Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2016 года
Ленинский районный суд Адрес в составе
председательствующего судьи Андриановой Ю.А.,
с участием прокурора Бойко О.Н.,
при секретаре Щеголевой О.А.
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации г. Пензы об оспаривании нормативно – правового акта: постановления администрации г. Пензы от Дата Номер ,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок Номер , площадью Данные изъяты кв.м., расположенный по адресу: Адрес . На указанном земельном участке им было начато возведение нежилого помещения. Администрация г. Пензы, посчитав, что имеет место быть факт самовольного строительства, обратилась в Арбитражный суд Пензенской области о сносе самовольной постройки. В ходе рассмотрения дела в Арбитражном суде Пензенской области, Дата он узнал о имеющемся постановлении администрации г. Пензы от Дата Номер , которым были утверждены красные линии по Адрес в Адрес после завершения ее реконструкции.
ФИО1 просит учесть, что указанным постановлением администрации г. Пензы от Дата Номер нарушаются его права и законные интересы на владение, пользование и распоряжение земельным участком, а также на возведение на данном земельном участке объекта капитального строительства - гаража и иных зданий. По его мнению, указанное постановление от Дата Номер , вынесено административным ответчиком с нарушением положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, и свидетельствует о злоупотреблением администрацией г. Пензы своими правами.
ФИО1 просит суд признать постановление администрации г. Пензы от Дата Номер в части утверждения красных линий автодороги по нечетной стороне Адрес в Адрес (от Адрес в Адрес до Адрес в Адрес ), не соответствующим нормативным правовым актам, в частности Градостроительному кодексу Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации и нарушающим его права, свободы и законные интересы.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки не сообщил.
Представитель административного истца ФИО1 – А.А., действующий на основании доверенности от Дата в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал в полном объеме. Просил удовлетворить.
Представители административного ответчика: администрации г. Пензы – Л.О., действующая на основании доверенности от Дата , Ф.О., действующая на основании доверенности от Дата , в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, просили отказать в удовлетворении административного иска, поддержали пояснения изложенные в письменных возражениях.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск ФИО1 подлежащим частичному удовлетворению, допросив эксперта, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с Дата . на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером: Номер , назначение: земли населенных пунктов, индивидуальное жилищное строительство, площадью: Данные изъяты кв.м., расположенный по адресу: Адрес (л.д. 48).
Дата администрацией г. Пензы было принято постановление Номер «Об утверждении проекта планировки территории Центрального планировочного района в Адрес », который в соответствии с п. 20 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации "О общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131 и части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд признает муниципальным правовым актом (л.д. 15).
Данным муниципальным правовым актом был утвержден проект планировки территории Центрального планировочного района в Адрес с установлением красных линий, т.е. линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары; п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Указанное постановление администрации г. Пензы от Дата Номер было опубликовано в газете «М.» от Дата Номер (л.д. 84).
Однако, изучением материалов дела и пояснениями лиц участвующих в деле, установлено, что при опубликовании муниципального правового акта имело место нарушение положений ст.ст. 42, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, обязанность опубликования документации по планировке территории (проекта планировки территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, возложена главу местной администрации также ч. 16 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Требования, предъявляемые к основной части проекта планировки территории, и материалам по обоснованию проекта планировки территории, установлены ч. ч. 2 - 5 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из содержания приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что оспариваемое постановление подлежит опубликованию в полном объеме.
Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30 утверждена Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (далее - Инструкция), которая определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации (п.3.1).
Пункт 4.1. Инструкции устанавливает, что Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.
Согласно п. 4.2. Инструкции красные линии разрабатываются в составе: - плана красных линий в масштабе исходного проекта; - разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000
В разделе 5 Инструкции установлены требования к содержанию и оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий.
Согласно п. 5.1 Инструкции План красных линий и разбивочный чертеж красных линий выполняются и оформляются в соответствии с требованиями Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150 (далее – Инструкция № 150).
В силу п. 5.2. Инструкции разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой и имеет текстовую часть, которая включает, в том числе: пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий.
