июня 2017 г. № 031-06-639/7-1 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска» в недействующим части утверждения Порядка, за исключением раздела 2 Порядка «Выявление самовольно размещенных нестационарных торговых объектов» ввиду его несоответствия законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
В обоснование административных исковых заявлений указано, что ИП ФИО2 (далее - Истец) является собственником нестационарного торгового объекта - павильона площадью 41 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, остановка общественного транспорта «Фабрика кухня» на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №: б/н, заключенного между Истцом и ИП Ф.Л.ДД.ММ.ГГГГ Истцом было получено уведомление комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - Комитет) от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№) о том, что Истцу в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от 30 июня 2017 г. № 031-06-639/7-1 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска» надлежит демонтировать принадлежащий ему павильон в добровольном порядке, в противном случае, указанный павильон будет демонтирован Комитетом в принудительном порядке.
Кроме того, ИП ФИО1 (далее - Истец) осуществляет предпринимательскую деятельность в нестационарном торговом объекте - купаве по адресу: <адрес>, бульвар Гагарина, на площадке у памятника Гагарину. Нестационарный торговый объект (купава), размещенный на настоящий момент по адресу <адрес>, бульвар Гагарина, на площадке у памятника Гагарину, принадлежит Истцу на праве собственности на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Истцом и ООО «<данные изъяты>». 05.06.2018г. Истцом получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска «О добровольном демонтаже незаконно установленного нестационарного торгового объекта». В указанном уведомлении Комитет сообщает, что нестационарный торговый объект (купава), расположенный по адресу: <адрес>, и принадлежащий Истцу на праве собственности, является самовольно размещенным. Также в уведомлении установлено требование осуществить демонтаж купавы в срок до 25.06.2018г. В противном случае администрацией г. Иркутска будет осуществлен демонтаж нестационарного торгового объекта в принудительном порядке в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от 30.06.2017 г. № 031-06-639/7-1 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска».
Оспариваемое Постановление в части утверждения Порядка, за исключением раздела 2 Порядка «Выявление самовольно размещенных нестационарных торговых объектов», не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу и нарушает права и законные интересы административных истцов, которые являются собственниками нестационарных торговых объектов, подлежащих демонтажу во внесудебном, административном порядке - на основании Распоряжения, в сфере права собственности, предпринимательской и иной экономической деятельности по следующим основаниям. Статьей 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно статье 209 ГК РФ Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Порядок выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска определяет комплекс мероприятий, связанных с выявлением и демонтажем (в том числе в принудительном (административном) порядке и с нанесением ущерба назначению указанного объекта и другим объектам) самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, расположенных на всей территории муниципального образования город Иркутск, в частности: в соответствии с п. 6 Порядка демонтаж самовольно размещенного нестационарного торгового объекта осуществляется посредством его удаления с места установки, а при невозможности такого удаления - посредством его разборки на составляющие элементы, в том числе с нанесением ущерба назначению указанного объекта и другим объектам, с которыми демонтируемый объект конструктивно связан, и последующим удалением составляющих элементов с места расположения, что необратимо ведет к утрате объекта как такового. В соответствии с п. 12 Порядка в случае неисполнения владельцем самовольно размещенного нестационарного торгового объекта требования о демонтаже такого объекта в добровольном порядке демонтаж осуществляется в принудительном порядке организацией, уполномоченной либо привлекаемой в соответствии с действующим законодательством Комитетом для производства работ по демонтажу (хранению). В соответствии с п. 15 Порядка в назначенный срок в присутствии представителей Комитета, участкового уполномоченного полиции или иных должностных лиц Межмуниципального Управления МВД России «Иркутское» (в случае их присутствия), представителя организации, уполномоченной либо привлекаемой Комитетом для производства работ по демонтажу, производится демонтаж самовольно размещенного нестационарного торгового объекта в принудительном порядке. В случае неявки лица, осуществившего самовольное размещение нестационарного торгового объекта, демонтаж производится в его отсутствие. В соответствии с п. 16 Порядка при необходимости для осуществления демонтажа нестационарного торгового объекта производится его вскрытие, о чем делается отметка в акте о демонтаже нестационарного торгового объекта. При обнаружении внутри объекта материальных ценностей составляется их подробная опись, которая подписывается всеми лицами, присутствующими при демонтаже, и прилагается к акту о демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта. Организация, уполномоченная либо привлекаемая Комитетом для производства работ по демонтажу (хранению), не несет ответственности за товары, пришедшие в негодность в течение срока хранения по причине истечения срока реализации или нарушения условий хранения либо пришедшие в негодность до произведенного демонтажа. В соответствии с п. 20 Порядка в случае возникновения аварийных, чрезвычайных ситуаций освобождение земельных участков, занятых самовольно размещенными нестационарными торговыми объектами, производится на основании распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска без применения предупредительных мер, предусмотренных разделами 2, 