ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-259/2021 от 17.03.2021 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело№2а-259/2021

РЕШЕНИЕ

ИменемРоссийскойФедерации

17 марта 2021 года город Уфа

Калининскийрайонныйсудг.УфыРеспубликиБашкортостанвсоставе:председательствующегосудьиТухбатуллинойЛ.Х.,

присекретареВасютинойИ.В.,

рассмотреввоткрытомсудебномзаседанииадминистративноедело по административному ФИО6 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, АдминистрациигородскогоокругагородУфаРеспубликиБашкортостан,Управлениюземельныхиимущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, начальникуУправления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО2 о признании отказав заключении договора купли-продажи земельного участканезаконным, установлении вида разрешенного использования земельного участка,

установил:

ФИО3 обратился всудсадминистративнымиском, с последующим уточнением, АдминистрациигородскогоокругагородУфаРеспубликиБашкортостан,Управлениюземельныхиимущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, начальнику Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО2, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействительным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка, возложении обязанности установить вид разрешенного использования земельного участка,

Вобоснованииисковыхтребованийистец указал,чтоявляется собственником дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по правилам землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ рассмотрела вопрос о внесении изменений в карту градостроительного зонирования в части корректировки границ территориальных зон ОД-3 на Ж-1 земельного участка с кадастровым номером <адрес> по <адрес>, в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано ввиду того, что данный земельный участок расположен в территориальной зоне ОД-3, установление вида разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» не представляется возможным.

Между тем, из решения Калининского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО3 о признании права собственности на жилой дом усматривается, что спорный земельный участок был предоставлен истцу под строительство индивидуального жилого дома.

Истцом земельный участок использован по целевому назначению, построен жилой дом и надворные постройки.

Поскольку Правила землепользования и застройки города Уфы были приняты в 2008 году, а земельный участок с кадастровым номером был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что действия указанных Правил не распространяется на использование спорного земельного участка.

Проситсудпризнатьнезаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора купли-продажи земельного участка в отношении А.В.АБ. в собственность, общей площадью 1697 кв.м, с кадастровым номером 02:55:040403:2473, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан установитьвид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:040403:2473, «Для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>; указать в резолютивной части решения суда о том, что решение Калининского районного суда <адрес> по данному делу является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Всудебном заседании административный истец ФИО3, его представитель ФИО4 исковыетребованияподдержали,просили удовлетворитьпооснованиям,изложеннымвадминистративномисковомзаявлении.

Всудебноезаседаниепредставители административных ответчиков АдминистрацииГОг.Уфа, УЗИОАдминистрацииГОг.Уфа МЗИО РБ, административный ответчик ФИО5, представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по РБ, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ» неявились,извещены надлежащимобразом.

Суд,выслушавобъяснениясторон,исследовавматериалыдела,считаетисковыетребованиянеобоснованнымииподлежащимиудовлетворениюпоследующимоснованиям.

Частями9,11ст.226КАСРФустановлено,чтоеслииноенепредусмотренонастоящимКодексом,прирассмотренииадминистративногоделаобоспариваниирешения,действия(бездействия)органа,организации,лица,наделенныхгосударственнымиилиинымипубличнымиполномочиями,судвыясняет:

нарушенылиправа,свободыизаконныеинтересыадминистративногоистцаилилиц,взащитуправ,свободизаконныхинтересовкоторыхподаносоответствующееадминистративноеисковоезаявление;

соблюденылисрокиобращениявсуд;

соблюденылитребованиянормативныхправовыхактов,устанавливающих:

а)полномочияоргана,организации,лица,наделенныхгосударственнымиилиинымипубличнымиполномочиями,напринятиеоспариваемогорешения,совершениеоспариваемогодействия(бездействия);

б)порядокпринятияоспариваемогорешения,совершенияоспариваемогодействия(бездействия)вслучае,еслитакойпорядокустановлен;

в)основаниядляпринятияоспариваемогорешения,совершенияоспариваемогодействия(бездействия),еслитакиеоснованияпредусмотренынормативнымиправовымиактами;

соответствуетлисодержаниеоспариваемогорешения,совершенногооспариваемогодействия(бездействия)нормативнымправовымактам,регулирующимспорныеотношения.

