Дело № 2а-25/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Большереченский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Андреевой Н.Ю. при секретаре судебного заседания Гавриловой А.Ш., при участии в подготовке к судебному процессу помощника судьи Непомнящих Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье Омской области 29 января 2020 года административное дело по иску межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Омской области обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к ФИО1 В обоснование требований указала, что ответчик является плательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество. В связи с тем, что ФИО1 указанную в налоговом уведомлении сумму транспортного, земельного налога и налога на имущество уплатил несвоевременно, в порядке ст. 75 НК РФ на сумму недоимки начислена пеня в сумме 13839,21 рублей. В адрес должника было направлено требование об уплате сумм налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором сообщалось о наличии задолженности и предлагалось погасить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность по пени по транспортному налогу в размере 13790,90 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени по земельному налогу в размере 35,32 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 12,99 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии межрайонная ИФНС России № 2 по Омской области исковые требования уточнила, просила взыскать с административного ответчика задолженность по пени по транспортному налогу в размере 1480,33 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указав, что данная сумма пени начислена на задолженность за 2016 год в размере 26070 рублей, за 2017 год – в размере 13035 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя истца.
Административный ответчик ФИО1 участия в судебном заседании не принимал, о дне, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором выразил несогласие с исковыми требованиями, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его банкротом. Решением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ он признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества, по завершении которой ДД.ММ.ГГГГ суд определил освободить его от дальнейшего исполнения требований кредиторов. В связи с этим, просил применить срок исковой давности к сумме пени за 2014 – 2015 г.г. в сумме 9070,36 рублей. Последствием введения процедуры банкротства является установление запрета на начисление неустоек (штрафов, пеней). Оснований для начисления неустойки на текущие платежи отсутствуют, поскольку процедура завершена ДД.ММ.ГГГГ, а имущество реализовано в 2017 – 2018 г.г. Просил отказать в удовлетворении требований.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч.ч. 4, 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 8 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).
На основании ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год.
Статьей 363 НК РФ определен срок уплаты налога, который подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплачивается на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В ст. 11 НК РФ под недоимкой понимается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период 2016 – 2017 г.г. ФИО1 на праве собственности принадлежали транспортные средства <данные изъяты>, 1982 г.в., государственный регистрационный знак №; <данные изъяты>, 1994 г.в., государственный регистрационный знак №; <данные изъяты>, 2011 г.в., государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в связи с чем ФИО1 являлся плательщиком транспортного налога.
ДД.ММ.ГГГГ межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области ФИО1 направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за 2016-2017 г.г. на общую сумму 52140 рублей, по 26070 рублей за каждый год, который предложено уплатить не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу требований ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
На основании ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области направлено требование № об уплате пени, в том числе по транспортному налогу в размере 2183,67 рублей, начисленной на недоимку в сумме 26903 рубля, и в размере 11607,23 рублей, начисленной на недоимку в сумме 26070 рублей.
Как следует из уточненных исковых требований, задолженность по пени по транспортному налогу в размере 1480,33 рублей начислена на задолженность за 2016 год в размере 26070 рублей и за 2017 год – в размере 13035 рублей.
Поскольку в силу вышеприведенных правовых норм транспортный налог за 2016 год подлежал уплате не позднее ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО1 образовалась недоимка, следовательно, требование об уплате налога и пени должно было быть направлено ему не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств направления ответчику в указанный срок требования об уплате транспортного налога за 2016 год административным истцом суду не представлено.
Как следует из материалов дела, налоговое уведомление на уплату транспортного налога за 2016 год направлено ответчику лишь ДД.ММ.ГГГГ, а требование об уплате пени направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, административным истцом нарушен предусмотренный налоговым законодательством срок направления должнику требования об уплате недоимки.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Применительно к вышеуказанным нормам, следует, что при соблюдении срока направления требования об уплате недоимки заявление о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени должно было быть подано административным истцом не позднее ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ (дата, не позднее которой должно было быть направлено требование) + 6 дней (срок вручения требования) + 8 дней (срок исполнения требования, при отсутствии иного срока исполнения) + 6 месяцев (срок обращения в суд).
Из имеющегося в материалах дела определения мирового судьи судебного участка № в Большереченском судебном районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ИФНС РФ № по Омской области обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1 только ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о пропуске срока для обращения в суд за взысканием задолженности по пене за 2016 год.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, административный истец обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате пени по транспортному налогу за 2016 год по истечении установленного срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности. При этом, ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи иска в суд административным истцом не заявлено.
Между тем, возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено и судом не установлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Исходя из изложенного, оснований для восстановления административному истцу срока обращения за судебной защитой суд не усматривает.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании задолженности по пене по транспортному налогу за 2016 год не имеется.
Кроме того, административным истцом заявлено требование о взыскании с ответчика задолженности по пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начисленной на транспортный налог за 2017 год в размере 13035 рублей.
Доказательств своевременной уплаты транспортного налога за 2017 год ответчик суду не представил. Более того, из представленных ответчиком возражений следует, что в установленный срок указанный налог им уплачен не был.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика задолженности по пени по транспортному налогу за 2017 год является обоснованным.
Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма пени составит 402,67 рублей (13035 р. х 13 дн. (ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ) х 7,5 %:300) + (13035 р. х 107 дн. (ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ) х 7,75 %:300).
Доводы возражений административного ответчика ФИО1 об отсутствии оснований для начисления пени в связи с введением в отношении него ДД.ММ.ГГГГ процедуры банкротства, которая завершена ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельными в силу следующего.
Из представленных ответчиком документов следует, что на основании определения Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № дела № заявление ФИО1 о признании его банкротом признано обоснованным, в отношении него введена процедура реструктуризации долгов.
Согласно п. 1 ст. 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 2 указанной статьи с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия:
требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.
Определением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ завершена реализация имущества ФИО1, последний освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, за исключением требований кредиторов, предусмотренных п. 5 ст. 213.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", требований, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина, а также требования ФИО4, установленного определением Арбитражного суда Омской области по настоящему делу от ДД.ММ.ГГГГ, в его непогашенной части.
На основании п. 5 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Понятие текущих платежей раскрывается в ст. 5 указанного Федерального закона, согласно которой под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Поскольку обязательство ФИО1 об уплате транспортного налога и пени по транспортному налогу за 2017 год возникло после даты принятия Арбитражным судом Омской области заявления о признании его банкротом, оснований для освобождения ФИО1 от уплаты задолженности по пени по транспортному налогу за 2017 год не имеется.
Исходя из вышеизложенного, требование истца о взыскании с ответчика задолженности по пени по транспортному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 402 рублей 67 копеек подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области к ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области задолженность по пени по транспортному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 402 рублей 67 копеек.
В удовлетворении остальной части иска межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Большереченский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Андреева
Решение в окончательной форме изготовлено 05 февраля 2020 года.