3 настоящего Порядка. Частью 1 статьи 16 Закона №131-Ф3 определены вопросы местного значения городского округа. В области собственности к ним относится только владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В области торговли и общественного питания к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Порядок выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска определяет комплекс мероприятий, связанных с выявлением и демонтажем, в том числе в принудительном порядке, самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, расположенных на всей территории муниципального образования город Иркутск, таким образом, предусматривает административный порядок защиты прав, что противоречит статье 11 ГК РФ, предусматривающей судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами. Согласно части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В силу статьи 2 ГК РФ отношения в сфере возникновения и осуществления прав собственности и других вещных прав регулируются гражданским законодательством, которое в соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, статьи 3 ГК РФ находится в ведении Российской Федерации. В статье 3 ГК РФ перечислены законодательные акты, которыми могут регулироваться указанные правоотношения. Акты органов местного самоуправления к ним не отнесены. Таким образом, постановление администрации города Иркутска от 30.06.2017г. № 031-06-639/7-1 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска» в части утверждения Порядка, за исключением раздела 2 Порядка «Выявление самовольно размещенных нестационарных торговых объектов» противоречит статье 35 Конституции Российской Федерации, статьям 2, 3, 11, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 16 Закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нарушает права и законные интересы административных истцов, которые являются собственниками нестационарных торговых объектов, подлежащих демонтажу во внесудебном, административном порядке - на основании Распоряжения, в сфере права собственности, предпринимательской и иной экономической деятельности включая полную утрату упомянутых объектов. На основании изложенного административные истцы полагали требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Определением суда от 22.06.2018г. административные дела по требованиям ФИО2, ФИО1 объединены в одно производство.
В судебном заседании административные истцы ФИО2, ФИО1 отсутствуют, уведомлены надлежащим образом, уважительных причин не явки суду не представили.
Представитель административных истцов ФИО3 поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации г.Иркутска ФИО4 требования ФИО2, ФИО1 не признала, поддержала доводы письменного отзыва на административные иски.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора г. Иркутска, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48, в редакции от 09 февраля 2012 года, «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8 ст. 213 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По смыслу данной нормы права для принятия решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта основанием для удовлетворения заявленных требований является только не соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Постановлением администрации города Иркутска от 30 июня 2017 г. № 031-06-639/7-1 утвержден Порядок выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска.
Положение разработано и утверждено в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 37, 38, 42 Устава города Иркутска.
Индивидуальный предприниматель ФИО2 является собственником нестационарного торгового объекта - павильона площадью 41 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, остановка общественного транспорта «Фабрика кухня» на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №: б/н, заключенного между Истцом и ИП Ф.Л.
Как следует из доводов административного иска ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было получено уведомление комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ о демонтировании принадлежащего ему павильона в добровольном порядке, в противном случае указанный павильон будет демонтирован Комитетом в принудительном порядке.
ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность Как следует из доводов административного иска, нестационарный торговый объект (купава), размещен по адресу <адрес>, принадлежит Истцу на праве собственности на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Истцом и ООО «<данные изъяты>». 05.06.2018г. Истцом получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска «О добровольном демонтаже незаконно установленного нестационарного торгового объекта».
Таким образом, административные истцы являются участниками правоотношений, которые регулируются оспариваемым нормативным правовым актом.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Статьей 11 Устава города Иркутска, принятого решением Думы города Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4 (далее – Устав города Иркутска), закреплено, что в ведении городского округа город Иркутск находится, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
В статье 12 Устава города Иркутска закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Иркутска обладают полномочием по изданию муниципальных правовых актов.
Постановления администрации города издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иркутска федеральными и областными законами.
Оспариваемое постановление принято мэром г. Иркутска в соответствии с его компетенцией и соответствовал форме и виду нормативно-правового акта, принимаемого мэром г. Иркутска.
Статья 28 Устав города Иркутска устанавливает, что к органам местного самоуправления города Иркутска относятся:
- Глава города Иркутска - мэр города.
- Представительный орган города Иркутска - Дума города Иркутска (Дума, городская Дума).
- Исполнительно-распорядительный орган города Иркутска - администрация города Иркутска (городская администрация).
- Контрольно-счетный орган города Иркутска - Контрольно-счетная палата города Иркутска (Контрольно-счетная палата города).