Обязанностьдоказыванияобстоятельств,указанныхвпунктах1и2части9настоящейстатьи,возлагаетсяналицо,обратившеесявсуд,аобстоятельств,указанныхвпунктах3и4части9ивчасти10настоящейстатьи,-наорган,организацию,лицо,наделенныегосударственнымиилиинымипубличнымиполномочиямиипринявшиеоспариваемыерешениялибосовершившиеоспариваемыедействия(бездействие).

Истцу ФИО3 принадлежитнаправесобственности жилой дом,площадью 31,4 кв.м,расположенныйпоадресу: РБ, <адрес>.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером

Вматериалахделаимеется выписка из ЕГРНна испрашиваемый земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ годаскадастровымномером ,согласнокоторомуземельныйучастокпоадресу:РБ, <адрес>,площадью 1697 кв.м,отнесенкземлямнаселенныхпунктов,какие-либоправанаиспрашиваемыйземельныйучастокнезарегистрированы.

Указание на разрешенный вид использования земельного участка на настоящий момент по сведениям ЕГРН отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по правилам землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ рассмотрела вопрос о внесении изменений в карту градостроительного зонирования в части корректировки границ территориальных зон ОД-3 на Ж-1 земельного участка с кадастровым номером по <адрес>, в <адрес>.

По результатам рассмотрения данного вопроса, комиссия признала внесение изменений в правила землепользования нецелесообразным, указав при этом, что территориальные зоны не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В ответ на обращение истца вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, УЗИО Администрация г. Уфы РБ сообщила, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ Федеральная кадастровая палата по РБ уведомило Администрацию ГО г. Уфа РБ о невозможности внесения сведений в ЕГРН в соответствии с решением УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ -рз от ДД.ММ.ГГГГ в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка, указанного в решении, территориальному зонированию ГО г. Уфа РБ, утвержденному решением Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, с заявлением о предоставлении земельного участка, с кадастровым номером , расположенным по вышеназванному адресу, общей площадью 1 697 кв.м в собственность за плату.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Истцу было отказано ввиду того, что данный земельный участок расположен в территориальной зоне ОД-3, установление вида разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» не представляется возможным.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 28 пункт 3 собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками, расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как усматривается из материалов дела и установлено решением Калининского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, на основании постановления главы администрации города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием в бюджете города средств на финансирование строящихся поселков-спутников с целью привлечения внебюджетных средств на инженерное и социальное обустройство поселков спутников, дирекциям строящихся поселков-спутников разрешенозаключать договоры с физическими и юридическими лицами на долевое участие в финансировании строительства инженерных коммуникаций в счет предоставления им земельных участков для строительства жилых домов. Для этих целей на поселок-спутник «Шакша-Северная» выделено 483 земельных участка.

Как усматривается из Устава некоммерческого партнерства «Дирекция индивидуального строительства «Шакша-Северная», зарегистрированного на основании Постановления Администрации Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, реорганизованного из общественной организации «Дирекция индивидуального строительства «Шакша-Северная» Калининского района г.Уфы», зарегистрированной постановлением главы администрации Калининского района г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, данное некоммерческое партнерство «Дирекция индивидуальных застройщиков «Шакша-Северная» Калининского района г.Уфы» (в дальнейшем «Дирекция») является самостоятельной некоммерческой организацией, созданной в результате реорганизации в форме преобразования общественной организации «Союз индивидуальных застройщиков» микрорайона «Шакша-Северная», зарегистрированной постановлением главы администрации Калининского района г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 2.1. Устава «Дирекция» - основанная на членстве некоммерческая организация, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее прибыль между Участниками (Учредителями), учрежденная гражданами, получившими от администрации г.Уфы разрешение на право использования земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в микрорайоне «Шакша-Северная», для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей и задач, предусмотренных Уставом. В соответствии с п. 2.2. Устава основными целями «Дирекции» являются решение социальных (хозяйственно-жилищных), культурных, управленческих вопросов, удовлетворение иных нематериальных потребностей граждан, защита и представление их прав и законных интересов, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи членам общества на период застройки, благоустройства и существования микрорайона «Шакша-Северная», с привлечением средств учредителей общества и органов власти Калининского района г.Уфы и Республики Башкортостан.

