ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-25/2018 от 10.05.2018 Ярославского гарнизонного военного суда (Ярославская область)

дело № 2а-25/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2018 года город Ярославль

Ярославский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего по делу – судьи Дворова Р.С., при секретаре судебного заседания Комаровой Е.Е., с участием административного истца Маркелова А.Д., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего военной комендатуры (гарнизона,
2 разряда, город Ярославль) старшего лейтенанта Маркелова Артема Дмитриевича об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, город Ярославль) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с предоставлением административному истцу служебного жилья и направлением сведений об отказе от предоставленного служебного жилья.

установил:

Маркелов А.Д. обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что с 28 июня 2016 года проходит военную службу в военной комендатуре (гарнизона, 2 разряда, город Ярославль) в должности начальника гауптвахты. Состоит в списке на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы. Арендует за свой счет жилье для проживания. Сообщением начальника отделения (территориальное, город Ярославль) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отделение ЗРУЖО) № 76/525-17 от 3 июля 2017 года ему предложена комната в общежитии по адресу: город Ярославль, улица Шевелюха, дом 60а, общежитие «Модуль» № 1, комната № 1. От предложенного жилья он письменно оказался ввиду выявленных им нарушений санитарных, технических норм и норм пожарной безопасности. Данный отказ был направлен отделением ЗРУЖО в федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» (далее – УФО), на основании которого УФО отказало ему в выплате компенсации за наем жилья. В ходе рассмотрения в Ярославском гарнизонном военном суде административного дела № 2а-19/18 по его административному исковому заявлению об оспаривании решения начальника УФО об отказе в выплате ему компенсации за наем жилья, Маркелову А.Д. стало известно, что предложенная комната в общежитии является нежилой.

Полагая свои жилищные права нарушенными, Маркелов А.Д. просил суд признать незаконными действия начальника отделения ЗРУЖО, связанные с предоставлением ему комнаты в нежилом здании и направлением сведений об отказе от данного жилья в УФО. Возложить на начальника отделения ЗРУЖО обязанность по отзыву из УФО сведений об отказе от предоставленного жилого помещения.

В судебном заседании административный истец, настаивая на удовлетворении заявленных требований, уточнил, что ему была предоставлена именно комната в нежилом здании. При этом пояснил, что не является специалистом, уполномоченным давать оценку соответствия помещения техническому и санитарному состоянию, но в силу имеющегося у него образования может производить его оценку на соответствие нормам пожарной безопасности. В 2017 году в ходе проведения проверки здания, в котором ему была предложена для проживания комната, были выявлены нарушения норм пожарной безопасности. Обстоятельство вселения в настоящее время в указанную комнату другого военнослужащего, по его мнению, не свидетельствует об отсутствии выявленных нарушений.

Административный ответчик и его представитель, а также привлеченные к участию в деле: административный соответчик – федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и его представитель, заинтересованное лицо на стороне административного ответчика – федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», в суд не прибыли.

В представленных в суд возражениях административный ответчик просила отказать в удовлетворении административного искового заявления Маркелова А.Д., ссылаясь на отсутствие принятого уполномоченным органом решения о признании предложенного административному истцу жилья непригодным для проживания, отсутствие у Маркелова полномочий на обследование технического состояния жилья и принятие решения о его пригодности (непригодности) для проживания. Поскольку здание, в котором административному истцу было предложено жилье, 1994 года постройки, вводилось в эксплуатацию, как общежитие для временного проживания военнослужащих и лиц гражданского персонала, то его перевод в категорию нежилых зданий не может быть осуществлен на основании письма заместителя руководителя Росреестра, на которое ссылается Ярославское отделение АО «Ростехинвентаризация – БТИ».

В направленных в суд возражениях представитель административного соответчика просила отказать в удовлетворении заявленных Маркеловым требований. В обоснование указала на пропуск им срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, отсутствие решения уполномоченного органа о признании непригодным для проживания предложенного Маркелову жилья, а также на факт его перераспределения и заселение в настоящее время другим военнослужащим.

Заинтересованное лицо на стороне административного ответчика возражений относительно административного искового заявления в суд не представило.

Заслушав административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с чч. 1, 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов административного дела, об обстоятельствах того, что здание – общежитие «Модуль» № 1, в котором Маркелову А.Д. начальником отделения ЗРУЖО предложена комната, учтено как нежилое здание, административный истец узнал в суде из сообщения начальника Ярославского отделения Верхне-Волжского филиала акционерного общества «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 7 марта 2018 года.

С настоящим административным исковым заявлением Маркелов А.Д. обратился в суд 14 марта 2018 года, что подтверждается входящим штампом суда. Доказательств того, что административный истец ранее указанной даты обладал названной информацией, суду административным ответчиком, административным соответчиком представлено не было.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, срок на обращение в суд с административным исковым заявлением Маркеловым А.Д. не пропущен.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года
№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются Федеральными законами и иными нормативным правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 3 указанного Закона установлено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Как следует из копии уведомления начальника отделения ЗРУЖО
№ 76-48/164 Маркелов А.Д., составом семьи 1 человек, включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в военной комендатуре Ярославского гарнизона в городе Ярославле.

Сообщением начальника отделения ЗРУЖО № 76/525-17 от 3 июля 2017 года Маркелову А.Д. предложено жилое помещение в общежитии по адресу: город Ярославль, улица Шевелюха, дом 60а, общежитие «Модуль» № 1, комната № 1, этаж № 1, от которого административный истец отказался, ввиду непригодности для проживания, по причине выявленных им нарушений санитарных, технических норм и норм пожарной безопасности.