В соответствии со статьей 38 Устава города Иркутска мэр города в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и решениями городской Думы издает постановления и распоряжения администрации города, обязательные для исполнения на территории города. Постановления администрации города издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иркутска федеральными и областными законами.
Администрация города в соответствии с п.2 статьи 42 Устава города Иркутска разрабатывает и представляет мэру города проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения, отнесенных к ведению города.
Проект постановления администрации города Иркутска «Об утверждении Положения о демонтаже самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска» разработан структурным подразделением администрации города Иркутска - комитетом экономики администрации города Иркутска.
В соответствии с положением п.3 ст.46 ФЗ №131-ФЗ проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия (далее – ОРВ), проводимой органами местного самоуправления городских округов. Процедура ОРВ соблюдена администрацией полностью, копии подтверждающих документов прилагаются к настоящему отзыву, кроме того информация имеется в общем доступе на официальном сайте администрации города Иркутска (по адресу: http://admirk.ru/Pages/Uvedomlenie-o-podgotovke-munitcipalnogo-normativnogo-pravovogo-akta-goroda-Irkutska_1011.aspx)
Согласно п.3 ст.38 Устава города Иркутска нормативные правовые акты мэра города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием правового акта мэра города признается первая публикация его полного текста в газетах «Иркутск», «Иркутск официальный» либо в «Ведомостях органов местного самоуправления города Иркутска».
Источник публикации постановления администрации города Иркутска от 30.06.2017 № 031-06-639/7-1 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска» - газета «Иркутск официальный», № 29, 11.07.2017.
В соответствии с пунктом 3 постановления администрации города Иркутска от 30.06.2017 № 031-06-639/7-1 данный документ вступил в силу с момента официального опубликования, но не ранее дня вступления в силу постановления администрации города Иркутска «Об утверждении Положения о порядке сноса самовольных построек на территории города Иркутска» (опубликован в «Иркутск официальный», №29, 11.07.2017).
Постановление администрации г. Иркутска от 12.02.2018 № 031-06-83/8 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.06.2017 № 031-06-639/7-1» официально опубликовано в газете «Иркутск официальный», № 10, 27.02.2018.
Таким образом, судом установлено, что форма, вид, порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдены.
Проверяя соответствие оспариваемого Постановления администрации г. Иркутска от 30.06.2017г. № 031-06-639/7-1 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска» в недействующим части утверждения Порядка, за исключением раздела 2 Порядка «Выявление самовольно размещенных нестационарных торговых объектов», нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.
Пунктами 3, 15, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
- создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК Российской Федерации) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 11 ЗК Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления (ОМС) по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Пунктом 4.1 Постановления администрации г. Иркутска от 23.05.2012 №031-06-1054/12 «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории города Иркутска» установлено, что предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - субъекты проверки) в отношении расположенных в границах муниципального образования город Иркутск объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Иркутской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Иркутской области предусмотрена административная и иная ответственность (далее - требования), а также организация и проведение уполномоченным органом мероприятий, определенных статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», направленных на профилактику нарушений указанных требований.
Таким образом, органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. При этом одной из основных задач такого контроля является недопущение самовольного использования земель.
Согласно Порядку комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска осуществляет выявление самовольно размещенных нестационарных торговых объектов. По факту выявления самовольно размещенного НТО составляется акт с приложением фотосъемки (пункт 8 Порядка).
В случае наличия сведений о лицах, самовольно разместивших нестационарный торговый объект, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня составления акта, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка, письменно уведомляет таких лиц о его демонтаже. В случае, если лицо, осуществившее самовольное размещение нестационарного торгового объекта, не установлено, уведомление не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня составления акта, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка, размещается на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска и вывешивается на самовольно размещенном нестационарном торговом объекте. В уведомлении указывается на необходимость осуществления демонтажа в добровольном порядке (пункт 10 Порядка).
В случае неисполнения владельцем самовольно размещенного нестационарного торгового объекта требования о демонтаже такого объекта в добровольном порядке демонтаж осуществляется в принудительном порядке организацией, уполномоченной либо привлекаемой в соответствии с действующим законодательством Комитетом для производства работ по демонтажу (хранению) (пункт 12 Порядка).
Комитет после истечения срока, установленного для добровольного демонтажа самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, подготавливает распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска о демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта (пункт 13 Порядка).
В соответствии с Распоряжением подготавливается и направляется уведомление о принудительном демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, заказным письмом с уведомлением о вручении лицу, осуществившему самовольное размещение нестационарного торгового объекта, или вручается данному лицу лично под роспись, а если такое лицо не установлено, не менее чем за 10 (десять) дней до момента осуществления демонтажа вывешивается на самовольно размещенном нестационарном торговом объекте (пункт 14 Порядка).