В соответствии с п. 5.3.4. Инструкции, устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами показываются на разбивочном чертеже черным цветом, включая, в том числе: ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки (м) и др.
В соответствии с п. 5.4 Инструкции разбивочный чертеж красных линий наряду с графической информацией должен содержать пояснительные надписи, в том числе: наименование улиц, рек, железнодорожных платформ, природных объектов и других элементов, определяющих местоположение территории в поселении.
Пункт 5. 7 Инструкции устанавливает, что на разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, а также начала кривых. При отсутствии полного комплекта поперечных профилей, предусмотренных в 5.8 настоящей Инструкции, на разбивочном чертеже должны быть показаны оси основных проезжих частей с привязкой к ним красных линий и исходными данными для расчета координат точек пересечения осей, переломных точек и вершин углов поворота осей. Образец оформления разбивочного чертежа красных линий приводится в Приложении Б.
В соответствии с под. 6 п. 3.2.1 Инструкции № 150, на плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.
Подпункт 7 пункта 3.2.1 Инструкции № 150 определяет, что на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.
Согласно п.п. 4 п. 3.2.1 Инструкции № 150 графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают:
- схему размещения проектируемой территории в структуре поселения (М 1:10000 - М 1:5000);
- план современного использования территории (опорный план);
- план красных линий (основной чертеж);
- разбивочный чертеж красных линий;
- схему организации транспорта и улично-дорожной сети;
- схему размещения инженерных сетей и сооружений;
- схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории;
В соответствии с п.п. 8 п. 3.2.1 Инструкции № 150 разбивочный чертеж красных линий выполняется в соответствии с инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации.
Таким образом, из анализа норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.п. 4.1, 4.4, 5.2, 5.3.4, 5.4, 5.7 Инструкции, подп. 4, 7, 8 п. 3.2.1 Инструкции № 150 суд приходит к выводу о том, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующих границ землепользования, а картографические материалы по земельному участку должны содержать чертежи красных линий с координатами узлов и точек излома проектных красных линий и привязкой их к закрепленным на местности геодезическим знакам, опорным зданиям и сооружениям.
Из дела видно, что оспариваемый документ опубликован в официальном печатном издании поселения - газете "М." Дата ., N Номер , вместе с проектом планировки территории, содержащим, в том числе и чертеж красных линий (л.д. 84), однако, требования вышеуказанных Инструкций соблюдены не были.
Данное обстоятельство помимо прочего подтверждено заключением эксперта Ф. от Дата Номер , согласно которому: разбивочный чертеж красных линий, утвержденный в составе Проекта планировки территории Центрального планировочного района в городе Адрес , утвержденный постановлением администрации г. Пензы от Дата Номер , не соответствует требованиям Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30, так как на данном чертеже отсутствуют исходные данные для установления местоположения красных линий и расчета координат их точек, а именно: каталог координат, масштаб, координатная сетка, протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, а также начала кривых, поперечные профили, а также отсутствуют данные об ответственном исполнителе разбивочного чертежа, его подпись и подписи должностных лиц, согласовавших разбивочный чертеж;
для устранения несоответствия разбивочного чертежа красных линий, в составе Проекта планировки территории Центрального планировочного района в городе Адрес , утвержденного постановлением администрации г. Пензы от Дата Номер требованиям Инструкции, необходимо подготовить разбивочный чертеж красных линий в соответствии действующим Градостроительным законодательством РФ и утвердить его в составе Проекта планировки территории и т.д.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Ф.К.Ю. выводы, изложенные им в экспертном заключении от Дата Номер поддержал в полном объеме. Пояснил суду, что красные линии на Адрес в Адрес , установленные Проектом планировки территории Центрального планировочного района в городе Адрес и утвержденные постановлением администрации г. Пензы от Дата . Номер в своем составе содержит - разбивочный чертеж красных линий, но на указанном чертеже отсутствуют исходные данные (каталог координат, масштаб, координатная сетка, протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, начала кривых, поперечные профили) необходимые для установления местоположения красных линий; то есть определить на местности местоположение установленных красных линий не возможно.