Вместе с тем, ч. 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В силу пп. 1, 4, 5 Порядка принятия Министерством обороны Российской Федерации решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 января 2017 года № 11, решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан принимается заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил), жилищное обеспечение, на основании заключения межведомственной комиссии, осуществляющей оценку и обследование помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан, в соответствии с требованиями, установленными Положением.

Доказательств наличия соответствующего заключения межведомственной комиссии и решения указанного заместителя Министра обороны Российской Федерации о признании непригодным для проживания предоставленной Маркелову А.Д. комнаты в общежитии по адресу: город Ярославль, улица Шевелюха, дом 60а, общежитие «Модуль» № 1, комната
№ 1, этаж № 1, суду не представлено и по делу не судом не установлено.

При указанных обстоятельствах отказ Маркелова от предложенной ему комнаты в общежитии, в отсутствие признания в установленном ч. 4 ст. 15 ЖК РФ порядке предложенного жилья непригодным к проживанию, по указанным административным истцом основаниям, является необоснованным.

Что касается утверждения административного истца о предоставлении ему комнаты в общежитии, находящейся в нежилом здании, то суд исходит из следующего.

Действительно, согласно копии сообщения начальника Ярославского отделения Верхне-Волжского филиала акционерного общества «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (далее – отделение БТИ) от
7 марта 2018 года, данное отделение выполняло работы по технической инвентаризации и кадастровые работы по постановке на государственный кадастровый учет общежития «Модуль» № 1, и учла данный объект недвижимости как нежилое здание.

Вместе с тем, согласно составленному данным отделом БТИ техническому паспорту здания, расположенному по адресу: Ярославская область, город Ярославль, улица Шевелюха, дом 60а, общежитие № 1, копия которого исследована в суде, оно построено в 1994 году, полезная площадь жилых помещений здания составляет 553,1 кв.м, в том числе жилая площадь 305,3 кв.м. Здание имеет однокомнатные, двухкомнатные и трехкомнатные квартиры по числу комнат, отапливается от ТЭЦ, с централизованным водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением, в том числе ванны и душа, установленной скрытой проводкой, естественной вентиляцией, с процентом износа здания – 37 %.

Согласно экспликации к поэтажному плану данного технического паспорта, комната (квартира) № 1 на этаже № 1 общежития «Модуль» № 1 имеет общую площадь 31,6 кв.м. (жилую 13,4 кв.м.), включает в себя комнату, коридор, санузел и кухню.

Указанное здание находится на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «3 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Институт), что подтверждается копией приказа Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 28 июля 2015 года № 1665, копией сообщения начальника испытательного полигона железнодорожной техники от 6 марта 2018 года и копией ответа врио начальника Института от 12 марта 2018 года

Как следует из сообщения заместителя директора Департамента имущественных отношений от 13 апреля 2018 года № 141/10887, здание по адресу: Ярославская область, город Ярославль, улица Шевелюха, дом 60а, общежитие № 1 отнесено к общежитию.

При таких данных следует, что, несмотря на учет отделением БТИ здания по адресу: город Ярославль, улица Шевелюха, дом 60а, общежитие «Модуль № 1», в качестве нежилого, характеристики здания, конструктивные элементы и имеющиеся условия для проживания, не свидетельствуют о том, что находящиеся в нем помещения являются нежилыми или непригодными к проживанию.

При этом суд учитывает, что действующим законодательством не установлен порядок изменения назначения здания. Такая возможность предусмотрена для отдельных жилых помещений, согласно главе 3 ЖК РФ.

В силу ч. 1 ст. 92, чч. 1 и 2 ст. 94 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях, которые предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.

Согласно ч. 1 ст. 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что предложенная административному истцу комната № 1 на этаже № 1 в общежитии
«Модуль» № 1 в доме 60а по улице Шевелюха в городе Ярославле является жилым помещением, пригодным к проживанию, ее площадь соответствует требованиям ч. 1 ст. 105 ЖК РФ, а статус общежития, как жилого помещения специализированного жилого фонда, подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

При указанных обстоятельствах, предложение Маркелову начальником отделения ЗРУЖО вышеуказанной комнаты в общежитии является правомерным. Соответствующими требованиям п. 4 Инструкции об организации в Вооруженных силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года № 303, являются и действия начальника отделения ЗРУЖО по направлению в УФО сведений об отказе Маркелова А.Д. от предложенной ему комнаты в общежитии.

В связи с изложенным требования административного истца о признании незаконными действий начальника отделения ЗРУЖО, связанных с предоставлением ему комнаты в нежилом здании и направлением сведений об отказе от данного жилья в УФО, возложении на начальника отделения ЗРУЖО обязанности по отзыву из УФО сведений о его отказе от предоставленного жилого помещения, удовлетворению не подлежат.

Поскольку в удовлетворении административного искового заявления Маркелова А.Д. отказано, то с учетом положений ч. 1 ст. 111 КАС РФ, оснований для возмещения ему судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей не имеется.

Руководствуясь ст. 111, 175-180, 219 и 227 КАС РФ, военный суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Маркелова Артема Дмитриевича об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, город Ярославль) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с предоставлением административному истцу служебного жилья и направлением сведений об отказе от предоставленного служебного жилья, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Ярославский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Р.С. Дворов