В назначенный срок в присутствии представителей Комитета, участкового уполномоченного полиции или иных должностных лиц Межмуниципального Управления МВД России «Иркутское» (в случае их присутствия), представителя организации, уполномоченной либо привлекаемой Комитетом для производства работ по демонтажу, производится демонтаж самовольно размещенного нестационарного торгового объекта в принудительном порядке.
При демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта составляется акт, в котором указываются: дата, время начала и окончания работ по демонтажу, владелец (в случае наличия сведений о таком лице), местонахождение нестационарного торгового объекта, место временного хранения (пункт 15 Порядка).
При необходимости для осуществления демонтажа нестационарного торгового объекта производится его вскрытие, о чем делается отметка в акте о демонтаже нестационарного торгового объекта. При обнаружении внутри объекта материальных ценностей составляется их подробная опись, которая подписывается всеми лицами, присутствующими при демонтаже, и прилагается к акту о демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта (пункт 16 Порядка).
Самовольно размещенный нестационарный торговый объект и находящиеся в нем материальные ценности вывозятся в места временного хранения, которые определяются организацией, уполномоченной либо привлекаемой Комитетом для производства работ по демонтажу (хранению) (пункт 17 Порядка).
При этом согласно пункту 18 Порядка нестационарный торговый объект и материальные ценности, переданные на хранение, выдаются владельцу по его обращению в течение 1 (одного) месяца в Комитет при наличии документов, подтверждающих право на демонтированный нестационарный торговый объект и материальные ценности, и после возмещения расходов, связанных с уведомлением лица, осуществившего самовольное размещение нестационарного торгового объекта, публикацией информации в средствах массовой информации, а также расходов, понесенных при демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, в том числе стоимости погрузочно-разгрузочных работ, транспортных расходов, стоимости хранения и охраны в местах временного хранения по фактическим затратам.
Административные истцы, обращаясь в суд с настоящими требованиями указывают, что оспариваемое в части постановление органа местного самоуправления противоречит статье 35 Конституции Российской Федерации, статьям 2, 3, 11, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 16 Закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вместе с тем нормы права, изложенные в статьях 2, 3, 11, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 16 Закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не регулируют порядок выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, в связи с чем, оснований для признания оспариваемого Порядка несоответствующими данным нормам федерального законодательства нет.
Кроме того, в случае применения оспариваемого Порядка, лицо, установившее данный объект, не лишается своего имущества и не перестает быть его собственником, в связи с чем, доводы административных истцов о противоречии оспариваемого в части постановления ст. 35 Конституции РФ, ст. 209 ГК РФ, основаны на неверном толковании закона.
Вопросы же касающиеся задержки выдачи демонтированных в принудительном порядке объектов, не могут рассматриваться при разрешении административного дела в порядке главы 21 КАС РФ и являются последствиями применения оспариваемого Порядка к собственникам объекта.
Порядок предусматривает возможность осуществления демонтажа собственником в добровольном порядке. Кроме того, пунктом 11 Порядка предусмотрено, что, если лицо, осуществившее самовольное размещение нестационарного торгового объекта, по уважительным причинам не в состоянии выполнить демонтаж в установленный срок, то оно или уполномоченный им представитель обязан уведомить об этом Комитет до истечения установленного срока.
Доводы административных истцов сводятся к оспариванию действий администрации г. Иркутска по демонтажу самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, и правового значения при разрешении заявленных требований не имеют, поскольку указанные действия органа местного самоуправления не являются предметом настоящего спора.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого в части постановления администрации города Иркутска от 30.06.2017г. № 031-06-639/7-1 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска» законодательству, имеющему большую юридическую силу и об отказе в удовлетворении административных исков в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО2 к администрации города Иркутска о признании постановления администрации города Иркутска от 30.06.2017г. № 031-06-639/7-1 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска» недействующим в части утверждения Порядка, за исключением раздела 2 Порядка «Выявление самовольно размещенных нестационарных торговых объектов» ввиду его несоответствия законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу – оставить без удовлетворения.
Требования ФИО1 к администрации города Иркутска о признании постановления администрации города Иркутска от 30.06.2017г. № 031-06-639/7-1 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска» недействующим в части утверждения Порядка, за исключением раздела 2 Порядка «Выявление самовольно размещенных нестационарных торговых объектов» ввиду его несоответствия законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 13.07.2018г. Н.Н. Исакова