Суд считает возможным руководствоваться указанным заключением эксперта Ф. от Дата Номер , поскольку эксперт К.Ю. имеет высшее образование, квалификацию инженера по специальности «Земельный кадастр», стаж работы по специальности с Дата г., квалификацию судебного эксперта по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», стаж экспертной работы по которой с Дата г., квалификацию судебного эксперта по специальности 27.1 «Исследование объектов землеустройства, в том числе с определением их границ на местности» стаж экспертной работы по которой с Дата г.; должность – государственный судебный эксперт, предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и выводы, содержащиеся в экспертном заключении, не вызывают у суда сомнений в их правильности и объективности, поскольку они основаны на исследованных экспертом материалах дела.
Кроме того, каких-либо убедительных доказательств, опровергающих выводы экспертного заключения Ф. от Дата Номер , суду представлено не было.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждено, что по земельному участку, расположенному по адресу: Адрес , принадлежащему ФИО1 на праве собственности, площадью Данные изъяты кв.м., проходит красная линия, о существовании которой собственник земельного участка не был информирован, а опубликованный в официальном печатном издании поселения - газете "М." Дата ., N Номер чертеж красных линий, не соответствует п.п. 4.1, 4.4, 5.2, 5.3.4, 5.4, 5.7 Инструкции, подп. 4, 7, 8 п. 3.2.1 Инструкции № 150, поскольку выполнен он в не установленном масштабе и не содержит исходных данные (каталог координат, масштаб, координатная сетка, протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, начала кривых, поперечные профили и т.д.).
Согласно статье 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
По смыслу указанных норм законодательства, право собственника земельного участка должно осуществляться таким образом, чтобы собственник имел возможность осуществлять его освоение (застройку) обслуживание и последующую эксплуатацию.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что право собственности на земельный участок по адресу: Адрес , с кадастровым номером: Номер , площадью – Данные изъяты кв.м., разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, зарегистрировано ФИО1, в установленном законом порядке - Дата , сведения об установлении каких-либо обременений по указанному земельному участку в материалах дела отсутствуют. В связи с чем, установление красных линий по земельному участку, принадлежащему административному истцу на праве собственности, противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 6 Постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным, если он одновременно не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Однако, администрацией г. Пензы, на которую законом возложена обязанность доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не представлено доказательств соответствия разбивочного чертежа красных линий, утвержденного в составе Проекта планировки территории Центрального планировочного района в городе Адрес , утвержденного постановлением администрации г. Пензы от Дата Номер ч. 11 - 12. ст. 1, ч. 2- 6 ст. 42, п. 16, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 47 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 5.2 Устава муниципального образования "Город Пенза".
В силу ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При изложенных обстоятельствах, постановление администрации г. Пензы от Дата Номер «Об утверждении проекта планировки территории Центрального планировочного района в городе Пензе» в части касающейся утверждения прохождения красных линий по земельному участку общей площадью Данные изъяты кв.м., с кадастровым номером Номер , принадлежащему ФИО1 является не соответствующим ч. 11 - 12. ст. 1, ч. 2- 6 ст. 42, п. 16 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 47 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 5.2 Устава муниципального образования "Город Пенза", что в силу ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ФИО1 является обоснованным и подлежит удовлетворению в части, касающейся утверждения прохождения красных линий по принадлежащему ему на праве собственности земельному участку.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 к администрации г. Пензы об оспаривании нормативно – правового акта: постановления администрации г. Пензы от Дата Номер удовлетворить частично.
Признать недействующим постановление администрации г. Пензы от Дата Номер «Об утверждении проекта планировки территории Центрального планировочного района в городе Адрес » в части касающейся утверждения прохождения красных линий по земельному участку общей площадью Данные изъяты кв.м., с кадастровым номером Номер , принадлежащему ФИО1, как не соответствующее пунктам 11, 12 статьи 1, частям 2 - 6 статьи 42, п. 16 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 47 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 5.2 Устава муниципального образования "Город Пенза".
В остальной части административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2016 года.
Судья Ю.А. Андрианова