Как усматривается из обязательства ФИО3, являющегося членом Союза индивидуальных застройщиков микрорайона «Шакша-Северная», застройщиком земельного участка, он обязался вносить денежные средства для финансирования работ по проектированию и сооружению инженерных сетей коллективного пользования, а также по благоустройству осваиваемой территории жилмассива.

Спорный земельный участок был обременен строением - жилым домом с 1999 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В силу положений части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Решением Совета городского округа г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О Правилах землепользования и застройки городского округа г.Уфа Республики Башкортостан», в статье 44, Таблице 1, утверждены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам городского округа.

Исходя из указанного Решения , участок с кадастровым номером находится в зоне «ОД-3».

Согласно п. 43.3 Решения , общественно-деловая зона ОД-3 - зона широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей центры районного значения, включающие объекты социального, культурного, спортивного назначений.

В соответствии с частью 9 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

Определение вида разрешенного использования земельного участка должно осуществляться с учетом назначения объектов, расположенных на этом участке, правового зонирования территории, вида деятельности, фактически осуществляемого владельцем участка. Определение вида разрешенного использования земельного участка должно быть произведено в целях приведения его в соответствие с правоустанавливающими документами на объект недвижимости.

Согласно п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся, в том числе дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка

В силу пп. 2 и 3 ст. 13 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.

Как предусмотрено пп. 2, 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны направить в орган регистрации прав, в том числе принятые им решения об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

При этом как следует из подп. 3 п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 1015 г. , вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:

установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием, в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;

вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГPH на земельный участок с записями реестра границ или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ соответствует запись о соответствующей зоне).

Исходя из приведенных положений, законодательство о кадастровом учете и регистрации прав на сегодняшний день не содержит запрета на внесение в ЕГРН сведений о фактическом разрешенном использовании земельного участка, соответствующем виду разрешенного использования объекта капитального строительства, но не предусмотренном градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны.

Вместе с тем отсутствие порядка действий в указанной ситуации не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок и на использование как самого объекта, так и сдельного участка в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством.

Из п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, чч. 8 - 10 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если пользование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

Таким образом и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (ст. 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются Федеральными законами и требованиями специальных Федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором (Приказ Минэкономразвития от 01.09.2014 г. № 540), утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. 540 и действует с 24.12.2014 г.

Пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171 -ФЗ «О внесении вменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентировано, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном Земельного кодекса Российской Федерации правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования, признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору (ФЗ от 23.06.2014 № 171 -ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты. При этом в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Земельного кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Функциональное назначение объектов недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, имеет определяющее значение при установлении вида разрешенного использования земельного участка, отсутствие вида разрешенного использования земельного участка нарушает положения статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, в части установления принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов

Таким образом, не определение разрешенного вида использование земельного участка приводит к нарушению прав административного истца, как фактического пользователя данного земельного участка и собственника объекта капитального строения, расположенного на данном земельном участке.

При этом в силу указанных положений закона к компетенции собственника земельного участка отнесено уведомление органа кадастрового учета об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка, как и принятие решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении пользователя земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Таким образом, поскольку вид разрешенного использования земельного участка не был определен при его предоставлении, отказ ответчика в установлении вида разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не соответствует закону.

При этом ФИО3, лишен возможности оформления права на указанный участок, в том числе, для осуществления оплаты налогов либо арендной платы за участок, ввиду отсутствия вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которыхбыло подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными требования административного истца о признании незаконным бездействия административных ответчиков в непринятии решения об определении разрешенного вида использования земельного участка и возложить на ответчика обязанность по установлению вида разрешенного использования спорного земельного участка.

Руководствуясьст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РоссийскойФедерации,суд

решил:

исковые требования ФИО1, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1697 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан установитьвид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

РешениеможетбытьобжаловановВерховныйсудРеспубликиБашкортостан,путемподачиапелляционнойжалобывтечениеодногомесяцачерезКалининскийрайонныйсуд.

Судья Л.Х.Тухбатуллина